Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Польская версия катастрофы под Смоленском

[15:56 26 мая 2010 года ] [ Slon.ru, 26 мая 2010 ]

Хотя большая часть обстоятельств крушения самолета польского президента под Смоленском уже установлена, домыслы о причинах гибели Леха Качиньского продолжают множиться самым удивительным образом.

Поэтому интересно послушать, что думают о причинах катастрофы польские следователи. Глава польской делегации по расследованию катастрофы президентского самолета Эдмунд Клих сейчас как раз вернулся в Варшаву и вчера дал несколько подробных интервью польским СМИ. (Видеозапись интервью Клиха телеканалу TVN можно посмотреть здесь). Это — а не предвыборные выступления польских политиков (особено правого лагеря) и намеки польских публицистов — и можно считать польской позицией.

Многочисленные эксперты рассуждают об искусственном происхождении тумана под Смоленском; о том, что против поляков было использовано какое-то новое секретное оружие; что смоленские диспетчеры злонамеренно сообщали польским пилотам ложную информацию. Появляются пленки, на которых российский спецназ, якобы, добивает выживших после крушения пассажиров. Этим барахлом уже месяц, например, как забит блог Андрея Илларионова, (который, судя по тому, что пишет, не владеет польским). Люди выискивают тончайшие несоответствия между версиями польских и российских следователей и, основываясь на них, делают далеко идущие выводы (этим занялась после пресс-конференции газета “Коммерсант”, в неизвестных самим полякам глубинах обнаружив непримиримые противоречия в польской и российской позициях). Не говоря уже о банальных обвинениях в том, что российские власти не дают полякам доступа к материалам дела.

Версия о том, что смерть Качиньского была нарочно подстроена Кремлем, не выдерживает даже простой логической критики. Президент в Польше — фигура во многом церемониальная, и Качиньский имел весьма ограниченное влияние на принятие практических решений. Но даже если Кремль все-таки решил покончить с польским президентом из личной ненависти, то непонятно, чего они так долго ждали? Ведь была масса возможностей расправиться с Качиньским при гораздо более удобных обстоятельствах. Например, во время его полетов над воюющей Грузией или ночных инспекций блокпостов на границе Южной Осетии. Наконец, зачем было убивать президента, полномочия которого истекают через несколько месяцев, а шансы на переизбрание — нулевые? Четыре с половиной года терпели, а оставшиеся полгодика уже не смогли?

Но логика — она у всех разная. В конце концов, Кремль может пытаться скрыть не заговор КГБ, а какую-нибудь неприглядную халатность российской стороны, которая и привела к гибели Качиньского. Поэтому посмотрим, что говорит Эдмунд Клих.

Наверное, многих это разочарует, но Клих сообщил, что у польских и российских следователей нет расхождений относительно обстоятельств и причин катастрофы. Обе стороны согласны, что крушение самолета было вызвано роковым стечением целого ряда неблагоприятных обстоятельств, но главная причина — это ошибка экипажа, которая была, по крайней мере отчасти, спровоцирована действиями высокопоставленных пассажиров.

Клих подтвердил, что смоленские диспетчеры дважды сообщили экипажу о неблагоприятных погодных условиях и низкой видимости в районе аэропорта. Прямо запретить полякам садиться они не имели права, окончательное решение оставалось за пилотами.

Помимо сообщений диспетчеров, президентский Ту-154 также получил три предупреждения от экипажа Як-40. Этот польский правительственный самолет с журналистами прилетел в Смоленск немного раньше. Пилот Як-40 подтвердил, что трижды сообщал коллегам о плохой видимости и о том, что российский Ил-76 не стал приземляться, улетев обратно в Москву. Здесь уже не может идти речь о каком-то языковом барьере или непонимании: Як-40 управлял поляк.

Наконец, по словам Клиха, сами пилоты Ту-154 не должны были заходить на посадку, если на высоте принятия решения они не видели взлетно-посадочной полосы. В случае самолета польского президента высота принятия решения равнялась 100 м. При тех погодных условиях пилоты не могли видеть полосу с такой высоты. И, тем не менее, приняли решение садиться.

Клих не исключает, что на решение отчасти повлияло присутствие в кабине командующего польскими военно-воздушными силами генерала Анджея Бласика. Бласик пришел в кабину за несколько минут до катастрофы и находился там до самого момента крушения. Пока не удалось установить, зачем генерал пришел в кабину пилотов. Клих считает такую ситуацию нестандартной, но прямых нарушений правил безопасности в ней не видит. Президентский самолет считается военным, поэтому Бласик мог сидеть, где ему хочется.

Слова генерала Бласика расшифрованы еще не полностью. Но в тех репликах, что уже доступны, ничто не указывает на то, что Бласик впрямую давил на экипаж, приказывая садиться. Хотя уже сама по себе необходимость принимать решения и осуществлять посадку в непосредственном присутствии такого высокого начальства создавала не самую комфортную обстановку для работы пилотов. Сейчас психологи анализируют записи, пытаясь оценить, как присутствие генерала повлияло на психологическое состояние экипажа.

Клих подтвердил, что лично слушал записи черных ящиков с разбившего Ту-154 и, по его словам, никаких проблем с доступом к данным в ходе расследования у него не возникало. Российская сторона предоставила ему все материалы, о которых он просил. Записи черных ящиков должны быть доставлены в Польшу уже на следующей неделе и опубликованы.

Можно, конечно, и самого Клиха заподозрить в предвзятости и непрофессионализме. И вообще, “Газпром” всех купил. Но тогда уж ЦРУ купило всех оппонентов “Газпрома”. Оснований подозревать именно Клиха немного. Он уже более четырех лет возглавляет госкомиссию Польши по расследованию авиационных происшествий. На этот пост его назначил еще Ярослав Качиньский во времена своего премьерства, а лидер “Права и справедливости” не стал бы доверять важные дела человеку, в чьей лояльности он не уверен.

Итог получается очень скучный. Никаких международных заговоров, искусственных туманов, эскадронов смерти и секретного оружия. Простая ошибка пилотов под дурным влиянием начальства.

Максим САМОРУКОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.