Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Социальные медиа как пространство альтернативного политического действия: смерть мифа?

[10:08 04 февраля 2021 года ] [ Strategic Group Sofia, 2021 ]

Cоциальная мифология общества содержит два типа мифопоэтических конструктов — миф о конструировании-удержании и миф о разрушении-освобождении.

Процесс общественной жизни имеет всегда целенаправленный и осознаваемый в конкретно-исторической форме характер. В нем участвует множество людей со своими субъективно осознаваемыми интересами и целями, которые складываются во взаимосвязанные структуры совместного действия. Это общее действие и представляет собой живой исторический процесс во всем своем многообразии — его осмысливают представители живущих поколений, его закономерные и устойчивые моменты изучают социальные науки, применяя свои познавательные средства. В результате складывается некоторый объективно существующий массив знаний, опираясь на который каждый из нас создает свое индивидуальное видение общества, выделяет значимые для себя формы социального общения и осознанно участвует в них, преследуя свои субъективные цели. Субъективная картина общественной жизни укоренена в объективных, независимых от отдельного человека, исторически сформированных в данное время, практиках и меняется вместе с ними.

Формируемый объективно, в конкретных исторических условиях, тип социального общения представляет собой упорядоченный процесс взаимодействия между людьми, в котором можно выделить две качественные стороны — объективную, связанную с физической активностью и субъективную, связанную с мышлением.

Субъективная сторона может быть рассмотрена как процесс возникновения, использования и изменения взаимосвязанных рациональных и иррациональных компонентов социального мышления. Рациональные компоненты социального мышления описываются социальными науками как философско-идеологические конструкты, иррациональные компоненты — как мифопоэтические конструкты.

Каждое общество несет в себе актуальные мифы, которые представляют собой живую ткань сознания, которая усваивается отдельным индивидом в процессе социализации наряду с другими качествами, необходимыми для жизни в данном, конкретном обществе. Миф позволяет формировать человеку образы происходящего как целостного пространства жизни, удерживать процесс жизни в его единстве, несмотря на все происходящие в нем изменения. Опираясь на имеющиеся базовые мифы, люди вырабатывают способность к социальному взаимодействию и становятся способными к совместному производству всех условий, необходимых для поддержания собственной жизни.

Рациональные и иррациональные компоненты социального мышления имеют обусловленную своей природой логику развития, а также длительность актуального присутствия в сознании людей. Несмотря на то, что они выглядят абсолютными и вечными с точки зрения усвоившего их индивидуального сознания, они всегда связаны с исторической динамикой конкретного социального порядка. В рамках этого порядка они сами возникают, развиваются и исчезают, после чего уступают место новым конструктам, которые, в свою очередь, соответствуют приходящему на смену новому социальному порядку организации совместной жизни людей, образующих общество. Это “змея, кусающая свой хвост”.

Взаимодействие в рамках всякого исторически сложившегося общества имеет нормативную и конфликтную стороны. В процессе удовлетворения своих жизненных потребностей люди формируют упорядоченные структуры взаимодействия и одновременно стремятся изменить, разрушить их, поскольку их потребности постоянно меняются. Общественные системы имеют свою динамику. На этапе становления общества возникают и укрепляются соответствующие его природе средства нормативного контроля за поведением масс (институты нормативной регуляции), на этапе его разрушения — средства развития конфликтности и деконструирования социальных отношений. Люди совместно создают и и разрушают формы собственной совместной жизни, действуя при этом осознанно и целенаправленно. Чтобы это происходило, и для первого и для второго типов социального действия создаются соответствующие этим разным задачам образы социальной реальности, возникают опирающиеся на них идеологические конструкты. Поэтому социальная мифология общества содержит два типа мифопоэтических конструктов — миф о конструировании-удержании и миф о разрушении-освобождении.

Базовые мифы общества всегда укоренены в его сложившейся практической жизни. Социальные порядки обществ, существовавших на протяжении второй половины ХХ века, включали в себя политические институты, устроенные таким образом, что массовая социальная коммуникация в них осуществлялась с использованием средств централизованного информационного обмена — средств массовой информации. Среди этих средств наиболее значимую роль, роль ядра, выполняли электронные коммуникации — радио и телевидение. В соответствии с этим возник миф конструирования-удержания о том, что социальный порядок держится на процедурах массовой электронной коммуникации.

Рационально он выразился в “лингвистическом повороте” философско-гуманитарного мышления, а также в возникновении теорий информационного общества. Люди объективно жили в обществах, где путем спектаклизации воспроизводились базовые формы социального общения. В этой же логике производства социального порядка путем массовой коммуникации возник и миф разрушения-освобождения, согласно которого электронная коммуникация может стать средой альтернативного политическим институтам социального общения, средой освобождения от нормативного контроля и влияния политических институтов того времени. Общение на основе взаимодействия в процессах труда отошло на задний план как в практиках, так и в их теоретическом отражении.

В рамках этого коммуникативного мифа возникло представление о том, что при помощи создания процессов электронной коммуникации индивиды могут создавать свободные онлайн-сообщества, способные на изменения политических и социальных порядков.

Оба эти мифа сыграли значительную роль в общественной жизни последней четверти ХХ века, на их основе возникло множество новых культур и форм социального взаимодействия. Одной из таких культур стали сетевые онлайн-сообщества, выполняющие нынче функцию социальных медиа.

Сетевые онлайн-сообщества изначально складывались как среды такой коммуникации, которая была бы альтернативной той, которая осуществлялась в рамках действовавших политических институтов, опиравшихся на средства массовой информации. В сетях культивировались различные идеологии социального освобождения, они выглядели пространством свободы от политики. Их участники вступали в коммуникацию, свободную от нормативного и ценностного контроля со стороны действовавших институтов политического контроля. Степень альтернативности онлайн-сообществ была различной — от нейтральной аполитичности до политического радикализма.

По мере развития возможностей коммуникации в Интернете сетевые сообщества изменялись количественно и качественно, становились все более значимым компонентом социального общения. Это отражалось в росте их политической роли. В целом ряде случаев сетевые сообщества в Интернет выступили в роли коммуникативных сред эффективной альтернативной политической активности. На основе мобилизации в социальных медиа формировались движения, которые разрушали политические институты или были средством борьбы политических институтов, имеющих свои цели.

Участники социальных коммуникации на базе онлайн-сетей мыслили свою активность в рамках мифа разрушения-освобождения, в то время, как миф конструирования-удержания был основой мышления противостоящих им сторонников политического порядка. Это позволяло говорить о противостоящих “новых” и “старых” медиа как качественно различных в социально-политическом смысле средах, формировать представления о кибер-анархическом будущем, лишенном влияния политических институтов на коммуникацию.

В то же время сами практики сетевой электронной коммуникации на основе социальных медиа постепенно осваивались как инструмент нормативного регулирования — формировались политические и правовые доктрины, принимались законы, развивался корпус критических исследований, в сетевое общение включались сторонники удержания влияния политических институтов в будущем, нарабатывались практики политической борьбы.

Пространство сетевой коммуникации из инструмента альтернативной коммуникации и мобилизации постепенно стало ареной политических конфликтов и борьбы. Это объективно изменяло его характер, но базовые мифологических представления о нем в сознании людей оставались прежними. Общение в составе сетевых сообществ по-прежнему виделось как такое, где не действовали регуляторы политических институтов — прежде всего государства.

Практики воздействия нормативного политического регулирования коммуникации в сетевых сообществах развивались и становились все более эффективными. Их субъектами становились институты государства, бизнеса, гражданского общества, которые проецировали свои интересы в среду сетевых сообществ и использовали для этого весь спектр своих ресурсов.

Например, Коммунистическая партия Китая нашла благодатную информационную среду в новом мире социальных медиа. КНР создала киберполицию численностью до 300 000 солдат, а также сетевую “50-центовую армию” численностью около 2 миллионов человек, которым платят символическую плату за комментарии на сайтах социальных сетей в пользу пропаганды китайской компартии. Эта политическая система является высоко структурированной, сложной и встроенной в разные институты. У нее были десятилетия, чтобы созреть и совершенствоваться, расти и расширяться с новыми технологиями и методами.

К примеру, в Пакистане в ноябре 2020 года приняли законопроект, который обязывает американские соцсети Twitter и Facebook в течение суток удалять контент по требованию надзорного органа. Согласно законопроекту, аккаунты Twitter и Facebook будут заблокированы в стране, если не удалять контент по требованию. Кроме того, мессенджеры, такие как WhatsApp обязаны передавать правительству Пакистана данные переписки без решения суда. В случае отказа их ждет штраф до 3,1 миллионов долларов или блокировка на территории страны.

Отношение киберкоммуникативных социальных сетей и политических институтов поменялось. В этом отношении резонансным прецедентом стало требования главы Twitter Джека Дорси 8 января 2021г. от сотрудников этой социальной сети банить аккаунт действующего президента США Дональда Трампа. Он отмечал, что эти действия — лишь часть, и на самом деле нужно распространить подобные практики не только на один аккаунт. Об этом бизнесмен говорит в видео, которое опубликовала организация Project Veritas.

Утверждается, что общение проходило 8 января, на следующий день после того, как аккаунт Трампа заблокировали на 12 часов “в результате беспрецедентной насильственной ситуации в Вашингтоне”. Уже вечером 8 января компания объявила о бессрочной блокировке американского лидера в своей соцсети.

“Facebook ведет эскалацию кампании интернет-цензуры, нацеленной на отдельные политические группы. Целые страницы в “Фейсбуке” удаляются, а отдельные аккаунты блокируются, — без каких-либо объяснений или возможности это оспорить.

Эти действия происходят в изменившемся широком политическом контексте. Продолжается и усиливается политический кризис американского государства; бушующая пандемия унесла жизни почти 430 тысяч человек в Соединенных Штатах; чрезвычайный экономический кризис вызывает оппозиционные настроения.

За последние десятилетия все ведущие государства и корпорации создали инструменты системного влияния в среде социальных медиа. В этом контексте социальные медиа фактически изменили свою первоначальную природу, но базовый миф, на котором они строились, существовал до последнего времени. События в США проявили завершенность этого периода.

Никто не голосовал за Цукерберга и Дорси, не давал им полномочий лишать свободы слова Президента США, но эти главы двух корпораций не постеснялись забанить президента своей страны в принадлежащих им социальных сетях. Они при этом игнорировали мнение беспрецендентных за всю историю выборов 74 млн. американцев, отдавших голос за Трамапа. IT-гиганты пошли ва-банк, пытаясь блицкригом зачистить площадки от политически неугодных и диссидентов.

У этой стратегии есть обратная сторона — ещё больше подрывается доверие народа к институтам власти и Конституции США. Кроме того, катализируется запрос на появление социальных сетей распределенного типа (на блокчейне, как криптовалюта или De-Fi-сервисы), которые бы не управлялись централизовано и не имели единого хозяина. Но это лишь попытка удержания базового мифа.

Марк Цукерберг, ранее заявлявший об отстаивании принципов свободы слова, анонсировал изменения в Facebook, которые им прямо противоречат. По его словам, он думает о способах сделать политический контент менее заметным на платформе. Для этого компания может вносить изменения в новостные ленты пользователей: “Поскольку мы продолжаем уделять этому внимание, нам необходимо убедиться, что сообщества, в которых люди общаются, являются здоровыми и позитивными. Это то, на чем мы сейчас сосредоточились. Один из способов сделать это — уничтожать группы, которые нарушают наши правила в отношении таких вещей, как насилие или язык вражды. В сентябре мы рассказали, что только за последний год удалили более миллиона групп. Но есть также много групп, к которым мы не можем побуждать людей присоединяться, даже если они не нарушают нашу политику.

Например, мы перестали рекомендовать гражданские и политические группы в США перед выборами. Мы продолжаем доводить до совершенства работу этого механизма, но теперь планируем в долгосрочной перспективе не рекомендовать участие в гражданских и политических группах во всем мире. Мы делаем это, чтобы снизить накал и предотвратить разногласия и сообщества.

В том же духе мы рассматриваем шаги, которые мы могли бы предпринять, чтобы уменьшить количество политического контента в ленте новостей. Мы все еще работаем над оптимальным способом сделать это.”

Факт исключения из социальных медиа действующего Президента Соединенных Штатов Америки мистера Трампа — символ завершения актуальности мифа о сетевых сообществах как пространстве альтернативной политической коммуникации.

До этого факта социальные медиа представлялись в качестве свободной среды коммуникации, в которой различные акторы присутствуют на равных, где их деятельность не является продолжением действия политических институтов. Несмотря на то, что аргументов для противоположного понимания онлайн-общения становилось все больше, миф сохранялся.

Прецедент с мистером Трампом показал, что социальные сети не являются пространством свободной коммуникации, они регулируются в рамках политических интересов определенных групп на самом высоком уровне политических институтов. Сами социальные сети выступили в роли особого политического актора, заняли политическую позицию, их участники выступили в роли эффективного инструмента уже не разрушения, а удержания определенного политического порядка.

Какая политическая реальность стоит за тем, что мистера Трампа, находившегося в статусе действующего президента США с позиции внешнего наблюдателя судить трудно, здесь могут быть различные гипотезы. Безусловно, что это событие глобального масштаба и представляет собой некоторые необратимые изменения в реальных политических отношениях. Это может быть факт, который проявляет реальность власти транснациональных структур над американским политическим процессом и, в конечном счёте, национальным истеблишментом — как это трактуют одни наблюдатели, стремящиеся увидеть в происходящем борьбу глобалистов с институтами национальных государств. Те же наблюдатели, которые видят в происходящем борьбу цивилизационных миров, могут истолковывать произошедшее с мистером Трампом как факт, проявляющий, что социальные медиа стали инструментом в руках представителей “внутреннего государства” — национальной элиты США, которая таким образом избавилась от “несистемного фактора” в его лице.

Так или иначе, этот факт оказал пока только шокирующее воздействие и еще не до конца осознан. “Бан” мистера Трампа можно рассматривать как критический прецедент завершения действовавшего в массовом сознании прежнего мифа и начало перехода к новому базовому социальному мифу. В рамках нового мифа будет организовываться и активность участников онлайн-сообществ.

В этом отношении можно говорить о перспективе актуализации мифа о сетевых онлайн- сообществах как политических инструментах, основой деятельности которых выступает социальный, культурный и политической контроль за деятельностью человека на индивидуализированном уровне.

Миф о сетевых сообществах как пространстве свободы сменяется мифом новой несвободы под контролем искусственного интеллекта в рамках алгоритмированных процедур повседневной жизнедеятельности. При этом возникает запрос на новый миф разрушения-освобождения, уже не связанный с коммуникативными практиками исторически уходящих политических институтов, где противопоставлялись средства массовой информации и социальные медиа. 

Виктор ЩЕРБИНА, доктор социологических наук, профессор, эксперт в Strategic Group Sofia

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.