Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рынок связи формирует около 5% ВВП

[15:28 28 сентября 2012 года ] [ День, № 174-175, 28 сентября 2012 ]

Иван Петухов: “Украина уже пересекла грань, после которой недопустимо говорить, что у нас невозможно строить информационное общество”

 Сегодня в Киеве проходит III Украинский форум по управлению Интернетом (IGF-UA). “День” выступил специальным информационным партнером мероприятия. Нынешнее собрание всех участников украинского интернет-сообщества уже стало доброй традицией продолжения серии всемирных форумов, которые проводятся в разных странах мира с целью обсуждения важнейших проблем развития информационного общества и выработки единой позиции органов власти и бизнеса в важных вопросах. В этом году темами обсуждения стали: улучшение законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и интернет-среды, механизмы партнерства власти и участников рынка для развития информационного общества, инструменты противодействия киберпреступности и интернет-пиратству, пути внедрения электронного управления и механизмы защиты свободы слова в сети Интернет.

О современном состоянии сегмента ИКТ и тенденциях его развития в канун форума “День” побеседовал с вице-президентом, главой комиссии Украинского союза промышленников и предпринимателей по вопросам науки и информационных технологий, президентом группы компаний “Адамант” Иваном ПЕТУХОВЫМ.

 


 

— Расскажите, как за год изменился рынок Интернета? Какие основные тенденции на нем наблюдаются?

— К сожалению, в нашей стране все происходит не благодаря, а — вопреки. Несовершенство законодательства, административное давление, бездеятельность органов исполнительной власти закалили наших бизнесменов, и в таких условиях они развиваются, строят и достигают успехов. Последняя статистика по рынку свидетельствует: в 2012 году 51% украинцев уже получили доступ к Интернету. То есть половина украинцев ежедневно пользуются Интернетом. Средний возраст таких пользователей — от 15 и больше лет. Социально активная часть украинского общества начала действовать. Интернет дает им конкурентное преимущество на рынке труда и дополнительные возможности для самореализации. В частности, молодежь может быстро найти новую работу, заниматься разработкой сайтов и т.п. Сегодня отечественный рынок связи формирует более 4,6% ВВП Украины. А к сети Интернет привлечено как минимум 19,9 миллиона пользователей. Это путь к экономическому прогрессу.

 

Украина пересекла ту грань, после которой уже нельзя говорить, что у нас нельзя строить информационное общество. Словом, прогресс идет. Дальше нам остается достичь желаемых плюс 20%, после этого рост рынка Интернета начнет замедляться. Ведь традиционно остаются социальные группы, которым это направление не интересно или они имеют ограниченные физические возможности для пользования им. Увеличить часть пользователей Интернетом до 70% Украина может за 2—3 года. Поэтому через несколько лет в вопросе доступа к Интернету и инновационным технологиям Украина сравняется с европейскими странами.

“НАЧАЛОСЬ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА ИНТЕРНЕТА”

— Какие шаги на законодательном уровне должно сделать государство, чтобы через 2—3 года достичь дополнительно еще 20% проникновения Интернета в обществе?

— Нужно не сдерживать инициативу снизу. Любое административное давление только ухудшает процесс, ведет к монополизации и загниванию рынка. Сегодня административные путы на рыке Интернета есть, но они не до конца связали рынок. Впрочем, тревожные тенденции уже наблюдаются. Например, в Армянске недавно остановили роботу крупнейшего местного интернет-провайдера, который обслуживал 4 тысячи абонентов. Люди вышли на защиту провайдера, но ситуация так и не завершилась и перешла на уровень угроз о физическом уничтожении владельца этого бизнеса.

Другими словами, в Украине происходит перераспределение рынка Интернета на местном уровне. Местные органы власти получили хороший рычаг влияния — решают пустить или нет в конкретный дом того или другого оператора — и начали диктовать свои условия игрокам на рынке. Но они забывают, что эти игроки уже построили инфраструктуру и завоевали доверие потребителей. В мире давно действует прямой свободный доступ для всех интернет-провайдеров во все дома, и только потребитель решает, с кем ему иметь дело. В Украине местные органы власти почему-то считают, что они — владельцы всех подъездов, коридоров и стен в таких домах, поэтому могут самовольно требовать от провайдеров плату за вход в дом и помесячные платежи за каждого абонента.

— Как можно решить эту проблему?

— Мы обращались к Президенту Украины с просьбой помочь. В марте 2012 года вышло поручение главы государства о том, чтобы до второго июня все органы власти обеспечили прямой свободный доступ провайдерам к сетям, чтобы в стране внедрялись новейшие технологии в сфере телекоммуникаций. Но пока поручение Президента не выполнено.

Кроме того, интернет-сообщество также предлагало в проекте переданной на рассмотрение Кабмина “Стратегии развития информационного общества до 2020 года” прописать: обеспечить свободный доступ всем операторам в дома и право потребителя выбирать поставщика. В проекте Стратегии также отмечалось, что сегодня является административным давлением со стороны органов местной власти на провайдеров. Но такая формулировка кому-то не понравилась, на уровне утверждения Кабмином эта фраза исчезла. Она трансформировалась в более мягкую формулировку, но проблема от этого не исчезла. Давление есть.

“ДОЛЖНЫ ЛИ ПРОВАЙДЕРЫ ПЛАТИТЬ ЗА РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФА?”

— Какие еще барьеры мешают развиваться рынку?

— Мешают законодательные инициативы, направленные не на улучшение, а на ухудшение условий конкурентности на рынке. Из последнего, привлекает внимание законопроект о создании Фонда универсальных услуг. С этой идеей носятся уже 12 лет. Сначала предлагали создать его для того, чтобы строить сети телефонной связи по всей территории страны. Но сегодня проникновение мобильной связи составляет 121%. То есть, даже на младенцей и пожилых людей, которые практически не пользуются мобилками, приходится по 1,2 телефона. Поэтому теперь пытаются перебросить этот Фонд на интернет-провайдеров, чтобы забирать у них 3,5% от прибыли, якобы для построения интернет-сети в отдаленных регионах страны. Но количество потребителей уже превысило 50%, значит — этой проблемы уже нет.

Тревожит и попытка взять под контроль Интернет с помощью Закона, который запрещает публичные договора и заставляет всех, в том числе и что касается интернет-услуг (доступ, хостинг и т.п) и сим-карточек, приходить к оператору и обязательно давать свои персональные данные. Разговоры о том, что благодаря этому уменьшится уровень преступности, не оправданы. За рубежом уже давно посчитали, что подобного эффекта такая инициатива не имеет. Поэтому такая практика в Шенгене не действует. Она имеется только в России и Беларуси. Паспортизация владельцев сим-карточек и Интернета не уменьшит уровень преступности, но зато жизнь каждого гражданина будет взята под пристальный контроль.

Не понятно, почему за счет интернет-провайдеров хотят развивать кинематограф. Во всем мире этот вид бизнеса очень прибыльный. Подобные инициативы только удорожат интернет-услуги. Сегодня в Украине самые низкие цены в Европе на доступ в Интернет. Для провайдеров — это означает недополучение прибыли, но, с другой стороны, — это позволяет расширить круг потребителей и повысить производительность экономики. Выйдя за рамки физической или виртуальной инфраструктуры, Интернет стал катализатором развития экономики. Международные исследования показывают, что каждые 10% роста проникновения Интернета дают увеличение национального валового внутреннего продукта (ВВП) в среднем на 1,3%! Благодаря развитию Интернета Украина за 2—3 года может дополнительно нарастить 2,6% ВВП. Поэтому от нормальной работы участников этого рынка в первую очередь выигрывает государство и потребитель, который имеет возможность в очень конкурентных условиях получить качественную и недорогую услугу. Это и есть рыночная экономика. И не нужно загонять ее в угол.

— Учли ли ваши предложения в проекте “Стратегии развития информационного общества до 2020 года”?

— Самое главное, что там остался дух изменений — свободный доступ граждан к информации. Хотя Минюст уже сделал попытку — поставил запятую и добавил “кроме установленных законом ограничений”. Вся Стратегия проникнута духом инноваций, развития и создания информационно-инновационного общества. Надеемся, что данный вариант подпишет Президент.

Впрочем, Стратегия — это не панацея, которая, словно волшебная палочка, решит все проблемы отрасли. Она даст дорожную карту развитию информационной страны, а также даст основы, на которых будут писаться все другие законодательные документы и подзаконные акты. Она определит правила игры на рынке, без которых отрасль жила 21 год, и поможет быстрее построить информационное общество. Кроме того, “Стратегия развития информационного общества до 2020 года” ускорит цивилизацию рынка Интернета и информационно-коммуникационных услуг.

— То есть вы имеете в виду, что рынок ИКТ ожидает укрупнение после запуска настоящего документа?

— Сегодня в Украине 2675 зарегистрированных на сайте НКРСИ субъектов ведения хозяйства, осуществляющих деятельность в сфере телекоммуникаций. Из них только 1738 операторов имеют лицензии на соответствующий вид деятельности в сфере телекоммуникаций. Состоится консолидация рынка, и те, кто предоставляет некачественные услуги, уйдут. Возможно, в перспективе часть этих объектов сократится до 2 тысяч. Цивилизация рынка информационно-коммуникационных услуг уже началась.

“С “СЕРЫМ” РЫНКОМ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ... ПОТРЕБИТЕЛИ”

— А как потеснить из рынка “серых” игроков?

— Универсального рецепта нет. С “серым” рынком должны бороться не только провайдеры или нацрегулятор, а прежде всего потребители, которые голосуют гривной за услуги.

— Как вы оцениваете уровень развития рынка ИКТ?

— Украина пытается вырваться из круга развивающихся стран. Это подтверждает и международный рейтинг по показателю Индекса сетевой готовности. Так вот, по этому показателю Украина в 2011—2012 годах заняла 75-ое место из 142 стран, поднявшись за год на 15 позиций вверх. Чтобы сохранить эту тенденцию, государство должно не мешать принятием непонятных или абсурдных законов, помочь снять административные путы и принять технологические нормы и правила игры для участников рынка.

— Где, с вашей точки зрения, пролегает граница разумной законодательной регуляции рынка Интернета с правами потребителей?

— Интернет-сообщество, и я в том числе, ранее подготовило и передало депутатам законопроект “О перехвате телекоммуникаций”. Он определял случаи, когда и каким органом такой перехват информации может осуществляться. В основу документа легла лучшая мировая практика, без лишних ограничений для интернет-пространства. Однако этот законопроект так и остался пылиться на полках парламента. Почему? По-видимому, кому-то выгодно такое положение вещей или наши избранники до сих пор не понимают, что это нужно делать цивилизовано.

Единственное, что я знаю, кому такое положение вещей точно не выгодно — главе государства. Ведь ему нужен порядок в стране, определенность и прозрачность всех процессов. От этого зависит отношение людей к нему. А на противоположную цель работает среднее звено бюрократического аппарата, которому не выгодно лишаться своих чрезмерных прав и дополнительных заработков. Чтобы сломать эту систему, необходимо, во-первых, разумное административное давление высших органов власти на этих саботажников, а, во-вторых, необходима поддержка граждан и общественных организаций. От цивилизованности рынка ИКТ и распространения интернет-технологий выигрывает все общество. Чего стоит только внедрение электронного правительства. Автоматизация всех процессов — это путь к преодолению коррупции, являющейся главным барьером экономического чуда в Украине. В направлении электронного управления сегодня осуществляются первые шаг — электронная сдача налоговых и таможенных деклараций. Но для быстрого и системного внедрения электронного правительства необходимо сильное желание сделать это у представителей наивысшего властного уровня. Необходимо и достаточное финансирование и помощь по ограничению административного давления на участников рынка.

— Вы чувствуете наличие этой политической воли и изменение отношения высшего руководства страны к проблемам отрасли?

— Нас слышат. Мы стучимся. Трудно, но идем вперед. Услышать мешает среднее звено бюрократов, которым выгодно сохранение нынешнего положения вещей. Впрочем, пусть сегодня наши достижения — это маленькие шаги, но именно из них состоят большие. Сегодня количество субъектов ведения хозяйства в телекоммуникационной отрасли в сравнении с 2010 годом выросло на 1500 субъектов, а с 2011 годом на 277, но еще не конец года. Хотя и есть некоторые тенденции, но это оптимистичные данные. Но говорить, что последствия кризиса в ИКТ прошли, еще нельзя. Хотя прогресс медленно, но уверенно происходит. Это похоже на мощный сдвиг горной массы, которая постоянно на своем пути встречает преграды, поэтому вынуждена на определенное время останавливаться. Но рано или поздно эти барьеры не выдерживают натиска и поток движется дальше. Рынок ИКТ и Интернета рано или поздно также прорвет преграды, но это случится быстрее, если депутаты не будут принимать абсурдные законы, а власть снимет вопрос административного давления на участников рынка на местном уровне.

 

Наталья БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.