На железных дорогах Украины грузы можно возить как в арендованных вагонах УЗ, так и вагонами частного парка. По данным на конец 2020 года, частным владельцам принадлежат почти 20 тыс. вагонов-зерновозов, в парке УЗ — 11,6 тыс. единиц.
Для сравнения: еще в 2017 году, по данным ЦТС, парк частных зерновозов насчитывал 4,15 тыс. единиц.
До 2019 года доля парка зерновозов УЗ была в среднем 60%. То есть, не смотря на цену выше рыночной, большая часть перевозок зерна осуществлялась именно вагонами парка УЗ.
Но с 2019 года ситуация стала кардинально противоположной. Доля вагонов на рынке УЗ начала снижаться, тогда как доля частного парка — расти.
Так, в среднем в 2019 году около 30% зерновых везлось в вагонах УЗ. В 2020 ситуация только ухудшилась: около 11%. Пик проседания — март-июнь 2020 года.
Динамика нагрузки для зерновозов в 2018-2020 годах
Месяц/год | Доля вагонов УЗ, % | Доля вагонов частного парка, % | Всего зерновозов, тыс. |
Март/2018 | 65 | 35 | 51 |
Апрель/2018 | 66 | 34 | 45 |
Май/2018 | 62 | 38 | 40 |
Июнь/2018 | 55 | 45 | 29 |
Июль/2018 | 61 | 39 | 40 |
Август/2018 | 62 | 38 | 46 |
Сентябрь/2018 | 58 | 42 | 45 |
Октябрь/2018 | 57 | 43 | 51 |
Ноябрь/2018 | 55 | 45 | 52 |
Декабря/2018 | 54 | 46 | 53 |
Январь/2019 | 34 | 66 | 84 |
Февраль/2019 | 34 | 66 | 68 |
Март/2019 | 34 | 66 | 87 |
Апрель/2019 | 34 | 66 | 76 |
Май/2019 | 23 | 77 | 58 |
Июнь/2019 | 15 | 85 | 34 |
Июль/2019 | 28 | 72 | 63 |
Август/2019 | 31 | 69 | 77 |
Сентябрь/2019 | 31 | 69 | 75 |
Октябрь/2019 | 30 | 70 | 86 |
Ноябрь/2019 | 30 | 70 | 84 |
Декабрь/2019 | 29 | 71 | 78 |
Январь/2020 | 24 | 76 | 54 |
Февраль/2020 | 13 | 87 | 49 |
Март/2020 | 4 | 96 | 48 |
Апрель/2020 | 2 | 98 | 44 |
Май/2020 | 1 | 99 | 30 |
Июнь/2020 | 1 | 99 | 17 |
Июль/2020 | 13 | 87 | 34 |
Август/2020 | 19 | 81 | 58 |
Сентябрь/2020 | 13 | 97 | 45 |
Октябрь/2020 | 20 | 80 | 57 |
Ноябрь/2020 | 21 | 79 | 61 |
Декабрь/2020 | 12 | 88 | 50 |
Данные УЗ
Интересно, что на доходе компании от грузовых перевозок в 2019 году падение доли вагонов УЗ на рынке не сказалось.
Так, согласно финансовой отчетности компании за 2019 год, подтвержденной аудиторской компанией Ernst & Young, доход от грузовых перевозок в 2019 году увеличился до 72,5 млрд грн. В 2018 году этот показатель составил 67,52 млрд грн.
Очевидно, это произошло из-за индексации тарифов на грузовые перевозки на 14,2%. Кроме того, зерно — весомый, но не единственный грузовой поток. В ТОП-5 грузов входят железная и марганцевая руда, минбудматериалы, уголь и черные металлы.
Так почему же компания начала терять долю собственных вагонов на рынке?
Причина первая: очевидная
Украинские сельхозпроизводители, по данным Минэкономики, в 2020 году намолотили 65,4 млн тонн зерновых и зернобобовых, что на 9,6 млн тонн меньше, чем в 2019 году.
Соответственно, просели и перевозки зерновых ж/д транспортом. По данным УЗ, объем перевозок зерновых грузов в 2020 году железными дорогами Украины составил 35,2 млн тонн, что на 5,35 млн тонн меньше, чем в 2019 году.
“На динамику перевозок зерновых в 2020 году повлияли существенно ниже, чем в предыдущие годы, урожай зерновых… и отсрочка жатвы в начале сезона (3 квартал) почти на 2 недели из-за погодных условий (засуха)”, — отметили в УЗ.
Кроме того, ж/д компания утверждает, что в первом квартале прошлого года можно было увидеть переориентации грузоотправителе на автотранспорт.
Такое решение было принято в связи “с низкими ставками фрахта автомобилей-зерновозов, а также необходимость вывозить в конце сезона остатки зерновых с более отдаленных складов и элеваторов”.
Причина вторая: б/у вагоны из РФ и демпинг частников
За предыдущее несколько лет, не смотря на принятое в мае 2019 года постановление № 535, которым запрещено ввозить на территорию Украины железнодорожные вагоны (как новые, так и бывшие в употреблении) из РФ, рынок массово закупил и продолжает закупать их через Беларусь и страны Балтии.
Как упоминалось выше, за последние три года парк частных вагонов вырос с 4,15 тыс. до 20 тыс. вагонов.
По неофициальным данным, за период с 2015 по 2019 год из РФ “приехало” не менее 5 тыс. б/у зерновозов.
Так, например, у одной из крупнейших компаний-владельцев зерновозов парк подвижного состава состоит из списанных вагонов из РФ.
В Украине, кроме УЗ, два крупных держателя парка зерновозов. Это Kernel Андрея Вареского — крупный агрохолдинг Украины, крупнейший в мире производитель и экспортер подсолнечного масла. Контролирует парк в 3 тыс. зерновозов.
А также ООО “Смарт Рейл Логистикс”, которое контролирует 2,16 тыс. зерновозов. Компания записана на гражданина Эстонии Алексея Мигулина. По данным Цензор.Нет, эта компания и владеет списанными в РФ вагонами.
В чем выгода?
Первое — дешевизна б/у вагонов. По данным источников БЦ, до 2015 года покупать б/у зерновоз из РФ можно было напрямую. Цена вопроса: $12-15 тыс.
После введения санкций и запуска схемы продаж через “третье лицо”, цена за б/у вагон выросла до $20-25 тыс.
Учитывая тот факт, что за новый зерновоз покупатель сегодня отдаст $60-65 тыс., б/у вагон покупать выгоднее.
Если подсчитать, то на сегодня парк зерновозов составляет 31 тыс., тогда как, по оценкам игроков рынка, потребный парк, который необходим для вывоза всего урожая, составляет 17-20 тыс. зерновозов.
В итоге профицит рынка создал ситуацию, где конкурировать нужно ценой. Для УЗ, которая не имела механизма снижения ставки платы за вагон, эта конкуренция оказалась непосильной.
Ставки платы за зерновоз за сутки
Месяц/год | Ставка УЗ, грн | Ставка частных операторов, грн |
Декабрь/2018 | 1055 | 1306 |
Январь/2019 | 1055 | 1250 |
Февраль/2019 | 1055 | 1185 |
Март/2019 | 1055 | 1313 |
Апрель/2019 | 1055 | 1313 |
Май/2019 | 1055 | 1313 |
Июнь/2019 | 1117 | 1313 |
Июль/2019 | 1117 | 1500 |
Август/2019 | 1117 | 1500 |
Сентябрь/2019 | 1117 | 1500 |
Октябрь/2019 | 1117 | 1500 |
Ноябрь/2019 | 1136 | 1500 |
Декабрь/2019 | 1136 | 1313 |
Январь/2020 | 1136 | 855 |
Февраль/2020 | 1136 | 563 |
Март/2020 | 1136 | 450 |
Апрель/2020 | 1136 | 290 |
Май/2020 | 1136 | 210 |
Июнь/2020 | 1136 | 210 |
Июль/2020 | 1136 | 400 |
Август/2020 | 1136 | 585 |
Сентябрь/2020 | 900 | 650 |
Октябрь/2020 | 900 | 580 |
Ноябрь/2020 | 650 | 525 |
Декабрь/2020 | 650 | 450 |
Источник: Rail.insider
“Основная проблема — неконкурентоспособное торфообразование УЗ. Компания пытается выровнять ситуацию с помощью голландских аукционов. Кроме того, фактически вручную, решением правления, УЗ снижает ставки платы за аренду вагонов. Но все равно механизмы не позволяют конкурировать с частными операторами. Например, частные операторы прибегали к нулевой ставке за использование вагонов: то есть оператор бесплатно предлагал грузовладельцу вагон, чтобы не платить за отстой вагонов”, — сообщает источник на рынке перевозок.
И если ведомство не найдет механизм регулировки тарифа под конъюнктуру рынка, вряд ли УЗ вернет себе долю в перевозках зерновых грузов уровня 2018 года.
Василий МЕЛЬНИК
Что скажете, Аноним?
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.