Складывается впечатление, что правительства европейских стран не осознают, к каким последствиям может привести нынешний кризис массового наплыва беженцев в Европу. За прошедший год сотни тысяч беженцев, в частности, те, кто спасается бегством от войны в Сирии и Ираке, беспорядков в Афганистане и репрессий в Эритрее, рискнули жизнью, чтобы добраться до Европы.
Беженцы обязаны своим спасением бандам контрабандистов. Ведущую роль в вымогании огромных гонораров за переправку мигрантов в одну из стран ЕС играют албанцы.
Если политика ЕС в отношении этого кризиса радикально не изменится, поток беженцев не прекратится. Лишь некоторые из североафриканских и ближневосточных стран предоставляют своим гражданам необходимую безопасность, стабильность, а также демократические и экономические перспективы.
Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер недавно сообщил, что ожидает около 800 тыс. заявлений на предоставление убежища только в этом году. Согласно его данным, 289 тыс. соискателей уже подали документы на предоставление убежища в ФРГ, из них 40% прибыли из Косово, Албании и Сербии, где нет войны или репрессий. В то же время, Европейская комиссия снова пытается убедить все 28 государств-членов ЕС разделить бремя размещения беженцев.
В Германии ожидают около 800 тыс. заявлений на предоставление убежища только в этом году
При этом в большинстве стран Восточной Европы присутствуют антимусульманские настроения и глубокое нежелание открывать двери людям, которые ищут безопасность и свободу. Тем не менее, необходимо, безусловно, учитывать, что понятие “свобода” означает в странах, которые только 26 лет назад находились под игом коммунистов. Польша уже официально заявила, что будет принимать только христиан, как и Словакия с Чехией. Мусульман в этих странах не слишком приветствуют.
Популистские партии по всей Европе нагнетают антииммигрантскую риторику. Если политики будут потакать популистам, то Европа превратится в крепость. Призывы к демонтажу Шенгенской системы ЕС, которая покончила с кросс-пограничным контролем, несомненно, будут нарастать. Именно этого и добиваются радикальные правые партии Европы.
Если это произойдет, все ценности, которые исповедует Европа, и все планы по ее дальнейшей более тесной интеграции будут подорваны. Это пагубно скажется на репутации Европы, как открытого общества, приверженного защите соответствующих ценностей. Более того, погружённость во внутренние дела и ксенофобия в Европе негативным образом скажется на влиянии ЕС на его восточных и южных соседей. Это, в свою очередь, сыграет на руку России.
Прежде всего, невнятная реакция Европы на кризис беженцев подтверждает ее слабость в вопросах кризисного менеджмента. Антикризисное управление является одним из инструментов внешней политики ЕС, которым она может похвастаться. Но, поскольку политика ЕС основывается на использовании мягкой силы, возможности этого антикризисного управления существенно ограничены.
Возьмём, к примеру, Сирию. Помимо введения санкций против Дамаска, у ЕС не оказалось собственной политики относительно гражданской войны в этой стране. ЕС следовало бы действовать против режима президента Башара Асада в Сирии посредством жесткой силы. Чем дольше правительства европейских стран сидели в стороне, тем сильнее усложнялся этот конфликт.
Тем не менее, противники жесткой силы верят, что их позиция оправдана. Они указывают на вред, нанесенный бомбардировками НАТО в Ливии во время кампании 2011 года. Тогда ни у кого не было планов относительно того, что будет после бомбардировок. Лидеры данной миссии, в частности, Великобритания и Франция, вряд ли когда-либо признают свою недальновидность.
В Ливии машина кризис-менеджмента ЕС практически отсутствовала, хотя Европейская комиссия несколько лет знала о потенциальных масштабах проблемы беженцев, а также о политических и социальных последствиях свержения режима Каддафи.
В вакууме, оставшемся после краха режима, быстро возникло множество племенных движений, а также преступных и террористических группировок.
Миссия НАТО, дополненная гражданской миссией ЕС и мандатом на использование силы при необходимости, могла бы стать идеальной возможностью для того, чтобы стабилизировать государственные институты Ливии. Но этого не произошло. Казалось, ни Европа, ни США ничему не научились после американского вторжения в Ирак, когда государственным институтам этой страны позволили развалиться.
Сегодня Европа сталкивается с нарастающим кризисом беженцев. С практической точки зрения, помимо попыток заставить все страны-члены ЕС разделить между собой общее бремя наплыва беженцев, Евросоюз также может осуществить некоторые другие экстренные меры. К примеру, он может увеличить поддержку медицинским, социальным, образовательным и жилищным объектам в Иордании и Турции, которые приняли миллионы беженцев.
ЕС также может начать переговоры с правительством Эритреи. Молодые люди массово покидают эту страну, чтобы избежать репрессий и почти непрекращающегося воинского призыва.
Ближе к дому, так как Албания является членом НАТО и страной-кандидатом на вступление в ЕС, НАТО и Евросоюз, безусловно, могут оказать давление на Тирану, чтобы обуздать преступные группировки, которые требуют огромных сумм денег от беженцев за переправку на континент.
Это, конечно же, краткосрочные меры. В конце концов, ЕС стоит признать: его кризис-менеджмент и инструменты мягкой силы слишком медленны. Без права на применение жесткой силы они не решат более сложных задач.
Джуди ДЕМПСИ, старший научный сотрудник европейского Центра Карнеги и главный редактор блога “Стратегическая Европа”
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.