Исполнение бюджета-2009 стало самым провальным за все годы независимости. По информации Секретариата Президента, недобор по налогам превысил 11 млрд грн. Чтобы обеспечить выплаты по социальным статьям, Кабмину пришлось использовать не только проверенные методы экономии, сокращая финансирование капрасходов и бюджетных программ, но и изобретать новые схемы секвестрирования. Последние месяцы года Госказначейство по его негласному указанию заблокировало возможность местных властей распоряжаться средствами своих бюджетов.
Вход в провал
Согласно бюджетной росписи Минфина в общий фонд госбюджета в прошлом году должно было поступить 160,2 млрд грн. Фактически же было собрано только 148,9 млрд. Резкое ухудшение финансового состояния отечественных компаний спровоцировало существенное сокращение отчислений по основным налогам — на прибыль и НДС, поступления от которых суммарно дают более половины всех доходов казны. В отстающих оказались в основном промышленные регионы. Например, Донецкая область смогла перечислить в бюджет всего 66% от плана, Запорожская — около 65,4%. Искусственно же увеличить собираемость правительству мешал Президент, стремившийся дискредитировать свою конкурентку перед выборами. Глава государства приостановил большинство одиозных распоряжений и постановлений Кабмина, устанавливавших новые правила администрирования налога на прибыль и НДС (в частности, компаниям запрещалось уменьшать налогооблагаемую прибыль на убытки 2008 г. и корректировать сумму налога на прибыль с учетом убытков от курсовых потерь, “упрощенцев” обязывали отдельно уплачивать взносы в Пенсионный фонд и пр.). Поэтому, чтобы свести концы с концами, Кабмину пришлось ввести режим жесткой экономии. По словам заместителя председателя Государственной налоговой администрации Украины Сергея Чекашкина, на 1 января 2010 г. общая задолженность по НДС составила порядка 20 млрд грн., из которых 5,4 млрд грн. (около 32%) — просроченная. Причем в прошлом году правительству удалось расширить практику использования чужих денег. К примеру, так и не удалось выскрести свои гарантийные взносы из бюджетных закромов участникам конкурса по продаже Одесского припортового завода. Для участия в конкурсе четыре потенциальных покупателя внесли залог в размере 400 млн грн. каждый, но деньги были возвращены лишь российскому ООО “Азот-Сервис”.
На 2,5 млрд грн. меньше запланированного пошло на обслуживание внутреннего госдолга. “В план по погашению процентов были включены и расходы на обслуживание ОВГЗ, которые должны были выпускаться для рекапитализации банков, ведь в бюджете на 2009 г. заложено 10,1 млрд грн. на обслуживание внутренних долгов. Однако поскольку рекапитализация значительно задержалась и на нее потрачено не 44 млрд грн., как планировалось, а около 17 млрд, то и расходы на погашение внутреннего долга оказались меньше плановых”, — поясняет экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. 300 млн грн. недополучил Минздрав на профилактику и лечение свиного гриппа. МВД, Минпромполитики и Минобороны недофинансированы в пределах 120 млн грн. каждое. Кроме того, почти 500 млн грн. не было перечислено в прошлом году на проведение президентских выборов.
В заложниках у Кабмина
Главным инструментом бюджетного планирования в прошлом году стало отлучение местных властей от заработанных региональными бюджетами средств. Еще с середины ноября из регионов стали поступать первые сигналы о том, что Госказначейство, за исключением социальных расходов, или не принимает к оплате, или не проводит платежные поручения местных администраций. Смысл происходящего прост: не имея на казначейских счетах собственных средств, досточных для покрытия временных кассовых разрывов, правительство решило временно воспользоваться деньгами местных властей на счетах в казначействе, чтобы перераспределить их на общегосударственные нужды. Такая практика периодически использовалась и ранее для временного покрытия кассовых разрывов госбюджета. Однако в связи с массовым недобором общенациональных налогов и замораживанием кредитного сотрудичества с Международным валютным фондом вернуть эти деньги назад Кабмин не может. “Деньги местных бюджетов можно использовать как инструмент финансирования дефицита, если в стране есть сбалансированный бюджет и можно вернуть их в распоряжение местных властей, то есть они смогут снять эти деньги со счетов. Но сейчас источников, за счет которых можно было бы рассчитаться с регионами, у Кабмина нет”, — говорит экс-министр финансов Виктор Пинзеник.
По состоянию на 26 января на корсчетах правительства имелось всего около 420 млн грн., что является наименьшим показателем за последних семь лет. По данным Секретариата Президента, таким образом, Кабмин за последние два месяца “одолжил” у регионов в декабре порядка 2,5 млрд грн. (более 160 тыс. зависших платежных поручений). Из них более 600 млн грн. оставалось непроведенными по состоянию на конец минувшей недели. В среднем по каждой области не проведено платежных поручений на 30—40 млн грн. Ситуацию усугубило и замораживание перечислений полагающихся местным бюджетам дотаций. “Из недополученных нами дотаций на зарплатные средства приходится более трех четвертей. Поэтому все сэкономленные и заработанные сверх плана деньги мы сейчас направляем именно на выплату заработных плат”, — заявил глава Ивано-Франковской области Николай Палийчук. О том, что область из-за недофинансирования из центра лишилась переходных остатков, заявил и губернатор Херсонской области Борис Силенков.
Капитальные же расходы оказались полностью замороженными. В областях, задействованных в подготовке к Евро-2012, в частности во Львове и Донецке, местные власти не могут распоряжаться средствами, которые планировалось потратить на инфраструктурные проекты. Причина опять-таки кроется в том, что деньги местных органов власти, предусмотренные на эти цели, были заблокированы на едином казначейском счете. По словам директора организационного комитета ЧЕ-2012 в Украине Маркияна Лубкивского, из-за таких проволочек эксперты УЕФА снова могут вернуть львовский стадион в зону высочайшего риска как не готовый принимать чемпионат. Впрочем, мэрии города было не до футбола: из-за зависших неделю назад на счетах Госказначейства 130 млн грн. галицкая столица оказалась на грани дефолта. “Городской совет принял решение разместить на депозите привлеченные в том числе и от банка “Львов” 100 млн грн. ссуды и оплачивать строительство стадиона по мере выполнения работ. 11 января мы дали поручение Госказначейству на перечисление этих денег банку. Однако доступ к этим средствам нам перекрыли. Таким образом, с 11 января каждый рабочий день мы теряли 67 тыс. грн.”, — говорит начальник департамента финансовой политики Львовского горсовета Олег Ищук. Впрочем, львовяне сумели воспользоваться предвыборной ситуацией для решения собственных финансовых проблем. 27 января Кабмин решил выделить Львову 32 млн грн. (из его же средств, находящихся на счетах Госказначейства). “Мэр Львова поплакался в премьерскую шубку на дефицит денег, и она сразу же распорядилась дать необходимую сумму. Внешне все это имеет вид заботы о львовянах, но в действительности свидетельствует о непрофессионализме правительства. Ведь сначала Госказначейство задерживало платежи города, потому что элементарно не имело из чего платить, а затем из царской милости нужные средства вдруг нашлись”, — возмущен член комитета ВР по налоговой и таможенной политике Игорь Криль. Нашлись они, скорее всего, потому, что именно на Галичине Юлии Тимошенко 7 февраля предстоит мобилизировать 30% голосов избирателей, отданных в первом туре Виктору Ющенко.
Практически прекращено проведение платежных поручений тех регионов, которые пока не решили, стоит ли договариваться с премьером. Там расходы заморожены уже не только на инвестиционные программы, но даже на медицину и образование. Из-за этого области не могут оплатить даже топливо для автомобилей скорой помощи. В Кировограде из-за этого вынуждены были прибегнуть к услугам частных таксистов для перевозки врачей. В Харькове больницы не могут закупить медикаменты даже на самостоятельно заработанные средства. В Закарпатье, из-за того что местные казначеи перечисляют деньги на соцвыплаты “порциями” по 7% ежедневно, до сих пор без денег сидят половина инвалидов и малообеспеченных семей. Выплаты по уходу за ребенком не платятся в Запорожье. Пособия по безработице и стипендии не выплачиваются на Донбассе. Задержки с оплатой коммунальных услуг и энергоносителей отмечены в Симферополе и во многих областных и районных центрах. “Большинство подрядчиков с пониманием отнеслись к ситуации. Мы провели работу с руководителями коммунальных предприятий по обеспечению выплат зарплат за счет перераспределения собственных ресурсов”, — сказал мэр Винницы Владимир Гройсман. Местные же советы, которые не смогли договориться, например, с региональными автодорами о чистке дорог в долг, вынуждены были в срочном порядке искать на эти цели заемные средства. “В течение 2009 года местным бюджетам было предоставлено 28,5 тыс. краткосрочных займов на сумму 20,7 млрд грн. для финансирования расходов, что в 2,3 раза в количественном и в 3,6 раза в стоимостном измерении больше показателей 2008 года”, — подсчитали экономисты президентского Секретариата.
Было ваше — стало наше
Установленные Госказначейством с подачи правительства ограничения для местных властей в части распоряжения средствами являются прямым нарушением ст. 51 Бюджетного кодекса. Эта норма обязывает ГК проводить платежи по поручениям распорядителей при наличии бюджетных обязательств и неиспользованных ассигнований, если оговоренные в платежке расходы соответствуют бюджетной программе. Однако местным властям вряд ли удастся восстановить справедливость даже через суд. “И невозврат залога участникам конкурса по покупке Одесского припортового завода, и невозмещение НДС, и задержки платежей местных бюджетов — это все явления одного порядка. Даже если суд примет решение в пользу истца и обяжет Госказначейство провести платежи, такое решение, учитывая практику работы с госорганами, выполнено не будет. Государственный исполнитель туда если и пойдет, то вернется ни с чем, потому что эти вопросы решаются не в юридической плоскости, а в политической. Как правило, решения выполняются очень избирательно при наличии очень серьезных финансовых стимулов”, — прозрачно намекает старший юрист ЮФ “Василь Кисиль и партнеры” Иван Юрченко.
В разгар предвыборной кампании Юлия Тимошенко пообещала регионам при формировании бюджетных трансфертов в 2010 г. учесть все недоплаченное местным бюджетам в прошлом году. Однако на сегодняшний день правительство просто не в состоянии исполнить это обещание. После повышения социальных стандартов ежемесячные фактические расходы только по защищенным статьям составляют около 15,5 млрд грн. Если прибавить к этому траты на выборы президента, в январе Кабмину кровь из носу придется отыскать примерно 16 млрд грн. В то же время фискалы смогут мобилизовать в бюджет не более 10—11 млрд грн. (примерно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года). Так что на финансовые реверансы перед регионами у команды Юлии Тимошенко просто нет денег. Слабой надеждой на возврат своих средств для местных властей, пообещавших премьеру поддержку на выборах, может стать возобновление кредитного сотрудничества с МВФ. Но только в том случае, если к тому времени Юлия Владимировна будет наделена президентскими полномочиями и не забудет о своих обещаниях.
Алексей НАБОЖНЯК
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.