Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Последний шанс АМУРа

[12:16 16 июля 2010 года ] [ Slon.ru, 16 июля 2010 ]

Renault взялась за спасение еще одного российского автозавода.

Завтра в Екатеринбурге на выставке “Иннопром-2010” (она открылась сегодня) должно быть подписано соглашение о намерениях между новоуральским заводом АМУР (ЗАО “Автомобили и моторы Урала”) и французским производителем грузовиков Renault Trucks, точнее, его российским представительством “Рено Тракс Восток”. Новостные ленты уже успели анонсировать это событие как “подписание контракта”, на самом же деле до контракта там ещё довольно далеко.

Проект этот был анонсирован ещё в марте, как едва ли не последняя попытка спасти завод АМУР, находящийся сейчас под внешним управлением, с тремя миллиардами рублей дебиторской задолженности. Планировалось, что в Новоуральске наладят сборку из SKD-комплектов среднетоннажных грузовиков Renault серии Midlum, с последующей локализацией основных узлов (кабина, рама). Объём назывался неправдоподобный — до 10 000 машин в год. С учётом того, что весь АМУР рассчитан на 15 000 автомобилей, грузовики Renault должны были стать его основной продукцией, “подвинув” собственные машины на старом зиловском шасси, которые завод нынче делает по куцым госсзаказам.

В реальности же всё немного не так, как на самом деле. Алексей Шарапанюк, директор по маркетингу “Рено Тракс Восток” сообщил, что АМУР может делать максимум одну машину в день, в год, соответственно, выходит около двухсот, с учётом праздников и выходных.

Идею сборки Midlum уральцы высказали ещё полтора года тому назад, когда большой делегацией посетили Францию. В декабре прошлого года на АМУР приезжал вице-президент Renault Trucks Винсен Маршен, и это были уже детальные переговоры. В начале июля представители Renault провели на заводе технический аудит, и ближайшие два месяца уйдут на формулировку рекомендаций: что же нужно сделать на заводе, чтобы можно было начать сборку. План до конца года скромен: собрать хотя бы один экземпляр и отправить его на сертификацию (точнее, получить на него “одобрение типа”).

Завтра на подписание с французской стороны в Екатеринбург приедут упомянутый выше Винсен Маршен и гендиректор “Рено Тракс Восток” Фабрис Голье. В качестве экспоната на “Иннопром-2010” привезли одну машину Renault — мусоровоз на базе модели Premium Distribution (это тяжёлый вариант “Мидлума”). Екатеринбург, кстати, — единственный город в России, где эксплуатируются мусоровозы на шасси Midlum: их там две штуки.

Для Renault этот проект — в чистом виде контрактная сборка. Она не требует значительных инвестиций, собственно говоря, она почти вообще никаких вложений не предполагает. АМУРу такая работа — не в новинку, чужих моделей собрал довольно много. Оборудование и опыт у него для этого есть. Есть три линии, оставшиеся от ЗиЛа, есть прессовое производство, механоосборка. В принципе, если поставить задачу глубокой локализации, со сваркой и окраской, то мощности завода позволят сделать и это. Но для запуска полноценного производства уже потребуются серьёзные инвестиции, на которые Renault вряд ли пойдёт, а у АМУРа денег нет совсем.

Продавать уральские “Мидлумы” Renault планирует самостоятельно, но не против наделить АМУР дилерскими функциями. Это сразу расширит ареал: сбытовая сеть АМУРа довольно обширна. В принципе, здесь кроется один из ответов на вопрос “зачем это нужно Renault?”. А нужно это для того, чтобы получить выход на рынки Урала и Зауралья, довольно ёмкие для такой техники.

Ещё одно обоснование можно поискать в статистике. Renault Trucks в лучшем для себя году, в 2008-ом, продала 1342 автомобиля. По результатам же прошлого года продажи рухнули до 234 машин. За первые 100 дней этого года покупателей нашли 268 машин. То есть, рынок начал восстанавливаться, но медленно и неравномерно по сегментам. И вдруг большим спросом начали пользоваться именно универсальные среднетоннажники!

При таких показателях даже минимальный вклад Новоуральска способен серьёзно скорректировать “картину присутствия” Renault Trucks в Росии. По плану в 2010 году французы должны продать 597 машин, а в следующем, 2011-ом, выйти на 1000. На совокупном рынке России, Белоруссии и Казахстана Renault Trucks хочет уже в этом году занять 8,5% (в 2008 было 6%), а в 2001 нарастить долю до 10%. При этом никогда среднетоннажники от Renault не занимали сколь-нибудь серьёзную долю в общем объёме продаж. Даже планируя производственную программу завода в Калуге, французы не собирались делать там Midlum, предпочтя модели со значительно большей добавленной стоимостью — Premium, Lander и Kerax. Но завод проектировался в “тучные” годы”, сейчас же не до жиру, нужно делать то, что востребовано, пусть и заработок на этом минимален.

Переориентация рынка с тяжёлой техники на среднетоннажники — всеобщий посткризисный тренд. Daimler на “КамАЗе” запустил производство Fuso, “Соллерс” восстановил производство Isuzu на территории ОЭЗ “Алабуга” и делает теперь там “пятитонники” NQR-75P... Понятно, что по количеству тягаться с ними Renault сейчас сложно, но можно попробовать ввязаться в “ценовую войну”. Сейчас таможенная пошлина на готовый Midlum составляет 25%, ввоз машинокомплектов позволит выиграть 10—15%. И сравнять цены с ближайшими конкурентами, произведёнными в России.

Интерес АМУРа в проекте ещё более понятен: заводу просто нужно выжить. Заказы Минобороны и МЧС на старый зиловский трёхосник в любой момент могут прекратиться — а это сейчас основной канал поступления оборотных средств. АМУР давно пытается приспособить к зиловскому шасси новую кабину, но, кажется, от авангардного пластикового варианта в стиле 40-х годов заводу придётся отказаться. Сделали двухосный полноприводный вариант и сейчас пытаются найти под него заказчиков. Есть даже проекты сборки этой машины за рубежом — в Сирии, Венесуэле и Таджикистане. Последний приобрёл осязаемые очертания: на бывший завод “Худжанд-ЗиЛ” уже ушли 20 SKD-комплектов из Новоуральска, а осенью планируют официально открыть сборочное производство, на торжественное мероприятие даже пригласили президента Таджикистана. Рассчитывают со временем довести сборку до 50 машин в месяц, начав с 15—20. Насколько это поможет АМУРу — бог весть, от Таджикистана можно ожидать чего угодно, кроме стабильности. А именно стабильности новоуральцам сейчас не хватает более всего. В этом смысле французы, не склонные к сиюминутным изменениям планов, представляют АМУРу неплохой шанс. Хотя, возможно, последний.

Сергей ЦЫГАНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.