Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Приватизация в ТЭК: нужно ли разделять “сиамских близнецов” — энергетику и углепром?

[10:49 25 июля 2011 года ] [ Зеркало недели, № 27, 22 июля 2011 ]

Круг замкнулся. Шахты не могут дать угля больше и качественнее, так как нуждаются в модернизации производства. Объекты энергетики, приватизируемые в первую очередь именно для того, чтобы инвестор вложил деньги в их модернизацию, не могут покупать отечественный уголь.

Наша газета уже писала (№25 от 8 июля 2011 года) об утвержденном Фондом государственного имущества Украины графике, в соответствии с которым в течение августа—октября текущего года запланировано приватизировать госпакеты акций 11 энергогенерирующих и энергоснабжающих компаний.

Как сообщил на днях заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха, Кабинет министров дополнил этот список еще двумя объектами — ПАО “Николаевоблэнерго” и ПАО “Хмель­ницкоблэнерго”. “Эти компании дополнили перечень, который был утвержден 11 апреля. Речь идет о тех же условиях — блокирующий пакет в размере 25%+1 акция остается у государства, а остальное идет на продажу”, — подчеркнул заместитель министра.

Комплексный вопрос

Критики процесса реформ по-украински вообще и админреформы в частности, естественно, имеют достаточно примеров, питающих их точку зрения, но справедливости ради нужно отметить: объединение ведомств, курирующих ТЭК и углепром, едва ли не впервые за годы независимости заставило государственную машину подойти к проблемам двух отраслей комплексно. Речь идет о рассмотрении процесса приватизации в энергетике в неразрывной связи с задачей возрождения шахтного промысла.

Ни для кого не секрет, что имеющийся в Украине в избытке энергоноситель — уголь — давно перестал удовлетворять внутренние потребности. Поскольку речь идет о цене (добываемый карьерным способом импортный уголь даже с учетом транспортных расходов дешевле глубоко залегающего украинского), качестве (устаревшее оборудование не может снизить зольность, наличие породы и примесей) и т.д. Если говорить об энергетическом угле для ТЭС, то существует три способа покрытия его дефицита: наращивание отечественной угледобычи, импорт и замещение дорогостоящим импортным же газом.

Как известно, 7 из 14 крупных украинских ТЭС работают именно на газовом угле (остальные сжигают антрацитовый, дефицита которого пока нет). В числе первых — все три станции выставляемого Фондом госимущества на продажу ПАО “Западэнерго” и станция ПАО “Днепрэнерго”, которое тоже включено в список ФГИ. Кстати, в том числе и по причине дефицита топлива компания “Западэнерго” — наиболее привлекательная с точки зрения экспортных возможностей — находится в наихудшем финансовом положении.

Синхронное развитие

Круг замкнулся. Шахты не могут дать угля больше и качественнее, так как нуждаются в модернизации производства. Объекты энергетики, приватизируемые в первую очередь именно для того, чтобы инвестор вложил деньги в их модернизацию, не могут покупать отечественный уголь в том объеме, который бы помог изыскать средства на обновление основных фондов углепрома. А если объединить процессы?

“Сегодня каждая вторая шахта у нас работает свыше пятидесяти лет. В том числе 35 шахт (а это 26%) эксплуатируются свыше семидесяти лет и только 10% шахт — менее тридцати лет”, — констатировал на недавнем пленуме Профсоюза работников угольной промышленности (ПРУП) первый замминистра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович.

Тем не менее, по его словам, министерство ожидает по итогам полугодия результат в 19,16 млн. тонн добытого угля, что на 1,97 млн. тонн лучше аналогичного показателя прошлого года. При этом чиновники признают: средний уровень использования производственных мощностей на приватизированных угольных предприятиях составляет 119%, а на государственных — всего 66%.

В принципе, в энергетическом секторе та же картина — изношенные мощности, низкий КПД и т.д. Приход инвестора должен ее изменить (во всяком случае, сторонники приватизации на это рассчитывают). В углепроме несколько иная специфика. И даже если столь же радикально объявить приватизацию, моментальный эффект невозможен — нужны более длинные инвестиции большого объема; и если в энергетике речь не идет о закрытии объектов, то здесь нужно будет решительно закрывать хотя бы те же 70-летние шахты.

Проблемы роста

Вместе с тем, учитывая состояние энергетики, к 2030 году потребность Украины в угле составит 115 млн. тонн. Цифра взята не с потолка, а, как сказал Игорь Попович, спрогнозирована учеными НАНУ и экспертами Евросоюза. Из этих 115 млн. тонн комплексных энергетических углей нужно 75 млн., тогда как сегодня совокупная добыча составляет 74 млн. тонн в целом по Украине. Для повышения добычи до указанного объема необходимо порядка 50 млрд. грн. Где их взять?

“Единственный правильный выход на сегодняшний день — это привлечение эффективного собственника и получение негосударственных инвестиций”, — подчеркнул первый замминистра. Если начинать считать, когда негосударственные инвестиции поступят в отрасль, проще, наверное, рассчитывать на уже завтрашнюю инвестицию в виде гарантированного заказа на гарантированный объем топлива, который может обеспечить свежеприватизированный объект энергетического комплекса.

“Мне кажется исключительно важным, чтобы в партнерстве каждый понимал свою роль и ответственность, — подчеркнул на июньском пленуме ПРУП генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко. — Трудовой коллектив — это, прежде всего, стабильная заработная плата, социальная защищенность и уверенность в завтрашнем дне. Государство — снятие напряженности в городах присутствия и безопасность. Инвестор — эффективное управление, получение возвратных инвестиций, развитие бизнеса. И только тогда, если мы с вами сможем сбалансировать эти интересы, у нас будет эффективность”.

Профсоюзные лидеры угольщиков подсчитали, что за 20 лет независимости в Украине было предпринято около 20 попыток внедрения программы реформирования отрасли. Чем они закончились, знает или догадывается даже далекий от этого производства обыватель. Единственное, чего добились, — отсутствие традиционных походов горняков в столицу за зарплатой.

Эта “победа” дорогого стоит: огромные государственные средства уходят на поддержание жизни в давно отработавших свое шахтах, на содержание комплексов социальной сферы, на выплату зарплат, размер и количество которых в итоге делает неконкурентным отечественный продукт по сравнению с импортным дешевым углем. В то же время не хватает денег, например, на не менее важное обеспечение техники безопасности (только с начала текущего года на угольных предприятиях произошло 22 случая со смертельным исходом и 941 случай производственного травматизма).

Наблюдающие за процессом приватизации в Украине европейцы уже предостерегают от повторения собственных ошибок. “Во время приватизации в Польше государство требовало от инвестора использовать самый дешевый уголь, а не местный, — рассказывает депутат Европейского парламента Богус­лав Либерадски. — В результате, большая часть угля импортировалась в Силезию. Это все равно, что прийти в лес со своими дровами”.

Спасительный круг энергетики

Очень не хочется каркать, но нынешняя программа спасения всего ТЭК может оказаться последней попыткой. С учетом того, что энергетика здесь связана общей нервной системой финансовых потоков и кровеносной системой топлива с “сиамским близнецом” — углепромом, — речь идет о вопросе уровня национальной безопасности.

Как сказал на пленуме ПРУП председатель горняцкого профсоюза и народный депутат Виктор Турманов, “мы за такие изменения в угольной промышленности, которые, с одной стороны, дали бы приток инвестиций предприятиям отрасли, повысили эффективность их управления, с другой — четко бы назначили ответственность государства и собственников за будущее этих предприятий. И при всем при этом полностью решали бы социальные проблемы”.

После 20 лет недореформирования звучит, возможно, фантастично. Если бы не мировой опыт. И украинская практика, показавшая, что национальную энергетику спасет отнюдь не импортный газ, а угледобычу — отнюдь не экспортеры.

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.