Четырехлетняя программа расширенного финансирования МВФ стала частью исторического общего пакета внешней финансовой поддержки Украины на сумму $115 млрд. Как изменились отношения Киева с Фондом и какие новые аспекты сотрудничества начинает программа? Рассказывает глава Национального банка Андрей Пышный
Исторические контексты
Выполнение условий Меморандума об экономической и финансовой политике будет означать для Украины гораздо больше, чем доступ к до сих пор невиданным объемам международной финансовой помощи. Историчность событий, на фоне которых проводились консультации и переговоры, обусловила многие аспекты достигнутого соглашения, иногда гораздо более важные, чем предусмотренное им финансирование.
По моему убеждению, меморандум — это прежде всего особо важное сообщение, которое МВФ и Украина присылают всему остальному миру. В программе не между строк, а прямым текстом речь идет о победе, для достижения которой Украину поддерживает и в дальнейшем будет поддерживать мощная коалиция внешних партнеров.
Это сообщение направлено и во внешний мир, и внутрь страны, его должны услышать более 8 млн украинцев, которые сейчас вынужденно находятся за границей. В условиях полноценной войны есть целостное и системное понимание того, что именно нужно, чтобы усилить нашу способность на пути к победе.
Фиксация в документе термина “победа” являлась предметом отдельной дискуссии. Но в итоге именно она является важным критерием, разделяющим программу на два ключевых этапа: первый — “война” и второй — “мир”.
На первом этапе наши совместные усилия будут сконцентрированы на сохранении макроэкономической стабильности и проведении критических структурных реформ.
На втором, послевоенном, этапе фокус сместится в сторону масштабных структурных реформ, направленных на восстановление экономики, обеспечение устойчивого экономического роста и обретение членства в ЕС. Интересный факт: слово “восстановление” (reconstruction) упоминается в программных документах 96 (!) раз. Это подтверждает не только веру в победу, но и жесткость намерений МВФ продолжить поддержку восстановления Украины после окончания войны — во время второй фазы программы.
Были ли альтернативы МВФ?
В результате войны и безусловной приоритетности расходов на оборону, безопасность и социальную защиту прошлогодние госрасходы пришлось увеличить наполовину (50%) по сравнению с довоенными планами. В результате их объем составил почти 70% ВВП, а дефицит госбюджета (без учета грантов) — 26,5% ВВП. В текущем году этот “гэп” (после увеличения на 8,6% ВВП расходов в сфере обороны и безопасности, а также индексации пенсий на 19,7%) прогнозируется еще больше — в размере около 28% ВВП.
Это означает неприятную, но очевидную вещь: в нынешней чрезвычайной ситуации мы не в силах самостоятельно профинансировать бюджетные нужды. Прямое финансирование непокрытых расходов бюджета Национальным банком неприемлемо ввиду убийственных последствий для ценовой и курсовой стабильности, а в конце концов — всей экономики.
Мощная внешняя поддержка, которая будет обеспечена при выполнении обязательств, позволяет перекрыть потенциальные разрывы в случае реализации худших, чем базовый, сценариев.
Благодаря героизму ВСУ и устойчивости всей страны наши партнеры неоднократно заявляли о готовности помогать Украине столько, сколько потребуется. Такие политические заявления нуждались в формализации и уточнении: кто именно, когда, в каких объемах и в какой форме (кредитов, грантов или гарантий) будет предоставлять ресурсы.
Для того чтобы сформировать рамку этой помощи, хотя бы приблизительно верифицировав наши потребности, и была необходима экспертиза МВФ, подкрепленная соответствующим соглашением о сотрудничестве. Важная особенность нынешней программы — это самодостаточный документ, одновременно являющийся составной частью общего пакета международной поддержки. Подготовка обоих документов координировалась и согласовывалась, ведь ни один из них не состоялся бы без другого. Утверждение меморандума МВФ было условием для формирования общего пакета, который, со своей стороны, призван снизить риски программы.
На случай более агрессивной и продолжительной, чем по базовому сценарию, военной агрессии значительное внимание в меморандуме уделяется негативному варианту хода событий. Объемы необходимой поддержки увеличиваются до $140 млрд. Для каждого сценария предусмотрены не только масштабы финансирования, но и четкая последовательность действий.
“Исключительно высокая неопределенность”
Беспрецедентная неопределенность обуславливает уникальность нашего кейса, подобных которому МВФ не приходилось отрабатывать за всю историю его существования. Ведь до сих пор его мандат не распространялся на случаи войны из-за сложности оценки рисков безопасности. Поэтому полноценной программе финансирования предшествовала предварительная мониторинговая программа: кроме проверки адекватности нашей политики, партнеры нуждались в пересмотре собственной.
После старта в декабре 2022 года мониторинговой программы уже в феврале состоялся ее первый и единственный просмотр, успешный. Украинская сторона выполнила все структурные маяки и достигла количественных целей. Это придало уверенности Совету директоров МВФ при принятии изменений в политике Фонда. Теперь его кредитные программы могут утверждаться и в ситуациях “исключительно высокой неопределенности, включая экзогенные потрясения, находящиеся вне контроля власти страны и сферы ее экономической политики”.
То есть в будущем на помощь смогут рассчитывать и другие страны, страдающие от военной агрессии или других продолжительных внешних шоков. Это означает, что мир, который стал еще более уязвимым после вторжения РФ на украинские территории, станет более защищенным. А значит, доказав способность противодействовать экстремальным вызовам и надлежащим образом выполнять обязательства даже в условиях войны, мы сделали своеобразный подарок всему миру.
Не только о деньгах
Еще один интересный факт: Совет директоров МВФ утвердил программу расширенного финансирования в рекордные сроки — всего через 10 дней после соглашения на уровне персонала и четыре месяца спустя после старта мониторинговой программы. Против был всего лишь один голос — российский.
Итак, именно благодаря мониторинговой программе, которую критиковали за то, что она была “не о деньгах”, стали возможны и рекордно короткие сроки подготовки нового соглашения, и беспрецедентный визит в Киев директора-распорядителя МВФ Кристалины Георгиевой, и изменения в политике самого Фонда, и историческая сумма общего пакета интернациональной помощи. Эти результаты, на мой взгляд, формируют еще один чрезвычайно важный контекст, не менее ценный, чем деньги.
Преодолевая вызовы, мы учимся принимать сложные решения, внедряя новые инструменты и методологии, поскольку существующие уже отчасти не работают. Все эти наработки формируют новый уровень взаимодействия — в том числе с международными партнерами. Последние, анализируя наш опыт, переосмысливают и даже меняют свои протоколы и регламенты. А значит, все чаще партнерство строится не столько на сочувствии, сколько на взаимном уважении, а иногда даже восхищении. Еще важнее то, что в нашем сотрудничестве мы разделяем одинаковые общечеловеческие ценности.
Примером этого, кстати, первыми стали украинцы, проявив удивительную способность к консолидации и сплоченности в совместном противодействии врагу. Новое осознание фундаментальных общечеловеческих ценностей в буквальном смысле запечатлевается в наше мировоззрение повсюду, где цивилизованная часть человечества вместе защищает в этой войне свою независимость, свободу, суверенитет и будущее.
Андрей ПЫШНЫЙ
Что скажете, Аноним?
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
14:30 26 ноября
14:10 26 ноября
13:00 26 ноября
12:30 26 ноября
12:20 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.