Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

С верой в природу

[09:09 12 января 2013 года ] [ Газета 2000, №1–2, 11 – 17 января 2013 ]

За годы независимости украинцев приучили к тому, что в жилищно-коммунальном хозяйстве может произойти все что угодно.

Новогодние праздники наше жилищно-коммунальное хозяйство пережило без особых эксцессов. Некоторые чиновники даже успели отрапортовать об отсутствии в нем чрезвычайных ситуаций. Но благодарить за это надо не только рядовых коммунальщиков или сотрудников МЧС, но и плюсовую температуру за окном. В общем, благоприятные погодные условия. По данным “Клуба жилищной политики в Украине”, уже к 2010 г. степень износа жилого фонда страны достигла 47,2%. А по утвержденным еще Госстроем СССР нормам, состояние домов с такой степенью износа считалось неудовлетворительным, и они подлежали ремонту.

Граничный физический износ домов более 70%, согласно “Положению о порядке решения вопросов о сносе жилых домов при реконструкции и застройке городов” Госстроя, позволял без разговоров сносить такие дома по причине старости. Однако в современной Украине ветхие жилые строения сносят преимущественно для того, чтобы построить на их месте торговые центры, каждый квадратный метр которых приносит значительно больше прибыли, чем жилье.

По информации Харьковской национальной академии городского хозяйства, в Донецкой области из всего жилфонда общей площадью 50,8 млн. кв. м в 2011 г. требовался ремонт 80% строений, а неотложный ремонт — 25,5%. В жилфонде Харькова (31 млн. кв. м) аварийными считались 216 тыс. кв. м (общее число проживавших на них жильцов — 5,5 тыс.). В Одессе 54% домов, в основном в центре города, было построено до 1917 г., и три четверти из них нуждаются в “капиталке”.

Если говорить в целом о стране, то, принимая в 2009 г. закон “Об общегосударственной программе реформирования и развития ЖКХ на 2009—2014 гг.”, профильное министерство признало, что каждый третий многоэтажный дом в Украине требует капитального ремонта, более трети водопроводно-канализационных и тепловых сетей находится в аварийном состоянии. Так же, как 30% теплопунктов и более 20% мостов и путепроводов. Замены требует большая часть городского электротранспорта — 87%, 70% автомобилей, используемых в сфере благоустройства населенных пунктов, около 40% насосного и котельного оборудования и более 20 тыс. лифтов.

По некоторым данным, при стоимости основных фондов ЖКХ Украины 500 млрд. грн. и с учетом износа инфраструктуры на ее восстановление в течение 10 ближайших лет необходимо направить не менее 300 млрд. грн. Однако имея общегосударственную проблему первостепенной важности и пути ее решения в виде национальной программы обновления инфраструктуры, которая принесла бы заказы тысячам украинских заводов и создала бы сотни тысяч рабочих мест, государство пока что обратило внимание лишь на немногие стадионы, дороги и аэропорты. Да и то благодаря проведению в Украине Евро-2012. Жилищные и коммунальные проблемы рядовых граждан пока не по зубам власти. А новая волна мирового экономического кризиса, которую с тревогой ждут в нашей стране, может похоронить и то немногое, что делалось в сфере ЖКХ.

Во всяком случае аналитическая группа “Ассоциации городов Украины” (АГУ), проанализировав проект Госбюджета Украины на 2013 г., во второй декаде декабря прошлого года подписанного президентом, пришла к выводу, что ожидать увеличения финансирования на нужды коммунхоза не следует.

К новациям Госбюджета-2013, которые “крайне негативно отразятся на возможностях местных бюджетов и как следствие — на качестве жизни жителей населенных пунктов”, аналитики АГУ отнесли дефицит 30 млрд. грн. (24,7%) на выполнение полномочий, делегированных государством местным советам. В бюджете якобы не заложены зарплаты на IV квартал для работников бюджетной сферы. На 45%, до 1,6 млрд. грн., в 2013 г. возрастут изъятия из бюджетов крупных городов — Запорожья, Днепропетровска, Львова, Сум, Луганска — на общегосударственные нужды. Дефицит ресурсов по финансированию программ развития ЖКХ, в которых государство участвует наряду с местными советами, составит не менее 12 млрд. грн.

Речь идет о различных проектах, в том числе по улучшению качества воды, модернизации теплоснабжения, замене лифтов, капремонту многоквартирных домов, в которых создаются ОСМД, и т. д.

По сравнению с прошлым годом годовая смета Минрегионстроя урезана почти на 28%. Как и раньше, государство не сможет в полной мере профинансировать льготы населению, в том числе на бесплатный проезд в общественном транспорте. Дефицит составит минимум 1 млрд. грн.

Вместо 3,2 млрд. грн. Госфонд регионального развития получит лишь 1 млрд. грн., а финансирование целевой программы развития малых городов вообще не предусмотрено. В три раза меньше, чем ожидалось, — 1,34 млрд. грн. вместо 4,14 млрд. грн. — будет выделено на развитие отдельных населенных пунктов. Да и то, как уже информировали читателей “2000”, здесь есть явные региональные перекосы, отражающие интересы отдельных чиновников и депутатов.

Сопоставив показатели износа жилищно-коммунальной инфраструктуры и тенденцию снижения финансирования на нужды ЖКХ, нетрудно сделать вывод о том, что самонадеянность чиновников, полагающихся исключительно на благоприятные погодные условия, может и не сработать. В любом случае при уменьшении выделяемых на ЖКХ средств опасность коммунального коллапса возрастает. А когда случаются такие крупные техногенные аварии, как в январе 2006 г. в Алчевске, когда из-за выхода из строя системы теплоснабжения при минус 35°С остался без тепла 71-тысячный город и около двух сотен людей умерли от холода, или в октябре 2007 г. в Днепропетровске, где вследствие взрыва газа в многоквартирном доме погибли 23 человека, вопрос об управляемости страны и компетентности ее власти уже не является праздным.

В новом составе Кабмина ответственность за ЖКХ Виктор Янукович решил возложить на тандем политиков из Кривого Рога — Александра Вилкула (вице-премьер-министр по вопросам инфраструктуры, регионального развития, строительства и ЖКХ) и Геннадия Темника (глава Минрегионстроя). Сделано это явно в расчете на их молодость и успешный опыт управления коммунальной сферой в Днепропетровской области. Однако жители этого региона прекрасно знают, что крупнейшие криворожские проекты вряд ли состоялись бы без шефской помощи крупных местных промышленных предприятий, а днепропетровские — без серьезной поддержки из госбюджета.

Между тем накануне нынешнего отопительного сезона кредиторская задолженность коммунальных предприятий достигла 20 млрд. грн. Причем значительную часть этой суммы составляли отнюдь не долги населения за оказанные услуги, а потери в сетях, которые коммунальщики не смогли “повесить” на абонентов, т. е. нас с вами, и были вынуждены оплачивать по коммерческим тарифам. А пока стратегическая для государства отрасль ЖКХ находится в долговой яме и пребывает в сфере коллективной безответственности, рассчитывать на изменения к лучшему наивно.

Иначе говоря, в 2013 г., как и ранее, украинцы остаются незащищенными от всевозможных техногенных аварий и катастроф. И пока политика государства в сфере ЖКХ направлена в основном на консервацию существующих проблем, здесь возможны любые неприятности.

Ярослав ДМИТРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.