Изначально речь шла о 10 млрд. евро, которые собирались направить на финансирование бюджетных расходов и рекапитализацию основных банков. Однако к осени запросы выросли до 17,5 млрд. евро, которые власти островного государства рассчитывали получить под 2,5% годовых. По предварительной информации, из них 10 млрд. евро пошло бы на помощь банкам, 6 млрд. — на обслуживание госдолга до 2016 г. и 1,5млрд. — на покрытие бюджетного дефицита. Таким образом, небольшая страна с населением менее 1 млн. человек нуждалась в помощи, превышающей собственный ВВП, в прошлом году составивший 17,46 млрд. евро.
Канцлер Германии — основного спонсора ЕС — Ангела Меркель захотела узнать, на что пойдут немецкие деньги. Однако отчет BND оказался неутешительным для сторонников выделения помощи средиземноморскому острову. В докладе утверждалось, что реальными получателями европейской помощи станут основные держатели кипрских офшорных капиталов — российские олигархи и мафиози из стран СНГ.
Существование на Кипре офшорной зоны вряд ли стало сенсацией для правительства ФРГ. Еще в 1982 г. между СССР и Кипром было подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, которое действовало и после распада Союза. А в декабре прошлого года Украина и Кипр подписали новую такую конвенцию.
К тому же с вступлением Кипра в ЕС условия содержания там иностранных капиталов изменились. В ходе налоговой реформы 2002—2003 гг. налог на прибыль был увеличен с 4,25 до 10%. НДС поднят с 10 до 13%, а затем и до 15% — минимального для ЕС уровня. Все компании проходят процедуру госрегистрации, сдают налоговую отчетность. Поэтому ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), объединяющая более 30 ведущих государств мира, признала Кипр “белой” низконалоговой юрисдикцией. В конечном счете европейцы сами “знали, що купували”, в 2004 г. приняв Кипр в ЕС, а в 2008-м впустив в еврозону.
Поэтому утечка информации из BND, очевидно, была лишь частью плана по дискредитации самих киприотов и ослаблению на Кипре влияния российского бизнеса, который пользуется там большой популярностью за хлебосольство и религиозную идентичность. И последние события на Кипре полностью подтверждают эту версию.
Как известно, составной частью плана помощи Кипру Еврокомиссией и МВФ является принудительное списание части средств с депозитов, размещенных в банках страны. Вначале речь шла о том, что владельцы счетов более чем на 100 тыс. евро одноразово заплатят в казну Кипра налог на прибыль — 9,9%. А затем обсуждался вариант увеличения ставки до 12,5—15,5%.
Взамен владельцам счетов должны передать на сумму налога ценные бумаги банков, в которых были размещены депозиты. Местные чиновники рассчитывают, что это защитит экономику Кипра от массового оттока капиталов. Однако с учетом принудительной конфискации, унизительной для бизнесменов, которым принадлежат самые крупные вклады в местных банках, надежды на это минимальные. Уже в скором времени Кипру предрекают потерю статуса крупнейшей офшорной зоны Европы и одного из финансовых центров континента.
Соглашение о выделении Кипру помощи ЕС вступит в силу после ратификации его парламентом. На момент подготовки номера в печать решение об этом несколько раз откладывалось и было перенесено сначала со вторника на среду, а затем и со среды на четверг. И хотя депутаты высказались против соглашения, шансы на его ратификацию все же достаточно велики.
По данным Еврокомиссии, в минувшем году Кипр занял третье место в Европе по потерям ВВП от рецессии после Греции (-6%) и Португалии (-3,8%). В 2012 году ВВП Кипра уменьшился на 3%, до 17,46 млрд. евро. При этом утвержденный правительством бюджет страны в размере 7,6 млрд. евро предполагает расходы на 9,5 млрд. евро. Т.е. бюджет запланирован с дефицитом 20%. Наконец, в минувшем году государственный долг Кипра рос быстрее всех в объединенной Европе, по итогам третьего квартала 2012 г. перевалив за 15 млрд. евро (84% ВВП страны) и добавив 17,5% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го.
Теперь у правительства Кипра есть два варианта. Первый — отклонить предложение ЕС и объявить дефолт и выход из еврозоны. Вследствие чего национальная валюта — кипрский фунт может девальвировать на 60%. Второй — решить свои проблемы за счет вкладчиков местных банков, большинство из которых — российские и украинские бизнесмены. Предполагается, что в этом случае бюджет страны дополнительно получит до 5,8млрд. евро или треть необходимой для спасения экономики суммы.
Методы Чавеса
По информации рейтингового агентства Moody's, только российские корпорации держат на Кипре 15млрд. евро, без учета банковских счетов, принадлежащих физлицам из РФ.Российскими в общей сложности могут оказаться более половины капиталов из 68 млрд. евро, размещенных в местных банках. Поэтому Владимир Путин отреагировал на возможность неприкрытого грабежа российских бизнесменов, назвав налог на депозиты, вводимый с подачи Еврокомиссии, “несправедливым, непрофессиональным и опасным решением”.
Большинство европейских и американских экономистов также осудили попытку изъять часть вкладов ради спасения экономики Кипра, ведь право на депозиты — один из фундаментальных законов банковской деятельности. Очереди у банкоматов они называют плохим пиаром не только для Кипра, но и для Евросоюза в целом, ибо они отражают “глубоко антидемократические импульсы европейской политики”.
Стив Форбс — главный редактор одноименного американского журнала, назвал действия ЕС “методами Чавеса”, и далее: “конфискации части депозитов в банках можно было ожидать от Аргентины или других клептократических стран третьего мира”. По его мнению, “действия европейских чиновников непременно приведут к тому, что с приходом очередного финансового кризиса вкладчики начнут массово изымать средства из банков и инвестиционных фондов”.
В отличие от Путина и других критиков налога на депозиты, Николай Азаров не захотел бросать камень в огород своих коллег и заявил, что “не хотел бы оказаться на месте правительства Кипра, которому (Евросоюзом. — Ред.) фактически был выставлен ультиматум”. Однако больших потрясений из-за налога на депозиты для отечественной экономики он не видит.
Хотя по данным Госслужбы статистики на 1.01.2013 г., прямые инвестиции из Кипра с большим отрывом лидировали от инвестиций из остальных 129 стран, и достигли $17,28 млрд. Это 31,7% выведенного в страну капитала. Выводились деньги из Украины также преимущественно на Кипр — 89,6% от зарегистрированных Госстатом $64 млрд. По неофициальным же данным, за годы независимости украинский бизнес вывел за границу до $200 млрд.
Поэтому изъятие в пользу бюджета Кипра десятины, а то и большей доли офшорных капиталов не лучшим образом скажется на инвестициях в украинские предприятия. Хотя эксперты и утверждают, что в последние полгода многие отечественные предприниматели предвидели такие события и успели перевести деньги в Прибалтику или другие европейские страны, г-ну Азарову все же должно быть известно, что именно донецкие бизнесмены традиционно предпочитают Кипр другим юрисдикциям. Тогда как днепропетровский бизнес больше привлекают экзотические Антигуа и Барбуда, Багамы, Бермуды, Панама и т.д.
Полезные связи
На фоне разгоревшегося на Кипре скандала попытки “оскопить” украинские депозиты просто меркнут. И даже законопроекты владельца группы компаний “Агромарс”, депутата-“регионала” Евгения Сигала о запрещении валютных депозитов в Украине или обложении депозитов налогом в 25% уже не кажутся столь одиозными. Тем более что негативное отношение к ним высказало руководство НБУ. А способы, которыми украинские власти пытаются бороться с офшорами, для европейцев уже давно пройденный этап.
В середине марта Кабмин одобрил законопроект об изменениях в Налоговом кодексе Украины (относительно трансфертного ценообразования). Этот документ регламентирует финансовые операции между связанными лицами, которые зачастую используются с выводом денег в офшоры для минимизации уплаты налогов.
Наиболее распространенными из них являются экспорт товаров через офшор по заниженным ценам покупателю-посреднику, который затем перепродает его реальному покупателю по рыночной цене. Разница остается в офшоре. Либо импорт товаров через офшор по заниженным ценам для минимизации таможенных пошлин и других платежей.
Раньше были случаи, когда, наоборот, неликвидный товар (какие-нибудь чушки из цветного металла) экспортировали своему посреднику под видом готовых изделий, чтобы вернуть НДС.Импортируемые товары можно перепродать своему же частному предприятию, работающему на едином налоге, чтобы уменьшить налог на прибыль.
Такие операции и раньше нередко попадались на глаза налоговой службе, но боролись с ними в ручном режиме, в зависимости от политической конъюнктуры. Возможности занижать налоговые обязательства измерялись профессионализмом налоговиков и отношениями учредителей предприятий с высокопоставленными чиновниками или генералами налоговой службы.
Поможет ли “вытянутая рука”?
После вступления в силу закона о трансфертных операциях в украинском законодательстве вводится понятие “вытянутой руки”, под которым понимается, что убыток бюджету от коммерческих сделок между связанными лицами должен компенсироваться с учетом проведенных в нормальной рыночной среде между предприятиями, ничем не обязанными друг другу.
Для этого в Налоговом кодексе уточняется понятие связанных лиц, например, когда один контрагент владеет 20% и более акций другого предприятия, имеет право назначать 50% и более представителей его управляющих органов, когда одни и те же физические лица или начальник-подчиненный одновременно руководят предприятиями, участвующими в цепочке коммерческих сделок, и т. д. Операции между ними в терминах ГНС называются контролируемыми.
К таким операциям приравниваются сделки между не связанными друг с другом лицами, если они выступали посредниками между родственными структурами и не несли при этом никаких рыночных рисков. А кроме них, все операции на рынках нефте- и газопродуктов, каменного угля, черных, цветных и драгоценных металлов, зерновых культур, подсолнечного масла и удобрений, т.е. практически всех украинских товаров и сырья, которые пользуются спросом на внешнем рынке.
С вступлением в силу поправок в НК, если годовой объем сделок между одними и теми же контрагентами превышает 50 млн. грн., их участников обяжут ежегодно до 1 мая уведомлять налоговиков о контролируемых операциях за прошлый год в специальном отчете, который необходимо отправлять в налоговую службу по электронной почте.
Анализ таких сделок ГНС проводит на основе доступной информации, полученной из статистических данных о рыночных ценах, справочных материалов о ценах в коммерческих изданиях и электронных баз данных, отчетов экономических отделов представительств Украины за границей и других официальных сведений.
Если в налоговой службе считают, что в результате таких сделок были недоплачены платежи в бюджет или имеются сведения об операциях, не указанных в отчете, если фирма вообще не подавала отчет о контролируемых операциях, ГНС может затребовать у предприятия дополнительные сведения, подтверждающие справедливость ценообразования.
Крупные налогоплательщики, к которым относятся предприятия с доходом от 500 млн. грн. за последние четыре квартала от всех видов деятельности или платежи которых в бюджет за аналогичный период превышают 12 млн. грн., могут предложить ГНС процедуру согласования контролируемых операций. В ходе ее могут рассматриваться одновременно виды сделок, цены на товары и методы их определения, источники информации, которые применяются для ценообразования, время, когда эти цены действительны, допустимые от них отклонения и другие условия по согласованию сторон.
В настоящее время большинство крупных экспортно-ориентированных украинских компаний на рынке черных и цветных металлов, удобрений и сельхозпродукции работают через офшоры, а характер согласования контролируемых операций предполагает, что предприятия сами снабжают налоговиков необходимой информацией. Поэтому добровольная процедура для крупных налогоплательщиков обещает прижиться в отечественном бизнесе всерьез и надолго.
По данным ГНС, полученным на основе анализа грузовых таможенных деклараций, в прошлом году по прямым контрактам было экспортировано меньше половины товаров, а 54% экспорта шло через посредников, в основном связанных с экспортерами. Из них 9,5% операций прошли через офшоры. При этом общий объем “непрямого” экспорта составил около 260 млрд. грн.
Как заявил недавно глава министерства доходов и сборов Александр Клименко, сейчас в распоряжении ведомства штат высококвалифицированных специалистов и мощные аналитические инструменты, благодаря которым как на ладони будет видно, когда задекларированные предприятием договорные цены не отвечают реальным суммам. Поэтому введение законопроекта о трансфертном ценообразовании позволит снизить объем капиталов, выводимых из Украины в страны с низкими ставками налогообложения, на 100 млрд. грн.
Впрочем, пока соответствующие поправки в Налоговый кодекс не рассмотрены Верховной Радой из-за затянувшегося парламентского кризиса. Хотя в Кабмине и обещают вынести законопроект на голосование на ближайшей сессии ВР.
А скептики из числа бизнесменов все же сомневаются в способности Кабмина обеспечить наполнение казны даже с использованием мировой практики “вытянутой руки” и самых современных баз данных. Злые языки утверждают, что пока в отношениях налоговиков и их подопечных присутствует изрядная доля личных отношений, пополнять казну власти будут преимущественно за счет оппозиционных или аполитичных бизнесменов, а не с помощью своих однопартийцев.
И все же каким бы ни был результат от введения трансфертного налогообложения для бюджета и отечественного бизнеса, следует признать, что украинские власти до методов, подобных тем, которыми еврочиновники вынуждают действовать киприотов, еще не опускались. Как считает Николай Азаров, отсутствие конфискационных решений в украинской практике на фоне экспроприации капиталов на Кипре должно подтолкнуть отечественный бизнес к решению вернуть деньги на родину. Хотя скептики, в отличие от премьера, считают, что периодические “эксы” за рубежом не отвадят отечественный бизнес от низконалоговых юрисдикций. Даже если деньги придется прятать дальше, а платить за обслуживание счетов — дороже.
Тем не менее эксперты единодушны в том, что после циничной “стрижки” купюр российских и украинских бизнесменов на Кипре офшоров в Европе уже не будет. Подтверждением этому называют публикацию ОЭСР в феврале отчета “О размывании налогооблагаемой базы и переносе прибыли (в юрисдикции с более выгодным налогообложением)”. Этот документ дает понять, что страны-доноры ЕС, сами испытывающие экономические трудности, уже не хотят мириться с выводом капиталов в низконалоговые юрисдикции.
Кипр, подписав соглашение с ЕС, будет вынужден поднять налог на прибыль с 10 до 12,5%. В перспективе ужесточение налогового законодательства может произойти в Ирландии, Нидерландах, Швейцарии, на Мальте и других европейских регионах, пока сохраняющих особые условия для инвестиций.
Но главное — дурной пример ЕС может негативно подействовать на другие страны, и по мере ухудшения экономической ситуации они могут поддаться соблазну решить свои проблемы конфискацией капиталов, которые для этого достаточно признать криминальными.
Ярослав ДМИТРЕНКО
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.