Приняв документ, нардепы завершили историю, которая длилась, по сути, еще с 2014 г. Дело в том, что на пятом году войны не все ветераны имеют официальный статус участника боевых действий. К таковым относятся, например, бойцы “Правого сектора”, ставшие героями многочисленных российских сюжетов о “карателях”.
Большинство украинцев знает, что в 2014 г., когда на территорию Украины вторглись российские оккупационные войска, тысячи добровольцев взялись выполнять работу, которую армия в ее тогдашнем состоянии делала из рук вон плохо. Не все бойцы смогли попасть в ВСУ или батальоны МВД: не подходили по возрасту, имели проблемы со здоровьем или судимости или не было украинского паспорта. При этом часть добровольцев по разным причинам вообще не планировали идти на службу в официальное подразделение.
В 2015 г. большинство добробатов легализовались. Неофициальными остались всего три батальона: Добровольческий украинский корпус, Украинская добровольческая армия и батальон ОУН, которые остаются без официального статуса и сегодня. Пикантности ситуации добавляло то, что “корочку” получило множество прокуроров, сотрудников СБУ и других силовиков, которые, условно говоря, за трехдневную командировку в Краматорск получили все льготы, которыми пользовались настоящие участники боевых действий.
За пять лет войны в Раде было зарегистрировано почти 20 законопроектов о предоставлении статуса УБД добровольцам, но ни один из них так и не дошел до зала заседаний Рады.
И вот уже парламент VIII созыва конституционным большинством проголосовал за новую версию законопроекта о добровольцах. Кнопку “за” нажал 321 депутат.
Что же он меняет для ветеранов добровольческих подразделений? Во-первых, изменяется сам механизм получения статуса участника боевых действий. Раньше этот процесс происходил так: для получения статуса боец обязан был иметь справку от СБУ, которая подтверждала, что он был задействована в АТО/ООС, и достать ее было весьма непросто.
По новому закону справка не обязательна, вместо этого бойцу достаточно собрать три свидетельства от военнослужащих, которые подтвердят его участие в боевых действиях. Свидетели обязательно должны иметь статус УБД, и это выступает неким предохранителем от выдачи удостоверений людям, к войне на Донбассе имеющим косвенное отношение, а то и вовсе не имеющим никакого.
Тем не менее в наших условиях всегда есть способ обойти систему. Достаточно вспомнить о том, что задолго после Второй мировой войны статусы ветеранов и участников партизанского движения получило много людей, ни дня не пробывших на фронте, а получить государственные льготы им удавалось именно благодаря процедуре трех свидетелей, установленной и в новом законе. Скорее всего, не станет это проблемой и для новых желающих достать “корочку” ветерана — найти двух людей, которые за определенное вознаграждение расскажут о геройствах “липовых” военных, нетрудно.
Еще один момент, который стоит упоминания в связи с новым законом, — уменьшение перечня участников АТО, которые могут претендовать на официальный статус. Дело в том, что в старой версии закона о ветеранах в перечне категорий, на которых он распространяется, значатся не только военные разных структур и формирований, но и те, кто “обеспечивал проведение АТО”. В принятом же законодательном акте это словосочетание отсутствует, и это значит, что статус участника боевых действий не смогут получить, например, волонтеры, капелланы, медики добровольческих подразделений. Их довольно много, в большинстве это люди с активной жизненной позицией, не скрывающие своего негативного отношения к новой власти и участвующие в разнообразных протестных акциях. Власть не питает большой любви в ответ, обзывая их “радикалами”. Естественно, многие из упомянутых украинцев — довольно обеспеченные люди, и льготы, которые дает статус УБД, им, скорее всего, не нужны, но меняя закон власть лишает их признания на официальном уровне, а этого волонтеры, безусловно, не заслуживают.
Соглашаясь с реальной пользой нового закона, стоит сказать, что время для его принятия естественно было избрано “слугами” не просто так. На фоне акций “Нет капитуляции” и нашумевшего президентского разговора с ветеранами в Золотом закон стал своеобразным пряником для некоторой части бывших военных, которые новую власть не жаловали с самого начала. Кроме того, он призван погасить негативный эффект от разразившегося скандала с заявлениями главы соцкомитета Галины Третьяковой, которая считает, что назрел пересмотр льгот для участников боевых действий. Подобные заявления нардепа вызвали бурю негодования среди ветеранов и оппонентов власти в соцсетях, которую, по сути, не удалось погасить.
Естественно, шаг навстречу бойцам неофициальных добровольческих подразделений, которым стал принятый закон, — недостаточная основа для “потепления” между ветеранами и новой властью. Следующим пунктом примирительной программы “слуг” может стать инициатива о повышении соцгарантий для ветеранов. Конечно, она будет плохо согласовываться с упомянутым выше заявлением Третьяковой, но последовательность в действиях и высказываниях “Слуги народа” — присутствует далеко не всегда.