Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Почему МВФ промахнулся с Украиной

[08:52 01 марта 2016 года ] [ Власть денег, № 3, март 2016 ]

“Власть денег” разбиралась, почему для одних стран помощь МВФ оказывается панацеей, а для других — дорогой к новым кризисам. И к какой категории стоит отнести наше государство

Начиная с первого опыта сотрудничества с МВФ, Украина ходит по замкнутому кругу. Идут переговоры, нам дают согласие на кредит, страна в эйфории — вот сейчас заживем. Но, после того как появляются подробности, что государству предстоит сделать ради займа, радость быстро переходит в недовольный ропот. Политики умело играют на этом: власть ищет пути, как бы не выполнять обещанное, а МВФ отказывается нас кредитовать. Эта цепочка событий повторяется десятилетиями.

Впрочем, провалы МВФ в Украине не уникальны. В чем только не обвиняли зарубежного кредитора. Некоторые эксперты договорились до того, что именно Фонд виновен в войне в Югославии. Неудачи МВФ только за последние пару десятилетий, начиная с Аргентины и заканчивая Грецией, стали благодатной почвой для критики. И в этих случаях Фонд сам признал ошибочность своей политики. Можно еще глубже уйти в историю и вспомнить “перекормленные кредитами” страны Юго-Восточной Азии, появившихся пиратов Сомали, разорившихся фермеров Мексики, шоковую терапию Перу или вооруженные конфликты в Индонезии. И все это, по утверждению ряда экспертов, вина Фонда. Но не все так однозначно. Не менее видные эксперты постоянно подчеркивают удачи МВФ, приводя в качестве свежих примеров Латвию, Румынию и Исландию. Эти государства по рекомендации МВФ (и исходя здравого смысла) провели ряд рекомендованных мер и выбрались из кризиса. Так почему же в одних случаях помощь Фонда оказывается действенной, а в других — нет?

Девальвация никого не спасет

Если отойти от политической составляющей вопроса, то по сути причины две. Первая — универсализм рецептов МВФ, без оглядки на ситуацию в конкретно взятой стране. Сейчас в стандартный пакет требований входит сбалансирование бюджета, приведение в порядок банковского сектора, реструктуризация долгов, девальвация и последующая стабилизация национальной валюты. Первый момент наиболее интересен, так как балансировать бюджет предлагается одновременно двумя путями. С одной стороны, наращивать доходы (иными словами, увеличивать налоги и сборы), с другой — снижать расходы (уменьшать соцвыплаты, пенсии, сокращать госаппарат, отказываться от субсидирования отраслей и т.  д.).

Этот пункт вполне объясним с точки зрения кредитора: перед тем как давать кредит, нужно понимать, что у заемщика будут деньги на его возврат и обслуживание. Но даже с точки зрения экономической теории одновременное выполнение этих двух требований ведет страну к кризису. При снижении расходов государства уменьшается покупательная способность населения, а значит, промышленность волей-неволей сокращает производство. При этом ее еще и обкладывают более высокими налогами, что закономерно приводит к стагнации. Конечно, можно было бы говорить о переориентации промышленности на экспорт, тем более что в теории это должно улучшить и состояние платежного баланса. Но если основные экспортные товары — это сырье, а в мире наблюдается падение сырьевых рынков (как в нашем случае), то рассчитывать на экспортный потенциал не приходится.

Именно тут, по задумке, должна сыграть свою роль девальвация. По мнению западных экспертов, она должна стать тем фактором, который сделает и промпроизводство, и экспорт привлекательными, даже несмотря на сокращение спроса и увеличение налогов. Действительно, обесценивание национальной валюты гипотетически делает инвестиции интересными, так как расходы инвесторов в валюте (в том числе и на рабочую силу) резко сокращаются. А приход инвесторов — это рост доходов в бюджет, рост экспорта, выравнивание платежного баланса и т.  д. С точки зрения человеколюбия план, конечно, негуманный — ведь население страны должно работать за гроши. С экономической точки зрения — это иногда срабатывает, но подчеркиваем — только иногда. 

В Украине же этот план априори не мог сработать из-за войны, коррупции и неадекватных правил ведения бизнеса, которые свели на нет всю привлекательность дешевой рабочей силы. Да и сила эта оказалась не такая уже дешевая — 50% экономики в теневом секторе давно и стабильно искажают статистику.

Интересно, что причины, по которым такой подход не сработал в Греции (за исключением войны), были точно такими же, но выводов никто не сделал.

Хотя, конечно, нельзя сказать, что МВФ не учится на своих ошибках. После провала в Греции для всех последующих заемщиков Фонд выставлял четкое требование первоочередной реструктуризации госдолга. Именно тот факт, что грекам было разрешено отложить “стрижку” на два года (до 2012-го), эксперты МВФ считают своей чуть ли не основной ошибкой. За это время инвесторы поспешили уменьшить свое присутствие на рынке долговых бумаг Греции, перебросив их на госструктуры. В итоге при сотрудничестве с Украиной Фонд всеми правдами и неправдами настаивал на скорейшей реструктуризации. Он даже переписал действующие правила, чтобы гарантировать свою поддержку после возможного дефолта по российским еврооблигациям. Это, кстати, стоит считать одним из его самых позитивных достижений в Украине. Или другой пример — политика затягивания поясов. Это любимое детище МВФ не раз приводило к бунтам и протестам. За последние годы, наверное, только Латвия молча и безропотно перенесла почти двукратное снижение зарплат и пенсий “во имя будущего”. Как писал профессор Джеффри Соммерс, “рабочий класс не сопротивлялся, а просто эмигрировал вежливо и спокойно”. Правда, в итоге сейчас и Латвия, и МВФ (как ее кредитор) обеспокоены тем, как вернуть рабочие руки в страну. Зато требования по сокращению госрасходов тогда, в 2008-м, были даже перевыполнены.

В этом отношении Фонд также сделал выводы, причем еще после Аргентины с ее “бунтом пустых кастрюль”. Теперь МВФ при написании рекомендаций обращает внимание на то, насколько в государстве-реципиенте развита социальная сеть по оказанию помощи самым бедным. “Можно по-разному затягивать ремень потуже. Мы стремимся затягивать его таким образом, чтобы это никак не отразилось на беднейших слоях населения”, - так охарактеризовала нынешнюю политику глава Международного валютного фонда Кристин Лагард. В частности, по Украине безоговорочно было принято решение об увеличении субсидий из госбюжета при повышении цен на энергоносители.

Но есть и другие выводы, которые теперь нам аукнулись. Как, например, отказ от политики снижения налогов для стимулирования производства (да-да, когда-то именно преференции для новых инвесторов были в приоритетах МВФ, но опыт оказался неудачным: все захотели льгот, а госбюджеты оказались недофинансированными). Или же отказ от жесткой привязки национальной валюты к курсу доллара, как и неприятие политики свободного передвижения капиталов (обычно это заканчивалось быстрым бегством из страны инвесторов, пока курс был зафиксирован, а вывод денег никто не запрещал). В Украине переход к свободному курсообразованию привел к серьезной девальвации, которой пока что не видно конца. А запрет на вывод капитала хоть и притормозил девальвацию, зато резко снизил инвестиционную привлекательность страны — инвесторы не спешат вкладывать свои кровные, зная, что вывести их будет проблематично.

Нельзя все и сразу

Второй фактор, который можно считать причиной провала МВФ как в Украине, так и в ряде других стран, - это чрезмерное изобилие реформ для кризисной экономики. Фонд изначально себя позиционирует не просто как кредитор, а как идейный реформатор экономики. Но за помощью к нему обращаются государства, оказавшиеся в сложном экономическом положении. А в такой ситуации реформы реализуются только в том случае, если их немного и они тщательно проанализированы. Пенсионная реформа (повышение пенсионного возраста), к примеру, в силу ориентированности исключительно на будущих пенсионеров никогда не дает быстрого эффекта, ее результаты видны спустя десятилетие. То есть для сбалансированности бюджета на ближайшие год-два она в принципе не важна. Но Фонд пытается провести ее во всех государствах, которым оказывает помощь, что на фоне “затягивания поясов” только усугубляет протестные настроения. Аналогичная история с банковской системой: вывод с рынка ряда банков требует огромных вливаний (в нашем случае в Фонд гарантирования вкладов), тогда как страна, по идее, должна жить в режиме экономии. С налоговой реформой ситуация еще хуже: в первые годы реализации инициатива по повышению налогов либо вообще не дает результатов, либо дает незначительный прирост доходов бюджета. На примере кризисной Латинской Америки доказано, что рост акцизов на 100% в среднем приводит к росту поступлений от плюс 13 до минус 7%. То есть по итогу собрать средств можно меньше, чем до повышения ставок.

С повышением цен на энергоносители ситуация аналогичная: оно часто приводит к кризису неплатежей. Причем каждая из инициатив по отдельности вполне имеет шансы на успех, и даже вместе взятые реформы могут быть реализованы при растущей экономике. Но не после семилетнего кризиса.

По-хорошему, МВФ надо сосредоточиться на том, что дает быстрый эффект. Но так как быстрый результат получить сложно, в большинстве случаев его эксперты предпочитают заниматься структурными реформами. Так сказать, всерьез и надолго. Кстати, экономисты говорят, что в этой связи стоит пересмотреть политику Фонда и в отношении длительности сотрудничества с падающими экономиками. “Длинные” реформы обычно связывают с тем, что Фонд, взявшись за спасение государства, обычно обречен спасать его не один год. Ту же Аргентину МВФ за 50 лет спасал 39 раз. Однако эксперты убеждены, что оптимальный вариант — это одноразовая помощь, но предоставленная окончательно (без права пересмотра). В такой ситуации и Фонду не понадобятся долгосрочные реформы, и государство будет понимать, что шанс только один.

Впрочем, это взгляд экономистов, которые порой забывают о третьей составляющей провалов МВФ — политике. Точнее, политической воле. Как бы ни была прекрасна экономическая теория, реформы будут успешными, если у властей есть желание действительно довести их до конца (а не просто получить деньги).

Политики должны сами понимать и объяснять остальным, что предложенные кредитором шаги — это не “хотелки” Фонда, а необходимые шаги для выхода из кризиса.

Иначе, по словам директора программы глобального экономического управления при Оксфордском университете Нгэр Вудс, “условия, привнесенные из-за границы, почти наверняка обречены на неудачу”. И тот факт, что МВФ обходится с конкретным государством так же жестко, как со всеми другими, не имеет никакого значения. Для людей важно понимать, кто и куда их ведет, чем этот кто-то сам готов пожертвовать и как отстаивает их права перед “страшным МВФ”. А спорить с кредитором вполне возможно. В Ирландии, например, отказались выплачивать долги банков вопреки рекомендациям Фонда, а Румыния настояла на пересмотре программы с более мягкими условиями. И, по удивительному стечению обстоятельств, именно эти государства сейчас числятся в показательных примерах МВФ.

Виктория БАРАНОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2016-03-01 20:20:38] [ Аноним с адреса 178.162.40.* ]

[ Аноним с адреса 217.175.25.* ] на полезное для страны дело деньги мвф никогда не идут. Они идут на покрытие дефицита валютного платежного баланса страны. Проще говоря это метод перекладывания неподъемных долгов отдельных валютных заемщиков на всю страну, ведь кредиты мвф будут возвращены или гривневой эмиссией или из бюджета страны.

[2016-03-01 16:03:27] [ Аноним с адреса 217.175.25.* ]

просто на Украине деньги МВФ воспринимают как "финансовую помощь":)) а не как кредит. Ну и немаловажный фактор именно по Украине - пока коррупция не насытится, на полезное дело эти деньги не дойдут

[2016-03-01 15:08:25] [ Аноним с адреса 109.188.128.* ]

Задача МВФ одна - обеспечить платежеспособность страны по внешним долгам. Это достигается исключительно двумя способами: распродажей активов за валюту в пользу иностранцев и перенаправлением валютных потоков на выплаты долгов. В этом смысле провалов у МВФ незаметно, ребята абсолютно профессиональны. Если благосостояние граждан зависит от валютных потоков то это естественно оборачивается затягиванием поясов. "Успешность" же с точки зрения автора статьи явно связана с возможностью сбросить беспонтово жрущее население за границу, после чего остающееся живет боль мень комфортно на то что кредиторы оставили стране.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.