Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Паника страшнее вируса

[14:47 23 февраля 2010 года ] [ Комментарии, №6, 19 февраля 2010 ]

Побочные эффекты от борьбы с эпидемией нанесли экономике значительно больший ущерб, чем расходы на саму эту борьбу.

Когда в апреле прошлого года из Мексики пришли известия о вспышке гриппа новой разновидности — так называемого свиного, поначалу это почти никак не сказалось на мировых рынках. Паника началась после того, как появились сообщения о выявлении случаев поражения этим вирусом в США, Канаде и Европе, а СМИ вспомнили о расчетах Всемирного банка, сделанных еще в 2008 году, согласно которым глобальный ВВП сократится на 5% (на $3,1 трлн.), если произойдет нечто подобное эпидемии испанского гриппа 1918—1919 годов, и на 3,1% (на $2 трлн.), если масштабы распространения заболевания будут как при несколько меньшей эпидемии гриппа в 1958 году

Масс-медия тиражировали в основном первый прогноз, хотя в реальности не оправдался даже второй. Результатом посеянной паники стало падение доллара и фондовых индексов, снижение цен на нефть, стоимости ценных бумаг нефтяных концернов и авиаперевозчиков. Резкий рост котировок наблюдался лишь у акций фармацевтических компаний.

Впрочем, вскоре паника улеглась, но по причине, еще более виртуальной, чем та, по которой возникла: СМИ сообщили, что якобы изобретены эффективные лекарства и вакцины от свиного гриппа. Если бы не эти известия, достоверность которых и поныне вызывает обоснованные сомнения у специалистов, то, вполне возможно, что минувший год дал бы истории первый пример падения мировой экономики не из-за эпидемии, которая оказалась сравнительно небольшой по масштабам, а из-за вызванной ею большой паники. По крайней мере, это было бы неудивительным для нынешнего глобализированного мира, где локальная вспышка гриппа в Мехико способна обвалить фондовые рынки даже в Токио.

Кстати, в некоторых сегментах мировой экономики паника и сопутствующие ей фобии сумели-таки вызвать весьма длительный во времени и заметный по величине эффект. Институт Oxford Economics оценил потери участников мировой туристической индустрии, прежде всего авиаперевозчиков, гостиничного и ресторанного бизнеса, в $2,2 млрд. А еженедельник The Economist указывает на ухудшение инвестиционного климата и падение оборотов мировой торговли. Примером необоснованной фобии может служить запрет на ввоз свинины из Мексики, США и Канады, действовавший в течение нескольких месяцев более чем в 10 странах, в том числе Китае, России и Украине, хотя, по утверждению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), мясо свиней не может являться источником заражения. В Северной Америке и Европе рядовые потребители стали отказываться от свинины в пользу говядины и курятины (правда, Украину с ее любовью к салу это модное поветрие почти не затронуло). Под давлением напуганных и возмущенных свиноводов ВОЗ решила переименовать новый штамм в грипп А/H1N1. Вслед за ней этот термин начали употреблять и органы власти, и официальные лица различных стран (в том числе Украины), постепенно переставая говорить о свином гриппе.

В целом побочные эффекты от борьбы с эпидемией гриппа А/H1N1 нанесли мировой экономике урон в несколько, если не в десятки раз больший, чем непосредственные расходы на противоэпидемические мероприятия, лечение больных и помощь семьям умерших. То же можно говорить и об Украине. По усредненным оценкам экспертов, только из-за четырехнедельного карантина следует ожидать падения поступлений в госбюджет на 5%. А бюджеты Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой областей потеряли до 10—15% доходов. Это значительно больше, чем средства, потраченные на сверхнормативный бензин для карет “скорой помощи”, закупку медикаментов, содержание пациентов, дополнительные выплаты медикам за сверхурочный труд и т.п.

Причем в общей сумме потерь лишь незначительную часть составили недопоступления в бюджет из-за невыхода на работу заболевших сотрудников и членов их семей, ухаживавших за ними. А львиная доля пришлась именно на последствия паники.

Транспорт и туризм

В первую же неделю после объявления о противоэпидемических мерах в Украине поток людей через западную границу снизился на 30%, в том числе иностранцев — более чем на 40%. Резко снизилась выручка от продажи билетов на железнодорожный транспорт, прежде всего за счет уменьшения числа желающих посетить Западную Украину. При этом ни один рейс отменен не был, и поезда ездили с полупустыми вагонами. Этому эффекту поспособствовало Министерство транспорта и связи, которое призвало всех граждан ограничить передвижение. Как сообщила пресс-служба Минтранса, и.о. министра Василий Шевченко заявил, что “именно в транспорте происходят массовые скопления людей, среди которых могут быть носители вируса”. Боязнь поездок в Западную Украину автоматически привела к падению туристического рынка в этом регионе. Львовские гостиницы, пансионаты в Трускавце и Моршине, горнолыжные базы в Карпатах не могли завлечь постояльцев, а от уже забронированных мест клиенты отказывались в массовом порядке. Выгоду из этой ситуации смогли извлечь некоторые крымские отельеры, которые в своих рекламных кампаниях сделали упор на возможности “пересидеть эпидемию в незараженном Крыму”. Хотя Карпаты тоже были безопасными в эпидемиологическом плане, и, кстати, именно там, у родственников в горных селах, предпочитали пересиживать эпидемию многие жители Ивано-Франковска и других прикарпатских городов.

Попал в минус и городской транспорт. Например, в Киеве наполняемость маршруток упала на 30%. Зато такси получили заказов на 15—20% больше обычного. И в еще большей выгоде оказались мобильные операторы: люди стали меньше ездить и потому чаще общаться по телефону.

Зрелища и здоровье

Не менее пострадала сфера развлечений. Театры (а большинство из них находится в коммунальной собственности) были вообще почти все закрыты. Убытки в размере прежних месячных доходов понесли также фирмы, зарабатывающие на концертах украинских и заезжих звезд. Кинотеатры хотя и не закрылись, но тоже опустели. Страх заразиться чудовищным гриппом обуял даже школьников и студентов, и они во время карантина в учебных заведениях не ломанулись на утренние и дневные сеансы. К тому же иногородние студенты в основном разъехались, а ведь обитатели общежитий обычно посещают киносеансы гораздо охотнее, чем местные студенты, располагающие дома собственной видеотекой, компьютером с Интернетом и т.п. В результате даже фильм-сказка “Книга мастеров” не принес владельцам кинотеатров и половины ожидаемых сборов от детских сеансов, как и лента “2012” недобрала молодежного зрителя.

Однако не только развлечения попали в разряд опасной роскоши. Во время эпидемии снизилась посещаемость спортивных и тренажерных залов, плавательных бассейнов, фитнес-клубов, салонов красоты и даже стоматологических клиник. В больницы, кроме как по случаю симптомов простуды (и страха, что это тот самый грипп А/H1N1), многие тоже предпочитали не обращаться. То есть, чтобы не подхватить вирус, вероятность заражения которым очень мало отличалась от нуля, люди отказывались от заботы об остальном своем здоровье.

Рестораны и торговля

В ноябре резко, на 15—20%, а то и наполовину (в зависимости от региона), сократилось число посетителей ресторанов. Слабо помогло даже включение в меню блюд с чесноком и луком. Снизились доходы кафе и всевозможных забегаловок, несмотря на возросший спрос в этих заведениях на водку с перцем, другие горькие настойки и бальзамы. Предприятия общепита, предлагающие доставку обедов в офис, хотя и обрели новых клиентов, но приблизительно столько же потеряли в выручке из-за сокращения во многих фирмах числа сотрудников на время карантина. Суммарные потери всех украинских заведений питания из-за свиного гриппа, по оценкам различных экспертов, составили от 0,5 до 1 млрд. грн.

Впрочем, минувшая эпидемия может подтолкнуть к распространению в Украине практики заказывать ресторанные обеды и ужины на дом и, соответственно, к развитию специализирующихся на этой услуге сетей. В Великобритании, по свидетельству газеты The Guardian, прибыль сети пиццерий с доставкой на дом Domino намного превысила прогнозы, которые делались в начале прошлого года, и именно благодаря панике из-за свиного гриппа. Опасаясь есть в заведениях с большим числом посетителей, люди стали чаще заказывать доставку пиццы и прочей готовой еды под самые двери.

Такого же процента посетителей, как и рестораны, недосчитались из-за паники рынки и торговые сети. И далеко не всегда это компенсировалось увеличением суммы среднего чека. Действительно, в периоды угроз, реальных или мнимых, люди обычно предпочитают покупать только самое необходимое и про запас.

Однако как раз благодаря ажиотажному спросу торговцы смогли в первые дни паники в несколько раз взвинтить цены на лимоны, чеснок и лук. А те, кто покупал эти продукты впрок, просчитались, поскольку Антимонопольный комитет вскоре сумел добиться от оптовых поставщиков снижения цен почти до предэпидемического уровня. Да и паника постепенно схлынула. Но, возможно, этот урок поспособствует тому, чтобы у украинцев укоренилась привычка держать в доме чеснок “на сейчас и про запас” круглый год.

Юрий ВИШНЕВСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.