Через месяц Россия станет полноправным членом ВТО. Владимир Путин подписал протокол о присоединении к организации, поставив точку в многолетнем процессе вступления. Теперь задача властей — попытаться минимизировать для российского бизнеса негативные последствия возросшей конкуренции с зарубежными производителями.
Президент Владимир Путин подписал закон, оформляющий членство России в ВТО, “О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года”, сообщила в субботу вечером пресс-служба Кремля. Закон был принят Госдумой 10 июля и одобрен Советом федерации 18 июля 2012 года.
Осталась одна техническая процедура — обновление списка членов организации. На это по правилам ВТО отводится месяц с даты подписания главой государства протокола о присоединении.
Ратификация предусматривает, что Россия в качестве страны — члена ВТО принимает на себя все обязательства по единым правилам торговли, закрепленным в Марракешском соглашении от 1994 года. Предусмотрены переходные периоды для либерализации доступа на российский рынок товаров и услуг — два-три года, в случае наиболее чувствительных товаров — пять-семь лет.
Россия шла к вступлению в ВТО 18 лет. Дольше проходил этот путь только Китай. Вступлению России поочередно мешали интеллектуальное пиратство, импортные пошлины, польское мясо, аграрные субсидии, запреты на грузинское и молдавское вино, лес-кругляк, поставки грузинской минеральной воды. Согласие одного из ключевых членов организации — Евросоюза — было получено в 2004 году, США дали добро в 2006 году. В 2008 году удалось договориться с Украиной — после урегулирования цен на газ. Последней уступила Грузия. 16 декабря 2011 года Россия получила согласие всех действующих членов ВТО на вступление в организацию.
“После подписания протокола о присоединении на его ратификацию парламентом отводится 220 дней. Если страна не успевает провести все ратификационные процедуры, она будет вынуждена начинать все сначала, и понятно, что в этом случае условия присоединения будут более жесткими”, — говорит профессор факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Алексей Портанский.
Россия едва уложилась в отведенные сроки. Накануне ратификации протокола Госдумой группа депутатов от оппозиции обратилась в Конституционный суд (КС) с предложением проверить соответствие документа основному закону страны.
Претензии депутатов касались отсутствия официального перевода на русский язык условий присоединения к ВТО и отсутствие согласования протокола с регионами. Но КС не усмотрел нарушения Конституции, после чего протокол был ратифицирован обеими палатами парламента и отправлен на подпись президенту.
Однако риски от вступления России в ВТО до сих пор вызывают споры в бизнес-сообществе. Присоединение к ВТО чревато убытками для российских производителей, признал министр экономического развития Андрей Белоусов. Прямые бюджетные потери могут составить 188 млрд рублей в 2013 году и 257 млрд рублей в 2014-м.
После вступления в ВТО Россия обязалась снизить ввозные пошлины и защитные тарифы. По подсчетам Белоусова, в среднем уровень тарифной защиты постепенно снизится на 3,5%. Сейчас средневзвешенный тариф составляет 9,5%, в 2013 году он снизится до 7,6%, в 2014-м — до 6,9%, а в 201-м составит около 6%.
Больше всего от вступления в организацию может пострадать аграрный сектор России, признает правительство.
В ближайшие восемь лет на адаптацию АПК к новым условиям из федерального бюджета будет выделено 1,5 трлн рублей, еще 777 млрд добавят регионы. Минсельхоз рассчитывал получить на один триллион субсидий больше, но был рад и такой поддержке.
Программа господдержки включает не только прямое субсидирование отрасли, но и меры по поддержке доходности сельхозпроизводителей. Объем финансирования, выделенный на эти цели, составит от 15 до 38 млрд рублей в год. Доходность будут повышать за счет продления действующей нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей, продление нулевой ставки НДС на ввоз племенного скота, компенсаций до 35% затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования, необходимого для перехода на современные энергосберегающие технологии.
Кроме того, Минсельхоз планирует повышать доходность за счет погектарного субсидирования обработанной пашни. Субсидия составит 1 тысячу рублей на 1 га при затратах 6—7 тысяч рублей на 1 га. Такое субсидирование не включается в так называемую желтую корзину, применяется всеми странами — членами ВТО и может использоваться без ограничений.
По мнению министра сельского хозяйства Николая Федорова, госпрограмма позволит в целом увеличить производство сельхозпродукции в России к 2020 году на 19,6% по сравнению с 2012 годом. В растениеводстве прогнозируется рост на 19%, в животноводстве — на 20%.
Поддержки просят и металлурги, ранее заявлявшие о готовности отрасли к работе в новых условиях.
Уровень действующих налогов на “движимое” имущество ставит российских металлургов в заведомо невыгодную позицию по сравнению с европейскими странами, США и даже с соседними Казахстаном и Украиной, считает председатель совета директоров и основной владелец НЛМК Владимир Лисин.
В прошлый вторник он обратился к Путину с предложением рассмотреть возможность налоговых послаблений. И власти пообещали, что пойдут навстречу металлургам — им предоставят каникулы по налогу на машины и оборудование, приобретенные с 2006 года. Это позволит российским производителям сэкономить до 10 млрд рублей. Об этом на прошлой неделе сообщил глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
После вступления в ВТО России потребуется защитить внутренний рынок и сохранить рабочие места на российских автозаводах, так как ввозные пошлины на автомобили снизятся с нынешних 30% до 25%. В течение семи лет произойдет постепенное снижение до 15%.
Для защиты от автохлама и для сохранения рабочих мест в отрасли Госдума приняла необходимые поправки в закон “Об отходах производства и потребления”. Закон обязывает любого, кто ввозит в Россию автомобиль из-за рубежа, оплатить его последующую утилизацию. Утилизационные сборы предполагается взимать при производстве и импорте новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. Размер утилизационного сбора для каждого типа автомобилей еще окончательно не установлен: тарифы будет определять правительство.
Рустем ФАЛЯХОВ
Что скажете, Аноним?
[18:15 24 декабря]
[14:43 24 декабря]
[11:15 24 декабря]
18:00 24 декабря
17:30 24 декабря
17:10 24 декабря
17:00 24 декабря
16:30 24 декабря
15:00 24 декабря
14:30 24 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.