Почти 14 млн владельцев двушек-трешек в “хрущевках” и продуваемых всеми ветрами панельных многоэтажках, как и владельцы коттеджей и задуманных комфортабельными частных домов вправе спросить: зачем нам знать, кто и с кем не может найти общий язык? В Кабмине, “Нафтогазе”, с МФО и МВФ? Нас интересует цена газа, электро- и теплоэнергии. А также субсидии — для 6,6 млн домовладельцев, желательно в монетизированном виде. И лучше об этом знать, так как в значительной мере это составляющая цены, которую каждый из нас платит.
Платим за взаимное неприятие стратегий и тактик Кабмином и НАКом, за зависший “анбандлинг” “Нафтогаза” (отделение транспорта газа от других видов деятельности госхолдинга) и его спор с “Газпромом” в Стокгольмском арбитраже, за забуксовавшую реформу рынка газа, электроэнергии и всего ЖКХ. И еще за многое другое, о чем нормальный человек даже не думает. Эту цену мы ежемесячно видим в своих платежках и платим (!) за непредоставленные и/или некачественные услуги экс-ЖЭКов и региональных монополистов — поставщиков воды, газа, электро- и теплоэнергии.
Кабмин—”Нафтогаз”: кто проиграл, кто возмущен?
С сентября, когда ZN.UA подробно рассказывало о разногласиях между Кабмином и “Нафтогазом”, изменилось только то, что разногласия стали очевиднее (см. №35 от 23 сентября 2017 г., “Что сдерживает реформу “Нафтогаза Украины”: личностный конфликт или конфликт мировоззрений?”). Несмотря на попытки представителей кредиторов НАК и всей мощной дипломатической рати помирить эту госкомпанию с Кабмином, учредителем и пока собственником 100% акций “Нафтогаза Украины”, накал страстей не снижается. Представители правительства и проправительственные депутаты игнорируют публичные мероприятия, в частности конференцию, организованную НАКом. “Нафтогаз” отвечает “взаимностью” и самостоятельно ищет поддержки и понимания у Европейского энергетического сообщества и международных кругов. Как на все это смотрят иностранцы — потенциальные и еще оставшиеся инвесторы? Они уже даже не скрывают своей не то что озабоченности, а раздражения.
Но, похоже, это были только цветочки.
Ягодки. Терпкие…
Начало обнадеживало: законодатели, правительство и “Нафтогаз” попытались начать реформу энергорынка с реформы рынка газа и НАК “Нафтогаз Украины”. Включая “анбандлинг” — отделение транспортировки и хранения природного газа от других видов деятельности “Нафтогаза”, фактически создавая независимого оператора газотранспортной системы.
В сентябре 2017-го проект оператора газотранспортной системы должен был быть создан, пройти тестирование, получить все необходимые сертификаты и после окончания всех тяжб по Стокгольмскому арбитражу — взять на себя обязательства оператора ГТС. Но…
Три независимых директора набсовета НАК “Нафтогаз Украины” 5 и 19 сентября объявили о своей отставке. С октября в компании практически нет наблюдательного совета. Значимые финансовые расходы “Нафтогаза”, включая инвестиции, утвердить может только правительство как его учредитель и собственник. Но у правительства, как снежный ком, нарастают другие неотложные дела.
Кабмин и НАК не могут договориться о перечне имущества, которое должно быть передано в управление (эксплуатацию) уже созданному по решению КМУ оператору ГТС — ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. НАК, в свою очередь, создает отдельный филиал в управляемом ею “Укртрансгазе” для формирования нового оператора ГТС.
Кабмин срочно требует от “Нафтогаза” финансовый план на 2018 г. с перечнем инвестиций. НАК ответствует, что готова его предоставить, как только правительство определит объем спецобязательств по обеспечению газом населения и теплокоммунальной энергетики и… назовет цену газа, надо понимать, до окончания отопительного сезона.
КМУ в это время продолжает торг с МВФ, в частности о том, что поднимать цену газа для населения сейчас нет ни необходимости, ни возможности, ни политической воли.
В конце концов, 10 ноября от безысходности правительство якобы упрощает (для себя?) процедуру отбора кандидатов в набсовет “Нафтогаза”. И поручает эту миссию Минэкономразвития и торговли (МЭРТ), но только ее технический аспект, оставляя за собой право выбора и инициативы. Формально это звучит так: Кабмин изменил процедуру отбора независимых членов наблюдательного совета НАК “Нафтогаз Украины”, отказавшись от проведения конкурсов, обязал МЭРТ вносить на рассмотрение правительства предложения по кандидатурам как независимых членов, так и представителей государства.
Разве не этого жаждал Кабмин? Разве не этого хотел не допустить менеджмент “Нафтогаза”, предлагая концепцию корпоративного управления? Прежде у НАКа хотя бы спрашивали, подходит ли тот или иной кандидат. Теперь и этой малости менеджмент компании лишен. Можно сказать, что это ответ Кабмина “Нафтогазу” за его нежелание видеть в набсовете проправительственные кандидатуры.
А тут еще накануне экс-советник главы правления “Нафтогаза”, внедренный НАКом в правление “Укртрансгаза”, засветился в “райских схемах”. В компании вынуждены были объявить о проведении внутреннего расследования “по Сергею Алексеенко”, которого некоторые СМИ заподозрили в подготовке каналов для вывода из “Нафтогаза” чуть ли не 1 млрд долл. НАК пообещала “огласить результаты проверки после ее завершения”. Когда — никто не признается, но этот “нюанс” ой как не вовремя для “Нафтогаза”. Как-то не везет ему с его назначенцами в “Укртрансгаз”. Не везет последовательно, с момента прихода в НАК команды новых менеджеров. Хотя массу схем вывода средств из госкомпании им удалось сломать. Но ликвидировать ли?..
Тем временем, по данным источников ZN.UA, давно приглашенный из Польши на должность одного из руководителей ПАО “Укртрансгаз” г-н Станчак с 15 ноября наконец сможет официально приступить к обязанностям вице-президента, что означает, что ему не обязателен допуск СБУ к гостайнам. Что из этого выйдет, посмотрим. Надеть подаренную главой “Нафтогаза” Коболевым ко дню рождения вышиванку — элементарная вежливость. Но это ничего не означает в профессиональном смысле, несмотря на опыт нового вице-президента “Укртрансгаза” в создании оператора ГТС Польши — компании Gaz-Sistem. Контракт с ним подписан на год, и если ситуация по оси КМУ—НАК не изменится, он ничего разумного сделать не успеет, даже если очень захочет. Так что, взвесив все, г-н Станчак может воспользоваться опытом и логикой солдат безмятежных времен бывшего СССР: солдат спит — служба идет, зарплата исправно перечисляется на его счет… В “Укрзалізниці” подобный эксперимент с приглашенным из той же Польши руководителем оказался, мягко говоря, сомнительным.
На недавнем заседании комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности глава секретариата Энергетического сообщества Янез Копач представил отчет о состоянии выполнения Украиной обязательств, взятых в рамках Протокола присоединения нашей страны к Энергосообществу. Это часть общего анализа ситуации с выполнением обязательств всеми участниками этого европейского института (см. PDF-документ).
Справедливости ради отмечу, что и другие участники Энергосообщества не безукоризненны. Но выводы из отчета сделать необходимо, прежде всего, для себя.
Как следует из упомянутого документа, принятие украинского закона о новом рынке электроэнергии посылает серьезный сигнал о прогрессе за время отчетного периода. После принятия Закона “О рынке природного газа” это стало вторым серьезным шагом в направлении реформирования очень неэффективного украинского энергетического сектора. Но имплементация Третьего энергопакета, в частности отделение транспортировки газа от “Нафтогаза” и разделение функций НЭК “Укрэнерго”, открытие энергорынка в целом и демонополизация на практике не осуществляются в желаемых и ожидаемых масштабах.
Кроме того, Украине крайне нужно продвинуться вперед с реформой энергоэффективности сектора.
Электроэнергия. Энергосообщество оценивает позитивные достижения в этом секторе. В частности, по следующим критериям: отделение транспортировки, доступ третьих сторон, ответственность оператора, открытость рынка и регулирование цен, балансирование, защита клиентов, в том числе защита уязвимых клиентов, прозрачность (регулирование), а также общий уровень изменений и реальной имплементации еврозаконодательства в энергетике. По всем перечисленным критериям наблюдается прогресс, кроме балансирования.
Принятие нового Закона “О рынке электрической энергии”, по мнению экспертов Энергосообщества, создало правовую базу согласно Третьему энергетическому пакету, а также долгожданную начальную точку для имплементации реформ. Следующим шагом должно стать принятие вторичного законодательства, которое будет отвечать Третьему энергопакету и которого также требует новый Закон “О рынке электроэнергии”. Это является предпосылкой для отделения и сертификации оператора системы передачи, а также для имплементации структурных реформ в сфере дистрибуции и рыночных операций.
Среди других приоритетных реформ должно быть отделение “Укрэнерго” согласно реализации режима распределения собственности, как того требует новый закон о рынке электроэнергии. Также нужно отделить операторов сети снабжения — облэнерго, сейчас осуществляющих все функции дистрибуции и регуляции энергопоставок.
Согласно переходным положениям нового закона, предусмотрены прогрессивные меры с целью устранения регулируемых цен и перекрестных субсидий и создание пространства для розничных цен. Платформа распределения международных мощностей, запущенная в мае 2017 г., предполагает распределение мощностей как для экспорта, так и для импорта, но все же не на совместной аукционной основе. Такие аукционы предусмотрены новым законом о рынке электроэнергии, поэтому “Укрэнерго” инициировало парламентские обсуждения этого аспекта.
Природный газ. Хотя реформировать рынок газа в Украине начали вроде бы раньше, чем электроэнергетический, анализ достижений нашей страны по тем же критериям, что и электроэнергетического рынка, по мнению экспертов Энергосообщества, не свидетельствует о прогрессе. Также заморожен и уровень имплементации взятых обязательств.
После того, как страна привела свое законодательство в соответствие с Третьим энергопакетом, темпы украинской реформы в газовой отрасли существенно замедлились за период имплементации. Некоторые действия, по мнению Энергосообщества, даже следует рассматривать как шаги назад. В целом мало было сделано для того, чтобы превратить принятые законы в прозрачный, непредвзятый режим для участников газового рынка. Продолжение и внесение изменений в постановление правительства о государственной службе, которую секретариат Энергосообщества сначала воспринял как переходной инструмент долгожданной либерализации рынка, делает рынок еще более закрытым.
Процесс разделения “Укртрансгаза” и “Нафтогаза” не достиг целей, которых хотела бы достичь Украина. Ни правительство, ни “Нафтогаз”, по мнению секретариата Энергосообщества, не продемонстрировали необходимых амбиций. Единственным результатом стало создание ПАО “Магистральные газопроводы Украины”, которое в будущем может стать оператором газотранспортной системы.
Более того, считают в Энергосообществе, ряд поправок к принятым регуляторным актам угрожают перечеркнуть реформы.
“Нафтогаз” остается крупнейшим производителем, импортером и трейдером на украинском рынке газа. Вместе с тем доля частных компаний в общем импорте газа в Украину выросла на 2,6% за 2016 г., достигнув 3 млрд кубометров. 32 импортера зарезервировали доступ к входным мощностям в Украину, а несколько других заключили контракты с “Укртрансгазом” на транспортировку и хранение газа в хранилищах и с начала 2017 г. начали напрямую поставлять газ на украинский рынок.
Несмотря на то, что Украина в этом отчетном году несколько улучшила требования о соответствии газового вторичного законодательства, его полная реализация все еще отсутствует. Украина не смогла внести изменения в соответствующие устаревшие законы, в частности в те, которые сделали бы возможным отделение транспортировки газа от других видов деятельности “Нафтогаза”. И это остается наибольшим вызовом для Украины в целом и “Нафтогаза”, в частности. Промедление с этим процессом блокирует дальнейшие шаги в реформировании газового рынка. Более того, Украина должна внести изменения в постановление о государственной службе, чтобы расчистить путь к полной открытости рынка.
Другое существенное препятствие — отсутствие кодекса транспортировки и дистрибуции газа, а также методологии ценообразования. Наконец, Украине нужно быстро внести изменения в целый пакет старых законов, мешающих эффективным реформам, и провести монетизацию субсидий на фоне отказа от регулируемых цен.
Регулирование. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), теоретически имеет необходимый уровень независимости и компетенции, согласно требованиям Энергетического сообщества. На практике же она не обладает достаточным уровнем независимости, в частности бюджетной, и не может самостоятельно устанавливать уровень зарплат.
Самое важное то, что Комиссия может лишиться кворума для принятия решений, если не будет создана специальная комиссия по отбору членов НКРЭКУ. Также Энергосообщество отмечает наличие политического вмешательства в работу этой комиссии.
Поэтому Энергосообщество считает приоритетами для Украины на 2017—2018 гг.:
— принятие модели создания запасов нефти и разработку плана действий по строительству хранилищ нефти для критических случаев с расчетами в поддержку поставок в течение 90/61 дня;
— разработку законопроекта о чрезвычайных хранилищах нефти и соответствующего вторичного законодательства до конца 2017 г.;
— начало сбора ежемесячной информации, необходимой для работы системы чрезвычайных хранилищ нефти, и выполнение требований согласно директиве 2009/119/ЕC.
Энергоэффективность. Отчетный период отмечен прогрессом в обеспечении обязательного учета тепла и предоставления финансовой помощи домохозяйствам для внедрения мероприятий по энергоэффективности, включая механизм ESCO для государственного сектора. Несмотря на это, законодательство, регулирующее сферу энергоэффективности в Украине, до сих пор не отвечает требованиям Энергетического сообщества. Достижение этого соответствия остается приоритетом для Украины.
ГТС реверсного потока Польша—Украина.Отмечается, что проект находится на ранней стадии развития и готов на 15%. Несмотря на это, были сделаны шаги по оценке технико-экономического обоснования, инженерной разработке и получению разрешений. Проект сейчас приостановлен из-за разногласий между промоутерами о необходимости провести анализ рынка для реализации проекта. Взгляды промоутеров проекта и регуляторов на проблему должны быть согласованы, после чего график проекта должен быть гармонизован, а окончательные инвестиционные решения — приняты.
ГТС реверсного потока Венгрия—Украина. Готовность проекта — 50%. Украинская часть инвестирования выполнена. Однако проект сейчас приостановлен из-за временной неспособности (или нежелания) Венгрии принять инвестиционное решение без рыночного сигнала о будущем использовании интерконнектора. Энергосообщество рекомендует промоутерам проекта вместе с регуляторами обсудить доступные варианты, включая возможность проведения совместных рыночных тестов/открытых сессий. В зависимости от результата график проекта на венгерской стороне должен быть обновлен, а оценочную дату проекта должны согласовать обе стороны.
Нефтепровод Польша—Украина. Готовность — 15%. Должен соединить станцию нефтепередачи в Бродах (Украина) и нефтяной терминал в Адамово (Польша). Он входит в будущий Евразийский нефтетранспортный коридор, по которому каспийскую и центральноазиатскую нефть планируется перекачивать в Польшу и другие страны ЕС. Также нефтепровод должен предусматривать работу в режиме реверса для поставок с Балтийского побережья клиентам в Украине, Чехии и Словакии.
Проект находится на очень ранней стадии развития, хотя работа по технико-экономическому обоснованию была обновлена и изучена. Процедуры получения разрешений и общественные консультации также проводятся. Рекомендовано оценить жизнеспособность проекта с учетом интересов участников рынка в рамках цепочки поставок нефти. Сейчас разнообразие игроков рынка и их интересы, создающие препятствия, политическая нестабильность и неуверенность в финансовой жизнеспособности из-за нестабильности цен на нефть замедлили реализацию проекта. Собственно, подобная судьба постигла когда-то разрекламированный и очень быстро построенный в Украине нефтепровод Одесса—Броды…
Так, в общем-то, в Евросообществе относятся к энергоуспехам Украины. Очевидно, в газовом секторе как мы, так и европейцы ожидали большего.
Возвращаясь к одному из раздражителей Кабмина и “Нафтогаза” — созданию независимого оператора ГТС, обращу внимание на то, как в НАКе трактуют и что именно цитируют из сказанного Янезом Копачем в ходе разбора полетов Украины. Например, выделение функции оператора ГТС в отдельное бизнес-подразделение ПАО “Укртрансгаз” с последующей его передачей ПАО “Магистральные газопроводы Украины” способствует отделению функций оператора ГТС по избранной украинским правительством модели. Такое мнение выразил председатель секретариата Энергетического сообщества Янез Копач.
В НАКе уверяют, что Янез Копач также подчеркнул, что филиал “Укртрансгаза” ни в коем случае не является подменой нового оператора ГТС: “Не воспринимайте этот филиал как будущего оператора ГТС, его можно лишь передать в МГУ”.
ZN.UA также обратилось в Минэнергоугольпром, чтобы выяснить, на каком же все-таки варианте создания независимого оператора ГТС остановились переговоры с Копачем. Хотя, безусловно, это личное дело Украины. В министерстве, уполномоченном Кабмином отвечать за создание оператора ГТС, сообщили, что они своего мнения не изменили — оператором должно быть ПАО “Магистральные газопроводы Украины”. А из Кабмина сообщили, что будут новости, мол, сообщим. Видимо, новостей пока нет.
Новость сообщил Копач — о варианте либерализации розничного рынка газа (население и предприятия ТКЭ). Кроме прочего, он рассказал, что секретариат Энергосообщества совместно со Всемирным банком недавно предложил украинской стороне свой вариант проекта положения о возложении специальных обязанностей, предусматривающий постепенный отказ от государственного регулирования. В соответствии с этим документом на первом этапе как минимум треть газа ПАО “Укргаздобыча” будет продаваться на свободном рынке, а две трети поначалу можно оставить в регулируемом сегменте, то есть населению и предприятиям ТКЭ. Далее “Укргаздобыча” должна постепенно увеличивать долю газа собственной добычи, который будет свободно продаваться. Параллельно с этим необходимо обеспечить всем потенциальным участникам рынка свободный доступ к данным о потребителях, иначе никакой конкуренции не будет.
Доступ к абонентской базе — это важно. Но куда важнее наличие ресурса газа, его техническая и ценовая доступность для потребителей. Только тогда поставщик станет не просто бороться за абонентскую базу, а конкурировать с другими в качестве и условиях предоставляемых потребителю услуг и энергоресурсов.
Но все же интересно, на какой полке и как долго будет ждать своей очереди предложенный Энергосообществом и Всемирным банком проект либерализации розничного рынка газа в Украине?
Алла ЕРЕМЕНКО
Что скажете, Аноним?
[07:00 23 ноября]
[19:13 22 ноября]
09:00 23 ноября
08:00 23 ноября
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.