Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Политсезон-2009: Итоги

[08:21 20 июля 2009 года ] [ Подробности, 17 июля 2009 ]

С закрытием парламентской сессии, которая стартовала еще в феврале, закрывается и сезон политической активности.

Впереди — полуторамесячные каникулы. Позади — множество интересных событий, как реально случившихся, так и оставшихся “на бумаге”.

Все более грозно маячащие на горизонте президентские выборы, по всей видимости, стали основной причиной немалой прыти политических игроков. На закончившийся полугодичный сезон не пришлось ни одного по-настоящему масштабного события: и президента преждевременно не избрали, и парламент не разогнали, и премьер сохранила за собой любимое кресло. Тем не менее, чем ближе осень, тем больше украинский политикум напоминает котел, бурлящий под крышкой. И вырывающихся струек “пара” было достаточно, чтобы первая половина 2009 года запомнилась прочно и надолго.

Сны о чем-то большем

Возможно, это прозвучит слишком оптимистично, но начало каждой парламентской сессии знаменуется смутной надеждой: может, хотя бы в этом сезоне народные депутаты забудут о своей явственной несовместимости, и смогут поработать на благо родины. Нельзя сказать, что им это полностью не удается. Законопроекты пишутся, голосуются, принимаются (иногда — ветируются президентом, но всякое бывает) — работа кипит. Сами избранники народа отчетным периодом вполне удовлетворены — им есть, что вспомнить. Есть, что вспомнить и избирателям.

В сезоне “остаток зимы-весна-половина лета-2009” парламентарии успели многое: попытаться принять ряд антикризисных законов (в основном — в рамках поднятия акцизов, но и не без экзотики, вроде моратория на отселение недобросовестных должников или почасовой отплаты труда); защитить моральное (от игорного бизнеса и порнографии) и физическое (от злоупотребления на улице табаком и слабоалкогольными напитками) здоровье нации; попробовать переиграть правила предвыборного законодательства и даже подготовить комплект правок для Основного закона. Успешно удалось им далеко не все, но отсутствие результата — тоже своего рода результат. Приближающиеся выборы автоматически влияют на темпы законодательной деятельности и сферу ее интересов. Ярчайшим примером этому стала многодневная блокада парламентской трибуны в честь идеи Партии регионов срочно спасти минимальную зарплату и прожиточный минимум от “бледного вида” на фоне кризисной реальности. Удивительного в этом мало: лидеры каждой политической силы, представленной в парламенте (как в рамках фракции, так и в формате “почетных” кураторов), собираются принять деятельное участие в президентской гонке. А, значит, решения народных избранников и в дальнейшем будут радовать своими попытками скрестить “мух и котлеты”: и страну от кризиса спасать, и потенциальный электорат тешить…

Успешное (или нет) выполнение депутатами своих обязанностей — это, конечно, святое. Но сам ход этого выполнения заставлял пристально наблюдать за внутрипарламентским бытием. Шаткость коалиции формата БЮТ+НУ-НУ+БЛ была ярко продемонстрирована еще на старте, когда, вопреки многочисленным консультациям, “большевикам” так и не удалось переформатировать правительство под новые кадровые нужды. События дальнейших месяцев, включая и периоды голосования по принципу “кто в лес, кто по дрова” помог окончательно убедиться — от парламентского большинства в ВРУ остались, в основном, название, и способность время от времени прийти к консенсусу в результате длительного торга. Подобное положение дел невольно провоцировало поиск “другого пути”, и инициаторами исследовательских работ стали две крупнейшие фракции. В начале июня украинский парламент стоял в одном шаге от большинства, “конституционного” масштаба, а государство — от нового Основного закона. Но на Троицу у главного оппозиционера страны то ли нервы не выдержали, то ли амбиции взыграли. И новая коалиция с новой Конституцией, предоставляющей нынешним народным избранникам несколько дополнительных лет правления и возможность выбирать президента, оказались “снами о чем-то большем”. После громкого провала и дружных заявлений а ля “А не очень-то и хотелось!” в категории таких “снов”, как и ранее, воцарился президентский забег.

Раз — министр, два — министр

На фоне парламентариев, время о времени впадающих в принципиальную бездеятельность, теоретически образцом здравого смысла и напряженной работы должен бы стать Кабмин. И если оценить все сказанное Юлией Тимошенко на протяжении политсезона (включая и знаковый спич на юбилее “Батьківщини”, о “команде саламандр”, которые в кризисном огне не горят), можно было бы поверить, что оплот политических добродетелей уже найдет. Практика же утверждает обратное: насколько бы вдохновенными ни были отчеты правительства о том, что “вот-вот, еще чуть-чуть”, реальность трудно назвать радужной. Впечатляющий дефицит бюджета на фоне задержки пересмотра его макроэкономических показателей, рост инфляции, падение ВВП на 20 процентов, девальвированная гривна, пошатнувшаяся банковская система, рецессия промышленности, дорогой газ, торможение антикризисных инициатив и их не слишком убедительный вид — проблем у Кабинета министров хватает. Но, если судить по речам премьера, то основные трудности приходятся на парламентскую несознательность: то депутаты законы не принимают (хотя формально на стороне главы правительства правящая коалиция), то министров увольняют, а новых взамен утверждать не хотят…

Если кризис — это не проблема, а так — “временное затруднение”, то, вероятно, и правительственную “линьку”, на которую пришлось несколько знаковых событий политсезона, к настоящим трудностям относить не стоит. Тем не менее, с февраля Кабмин лишился четырех министров: по собственному почину кресла покинули Виктор Пинзенык и Иосиф Винский, а парламент “подсобил” Владимиру Огрызко и Юрию Еханурову, и потерпел поражение в случае с отличившимся в аэропорту Франкфурта Юрием Луценко. Особую крамолу в ротации состава правительства отыскать трудно. Правда, в том случае, если ротация является таковой. С февраля 2009 года коалиционеры время от времени пытаются переформатировать Кабинет, но раз за разом ограничиваются “тасованием” заместителей министров. Последняя “убедительная попытка” пришлась на июнь-июль, когда в Верховной раде были зарегистрированы представления на три из вакантных мест (исключая министра обороны, определяться по поводу которого президент считает нецелесообразным — все равно не проголосуют) и несколько замен. Но снова вмешалась судьба в лице альтруистично настроенной Партии регионов. После бурных последних недель парламентской работы (вернее, в рамках отсутствия оной), было принято решение посчитать министров по осени. Благо, пока их все еще хватает для кворума.

Президент за кадровой работой

Один из наиболее запомнившихся игроков уходящего политсезона, вопреки ожиданиям пессимистов, заслуженно стал глава государства. Виктор Ющенко, хоть и не отказался полностью от привычки критиковать Кабмин за действия и бездействие, но все уже успел многое другое. Заметным признаком того, что гарант “оживился”, памятуя о приближении выборов, стал последний день весны. Тридцать первого марта президент презентовал новую редакцию Основного закона. В отличие от более поздних поправок “конкурентов”, которые были скромно названы “изменениями”, на Банковой подготовили масштабный проект, заслуженно названный “редакцией”, который затрагивает все разделы Конституции. Наиболее интересные новшества во главе с двухпалатным парламентом на некоторое время стали объектов всеобщего (исключая, разве что народных избранников) интереса. Впрочем, депутатов больше впечатлила другая инициатива гаранта — провести одновременные досрочные выборы и президента, и парламента. Со временем идея по причине своей практической нереализуемости позабылась, но осадок оставила…

Выполнив свой долг перед народом и Основным законом, президент взял курс на решение кадровых вопросов. Для начала была дана отмашка для реформы и (как выяснилось уже позже) ребрендинга “Нашей Украины”. Самую президентскую партию, соперничающую за это гордое звание с “Единым центром”, ожидают кадровое “перетряхивание”, дабы избавиться от всяческого рода “карьеристов”, и реанимация под нужды президентских (а уже позже — и парламентских) выборов. Оценить перспективы возвращения к жизни “скорее мертвого” политического проекта крайне сложно, но в некоего рода последовательности лидеру “нашеукраинцев” не откажешь. Свои партостроительные устремления Виктор Ющенко решил сочетать с уборкой “подшефной” территории. Отмашку этому процессу дала громкая отставка Виктора Балоги, и приход на Банковую веры Ульянченко, которая и назначена ответственной за судьбу “Нашей Украины”. А президент тем временем продолжает готовить плацдарм для старта предвыборной кампании: реорганизует Секретариат, меняет заместителей главы СП (в том числе — трудоустраивая лишенного министерского кресла Юрия Еханурова), и “переустанавливает” доступные верхушки силовых структур. Работа идет, и конца-края ей пока не видно — слишком уж печально выглядит внутрипартийный “момент” президентских чаяний.

Взвод партийных “мойдодыров”

Партийные проблемы в украинском политикуме не исчерпываются сложностями “Нашей Украины”. На большинство, как парламентских, так и “освобожденных” от законодательных трудов, проектов приближение президентских выборов действует крайне разлагающе: причем, как на верхушку, так и на “стройные” ряды.

Ярчайшим примером действия “коррозии” продолжает оставаться “Наша Украина”. За последние полгода партия не только лишилась ряда ярких спикеров из-за “несостыковок” парламентской и президентской реальности, а многие региональные представительства оказались на грани выживания, но и “полиняла” на столичную организацию. На фоне таких потерь внутренние сложности других политсил выглядят менее трагично, но, возможно, лишь до поры до времени.

Предвыборно-дисциплинарным треволнениям оказались подвержены практически все крупные проекты, как партии, так и блоки. Примеры разобщенности взялся демонстрировать даже сравнительно недавно монолитный БЮТ: то “группа юристов” при назначении главы СБУ Валентина Наливайченко проголосует не так, то “национал-демократы” взропщут ввиду перспективы сливаться в едином коалиционном порыве с Партией регионов… У последней тоже не все ладно. Самая большая фракция действительно очень тяжело переживает затягивание оппозиционных будней, оживить которые не удалось даже невыполненным обещанием “поднять страну”. И если в случае с БЮТ еще можно допустить, что блок переживет возможный проигрыш Юлии Тимишенко, то в аналогичный сценарий для “регионалов” верится все с большим трудом. Раскол между разными группами влияния становится все глубже, воплощаясь то в психологическую атаку “донецких” Рината Ахметова и Бориса Колесникова против “луганских” в лице Виктор Тихонова, то в “потепление” рабочей атмосферы между Сергеем Левочкиным и Нестором Шуфричем вплоть до рукоприкладства. Тенденция ухода видных политиков коснулась не только НСНУ, но и Инны Богословской… А Виктор Янукович, нацеленный на неминуемую победу в президентской гонке, все сильнее отстраняется от “обыденных” проблем. По сравнению с такими “ягодками”, сложности КПУ, где Петр Симоненко все более явно конфликтует с Леонидом Грачом, или СПУ, которая лишилась заметной части своего актива, ушедшего вслед за Станиславом Николаенко, кажутся “цветочками”. Тем более что “мойдодыры” в каждой партии спешат заверить, что работа над очисткой рядов становится все успешнее и успешнее.

На газовом фронте без перемен

Внутриполитическая жизнь Украины на протяжении сезона определенно била ключом. Но одно из главных направлений приложения политусилий сосредоточено на внешних рубежах. Если ранее “газовые войны” ограничивались, в основном, временами отопительного сезона, то в 2009 году январские события были только началом.

Долгое время обсуждение целесообразности “газовых” договоренностей Юлии Тимошенко существенно оживляло “внутреннюю” жизнь украинского политикума. Но ряд событий мгновенно вернуло логическую цепочку “Украина-Россия-газ” в категорию повсеместно популярных. И главным среди них стало подписание “газотранспортной декларации” между Киевом и Брюсселем. Несмотря на “примерочный” характер документа, некоторые моменты, которых он касается, стали предметом пристального внимания и несоразмерно резкой реакции со стороны РФ. Формально острую критику вызвала идея реконструировать (вплоть до расширения пропускной способности) газотранспортную систему Украины без участия России. Фактически же наибольшее возмущение вызвала прозвучавшая мельком идея о том, что европейские страны могут закупать газ на российско-украинской границе и хранить его в ПГХ страны-транзитера. Подобная атака на имидж всевластного экспортера сразу же вызвала ряд контрмер, одной из самых памятных среди которых стала концепция новой версии Энергетической хартии, презентованная Дмитрием Медведевым. Так выглядела презентация встречной реакции, адресованная Евросоюзу. Украине не повезло больше.

Со времен мартовских событий в Брюсселе “окологазовые” взаимоотношения между Россией и Украиной не спешат покидать стадию обострения. Каждый месяц Москва настойчиво заверяет всех желающих послушать в том, что “на этот раз” Киев точно не сможет расплатиться. До сих пор Киеву удавалось вовремя платить по счетам, но круг “отягощающих обстоятельств” ширится. Состояние “Нафтогаза” выглядит все более печальным, дотирование его средствами госбюджета кажется все менее перспективным, а рассчитывать на то, что “заграница нам поможет” уже практически не приходится. О “единоличных” пяти миллиардах долларов от России речь уже не идет, а переговоры по поводу совместного “РФ-Европа”-кредита застопорились на стадии определения, так сколько же именно нужно Украине денег: четыре миллиарда, или и двумя можно обойтись. Тем временем положение украинской госкорпорации становится все хуже, зависшие дамокловым мечом штрафы “за недокачку” (которые “Газпром” пока прощает) не перестают беспокоить, особенно в свете необходимости запасать газ для зимнего периода и мечтаний о сокращении условленных на 10 лет объемов закупок. Экспортер в пересмотре контрактов не заинтересован. Украине столько газа, особенно ввиду “промышленных обстоятельств”, ненужно… Пока на “газовом” фронте без перемен, но “шум” в “окопах” обещает знаковый осенне-зимний сезон.

Все на выборы, всё на выборы

Политосень-2009 в Украине будет воистину жаркой, и основная причина тому все-таки не в “газовой” напряженности. Следующий сезон пройдет под знаком президентских выборов, к которым участники готовятся уже давно. И все же — впереди множество сюрпризов. Единственное, что известно сейчас — это ориентировочная (всякое в жизни бывает) дата народного волеизъявления, судьба которой была отстояна в Конституционном суде. Прочие дополнительные обстоятельства остаются покрытыми мраком.

Несмотря на то, что до дня выборов осталось ровно полгода, до сих пор неизвестны правила, согласно которым они будут проводиться. Обещанная реформа избирательного законодательства зависла посреди принятия: результаты голосования в рамках первого чтения отредактированного закона хоть и радовали количеством “за”, но не слишком вдохновляли собственно изменениями. Впереди — второе чтение, которое, по словам нардепов, может прийтись на внеочередную сессию ВРУ — важность вопроса обязывает. Но с установлением новых правил накал страстей не уменьшится. Список кандидатов растет, рейтинги радуют глаз лишь немногих, а впереди — сложная кампания, отягощенная кризисной реальностью, разобщенностью политикума и разочарованностью народа. “Градус” непредсказуемости повышается на глазах. Так что следующий сезон обещает быть никак не менее интересным, чем предыдущий.

Ксения СОКУЛЬСКАЯ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.