В первом правящая элита была представлена как аналог Политбюро ЦК КПСС, в котором Владимир Путин играет роль арбитра и модератора. Во втором рассказывалось о слабостях, внутренних противоречиях и перспективе правительства Медведева. Slon прочитал третью часть — “Политбюро 2.0. накануне перезагрузки элитных групп” — о том, каких перестановок в элитах следует ждать и какими способами Путин будет удерживать свою власть. В докладе рассказывается, что политические приемы, обеспечивавшие Путину успех в 2000-е годы, повторятся и в новом политическом цикле, обозначены основные противоречия внутри элитных групп, а также внешние риски и сценарии политических игр на постсоветском пространстве.
Вот основные выводы исследования, которые выделил Slon.
— Сложившееся равновесие кланов путинской элиты в ближайшие годы потребует перезагрузки и вывода на первый план новых фигур. Без этого Путин не сможет ни сохранить свою власть, ни эффективно передать ее преемнику (если будет принято такое решение).
— Интенсивность смены министров в первые несколько месяцев работы кабинета оказалась беспрецедентной. Но не исключено, что в течение этого года ряд бывших путинских министров могут вернуться в правительство в качестве вице-премьеров. Пробуксовка работы правительства была связана и с рядом объективных причин, в том числе с противоречивостью предвыборных обещаний Путина и не очень дальновидной стратегией по отношению к протестам.
— Внутри Политбюро 2.0 значительно укрепила свои позиции корпорация силовиков. Выросла роль судебной власти — в число кандидатов в члены Политбюро 2.0. вошли руководители Верховного суда Владимир Лебедев и Высшего арбитражного суда Антон Иванов. На подъеме находится тандем главы АП Сергея Иванова и главы “Ростехнологий” Сергея Чемезова, увеличивший свое влияние на административный аппарат и силовые структуры. Первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин после успеха на октябрьских выборах и затухания протестной активности также укрепил свои позиции.
— Успех “Единой России” на осенних выборах был лишь относительным. Поэтому возрастает влияние фигур, имеющих собственные политические проекты и дополнительные инструменты политического влияния. Это Чемезов, Володин, глава ВТБ Андрей Костин, полпред президента в ЦФО Александр Беглов.
— Снижение рейтингов президента и премьер-министра формирует запрос на появление новых фигур — “имиджевых паровозов”. Во многом из-за этого резко взлетели акции Сергея Шойгу. На роль харизматиков пытаются претендовать мэр Москвы Сергей Собянин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, вице-премьер Дмитрий Рогозин.
— Губернаторский корпус почти не влияет на политическую повестку: в Политбюро 2.0 вошли только два губернатора — главы Татарстана Рустам Минниханов и Чечни Рамзан Кадыров. На роль региональных тяжеловесов могут претендовать трое из полпредов — Александр Хлопонин, Виктор Ишаев и Александр Беглов.
Линия, выбранная Кремлем в качестве ответа на протестные акции, имеет свои ограничения. Во-первых, выведение в топ тем, находящихся на периферии реального проблемного поля, не может работать вечно. Во-вторых, направление любых вынужденных и непопулярных структурных реформ (образования, здравоохранения, пенсионной системы, армии, ЖКХ) может быть только либеральным. В-третьих, формирование “альтернативного среднего класса” на основе региональной бюджетной интеллигенции (врачей и учителей) наткнется на дефицит финансов. В-четвертых, использование риторики националистов без реальных шагов в этом направлении, с одной стороны, раскачает правую повестку, а с другой — разочарует реальных националистов. По мнению “Минченко консалтинг”, эффективность этой стратегии будет исчерпана не позднее 2014—2015 годов, после чего потребуется переход к новой политике.
Внутри Политбюро 2.0 формируются два полюса. На одном — игроки, стремящиеся сохранить элементы тандемократии (при этом второй фигурой в тандеме может быть и не Медведев), на втором — коалиция во главе с Сечиным, главная цель которой — максимально долгое единоличное доминирование Путина. В верхушке элиты по-прежнему превалирует желание видеть Владимира Путина на посту президента в 2018 году.
Новая гонка преемников фактически началась. Пока Медведев остается вторым лицом в государстве и автоматическим преемником Путина в условиях нештатной ситуации, но еще раз выступить в роли потенциального преемника он уже не сможет. Чем скорее Медведев поймет, что самый оптимальный для него вариант — играть роль “технического премьера”, демонстрировать максимум лояльности и полное отсутствие амбиций, тем выше его шансы сохранить позиции до 2018 года.
Самая очевидная альтернатива Медведеву — Сергей Собянин. Но ему необходима публичная политическая легитимация — вероятно, через прямые выборы мэра Москвы. Группы влияния, не заинтересованные в росте Собянина, вынуждены делать ставку на его “естественного конкурента” в Москве — лидера “Гражданской платформы” Михаила Прохорова. Однако аналитики не считают Прохорова реальным кандидатом в премьеры и преемники: скорее он может сыграть временную роль — к примеру, взять на себя проведение непопулярных реформ.
Вторая альтернатива — бывший министр финансов Алексей Кудрин. Это оптимальный кандидат в премьер-министры в ситуации, если надо будет срочно реализовывать антикризисную политику и демонстрировать перезагрузку в отношениях с Западом. В ряду возможных преемников/премьеров “Минченко консалтинг” называет также двух силовиков — Шойгу и Рогозина (у первого в активе доверие Путина, у второго — собственная партия).
Как Путин может перезагрузить элиты? Во-первых, перетасовать состав правительства, в том числе и кардинально его перетрясти. Медведев может остаться премьером, а может и уйти. Во-вторых, это досрочные выборы в Госдуму. Не исключено, что Путин даже позволит “Единой России” проиграть их, чтобы дать населению возможность выплеснуть негативные эмоции и взять реванш уже на президентских.
Президент также может провести прямые выборы в Совет Федерации, чтобы попытаться набрать в элиту новые фигуры из регионов. Возможен, хотя уже не столь вероятен, и более грандиозный сценарий — конституционная реформа с пересмотром административно-территориального деления страны и функций правительства. Наконец, в качестве самого сложного и экзотического варианта политологи называют создание политического объединения в рамках Евразийского союза, предполагающего выборы в парламентскую ассамблею и на пост главы союзного государства. В этом случае кадровым резервом станут управленцы из Белоруссии и Казахстана.
Вера КИЧАНОВА
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.