Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Пикалевская анестезия

[12:12 19 октября 2010 года ] [ Ведомости, № 197, 19 октября 2010 ]

Два года назад в Пикалеве встали три завода. Рабочие, несколько месяцев не получавшие зарплату, в отчаянии перекрыли федеральную трассу. Тогда разрешить ситуацию смог только Владимир Путин. Заступничество премьера оказало эффект анестезии, но вылечить предприятия не удалось, оценивают ситуацию эксперты.

Чуть больше года назад пикалевская история прогремела на всю страну. Пожелав обрести независимость друг от друга, Пикалевский глиноземный завод (“Базэлцемент-Пикалево”) и “Пикалевский цемент” осенью 2008 г. расторгли контракты и занялись перепрофилированием мощностей. Прекратив работу, “Пикалевский цемент” объявил о сокращении рабочих, чуть позже аналогичная ситуация сложилась и на заводе “Метахим”.

“Предприятия были связаны одной технологической цепочкой, но старые контракты подписывались на невыгодных для глиноземного завода условиях сроком на 25 лет и без возможности расторжения, — вспоминает пресс-секретарь “Базэлцемента” (собственник “Базэлцемент-Пикалево”) Светлана Андреева. — Мы были вынуждены поставлять сырье по цене ниже себестоимости, в результате чего убыток завода за 2008 г. составил 300 млн руб.”. Аудит KPMG показал, что перераспределение доходности между предприятиями комплекса с начала его создания оставалось неравномерным, говорит Андреева: “Глиноземный завод генерировал убытки, а его контрагенты получали прибыль”. Так, по данным аудиторской компании, продолжает она, в 2008 г. рентабельность “Метахима” составляла 16%, рентабельность “Пикалевского цемента” — 54%, а убыточность “Базэлцемент-Пикалево” — 42%.

В феврале 2009 г. все три предприятия остановились — тысячи людей потеряли работу и заработную плату. К весне оголодавшие пикалевцы перешли на салат из одуванчиков, в городе выросла преступность. 15 мая во всем городе отключили горячую воду и отопление из-за долгов “Базэлцемент-Пикалево”. Утром 2 июня около 300 жителей Пикалева в знак протеста перекрыли федеральную трассу Новая Ладога — Вологда. И тогда в эпицентр страстей поспешил Владимир Путин: 4 июня он прибыл в Пикалево, заставил руководителей компаний подписать новый контракт, распорядился выплатить задолженности по зарплате и никого не увольнять.

Почили на лаврах

“Вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма и жадности тысячи людей! — негодовал премьер, обращаясь к собственникам предприятий. — Это недопустимо. Где социальная ответственность бизнеса?”

За время простоя глиноземный завод не сократил ни одного рабочего, уверяет Андреева. По ее словам, некоторым рабочим в нынешнем году даже увеличили зарплаты — на 20-40%. Ее средний размер сейчас 22 000 руб. По словам начальника глиноземного цеха Дмитрия Николаева, это выше средней зарплаты по городу, но ниже, чем в целом по Северо-Западному региону. Глава администрации Пикалева Сергей Вебер сообщил, что средняя зарплата в его городе сейчас 20 000 руб.

На трудовом настрое рабочих забота Путина сказалась не самым благоприятным образом. Почувствовав себя увереннее, они стали чаще брать больничные и не стеснялись иной раз появляться на работе в нетрезвом состоянии, рассказала Татьяна Пригожина, директор по персоналу компании “Базэлцемент”. “Между собой рабочие вели разговоры, смысл которых сводился к одной мысли: у нас все хорошо, мы защищены на 100%”, — говорит Пригожина. Как-будто предвидя подобную реакцию, Минпромторг, выступавший посредником в переговорах, заявил тогда: рабочим необходимо дать понять, что зарплату им выплатили не за то, что они перекрыли трассу, а за то, что они должны работать и повышать производительность, добавляет Андреева.

Чтобы трудовая дисциплина была на должном уровне, руководство компании предложило профсоюзу завода ввести новую систему премирования. По словам Пригожиной, сейчас премии рабочих привязаны к конкретным результатам. “Мы проанализировали объемы производства за три последних года и разработали по каждому продукту ежемесячные планы, — поясняет она. — Выполнил план на 100-104,9% — получил премию полностью. Перевыполнил план на 5% — премия увеличивается на 10%. Если план выполнен на 95-99,9% — премия сокращается на 10%, а на 90-94,9% — становится меньше на 20%. Если же план меньше 90%, премию не получаешь вовсе”. Пригожина говорит, что рабочие на введенные меры отреагировали спокойно и даже по некоторым направлениям показатели производства получаются выше нормы. “Людям стало понятно, что им нужно сделать, чтобы повысить свой уровень жизни, — поясняет она. — Раньше деньги начислялись приказом гендиректора и система премирования была условной”.

Риск никуда не делся

“В идеале бизнес должен был сам разрешить эту ситуацию, но, с другой стороны, как, если не административным методом, заставить собственника платить зарплату?” — пожимает плечами Вебер. Нынешняя ситуация на предприятиях комплекса его вполне устраивает: договоры заключены, заводы работают, рабочим, “пусть ненамного”, но повышают зарплаты.

“Все три завода очень старые, с низким уровнем модернизации, плюс они используют некачественное сырье — нефелин”, — говорит Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. По ее мнению, риски банкротства у этих предприятий высоки (по словам Андреевой, сейчас на всех трех заводах работает около 3700 человек): “Здесь нужно либо полностью модернизировать производство и переходить на другое сырье, что очень дорого, либо уже сейчас стимулировать людей к поиску новой работы”. Распоряжение Путина — мера временная, считает Зубаревич: “Я это называю словом “анестезия”.

“Для кризисного времени решение правительства было правильным, но кризис проходит, и нужно задумываться о долгосрочном планировании”, — соглашается председатель экспертного совета “Деловой России” Антон Данилов-Данильян. Перспективы пикалевских заводов, когда они работают в комплексе, неплохи, рассуждает он, и в таком виде они просуществуют еще долго: “Но рано или поздно появится либо другой продукт, более качественное сырье, либо конкурент с более современным оборудованием и с меньшим количеством персонала, который вытеснит устаревшее предприятие”. В свете таких перспектив рабочим следовало бы сейчас думать о повышении квалификации, а не о забастовках, полагает он.

Сбегут в Тихвин

В октябре на встрече с Путиным губернатор Ленинградской области пожаловался, что в Пикалеве сегодня не хватает рабочих рук и что руководство заводов регулярно выходит на него с инициативой запретить жителям Пикалева ездить на работу в соседний Тихвин. Рабочих можно понять: города недалеко друг от друга (около 45 км по автотрассе), в Тихвине сейчас строится крупный вагоностроительный завод (проект ГК ИСТ), запуск которого запланирован на начало 2011 г., кроме того, здесь находится машиностроительное предприятие “Тихмаш” и мебельная фабрика Swedwood компании IKEA. По словам директора по персоналу Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ) Марины Минько, сейчас завершается первый этап — набор топ-менеджеров, специалистов среднего звена и управленцев. В штате предприятия сейчас более 250 человек: 70% сотрудников — это местные жители и те, кто приехал из Пикалева и Бокситогорска, отмечает она. “В целом на заводе будет занято около 3500 человек, квалифицированным специалистам мы собираемся платить 25 000-35 000 руб.”, — рассказывает Минько. Для сравнения: по данным Росстата, средняя зарплата в машиностроении в 2009 г. в Ленинградской области составила 16 835 руб. Приезжающим работать на завод в Тихвин будут предоставлять жилье, говорит Минько: к концу 2010 г. планируется сдать первые 500 квартир, готовых к заселению, а до 2012 г. в целом будет построено более 2000 квартир. Жилье завод будет предоставлять в рамках социальной программы “Переезд”, которую он осуществляет совместно с Агентством по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК). “Участником программы сотрудник ТВСЗ может стать по желанию”, — поясняет Минько. По ее словам, по программе АРИЖК предоставляется необслуживаемый (без платежей) заем на покупку квартиры сроком на 24 месяца, а дальше работник будет выплачивать ипотечный кредит на обычных условиях.

За три рабочих дня губернатор Ленинградской области не нашел времени ответить на вопросы “Ведомостей”, касающихся ситуации в Пикалеве.

Ленинградский тариф

Исследователи компании HeadHunter подсчитали, что петербуржцы и жители Ленинградской области — соискатели на позицию инженера-конструктора в металлургии чаще всего претендуют на зарплаты 30 000—40 000 руб. (50% от 570 проанализированных резюме), такие же специалисты из Москвы и Московской области — на зарплату 40 000—60 000 руб. (36% от такого же числа резюме). Большинство соискателей в сфере “металлургия” (36% от 5680 резюме в этом разделе) высказали пожелание переехать в Петербург и Ленинградскую область, еще 18% — в Москву и Московскую область, на третьем месте оказалась Омская область — 15%.

Проторговался

Штатный колумнист подразделения агентства Reuters — Breakingviews уволен за систематические нарушения корпоративной этики. Как установило внутреннее расследование, журналист участвовал в биржевых торгах с акциями компаний, о которых недавно писал в статьях, что запрещено правилами, принятыми в Reuters.

Оксана ГОНЧАРОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.