Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Общий надзор вечен?

[12:48 14 ноября 2011 года ] [ Зеркало недели, № 41, 11 ноября 2011 ]

С обретением независимости перед Украинским государством встал вопрос формирования системы национальных органов государственной власти, а также принятия правовой основы деятельности таких органов.

Знаменательным событием в закладке правового фундамента, основ деятельности органов государственной власти, определении основополагающих принципов и основ их деятельности, а также функций и полномочий отдельных из них стало принятие 28 июня 1996 года Конституции Украины.

Не обошел Основной Закон Украины своим вниманием и органы прокуратуры, определив в разделе VII правовые основы их деятельности. Конституционные положения статьи 121 охарактеризовали прокуратуру как единую систему, на которую возлагаются поддержка государственного обвинения в суде; представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание, досудебное следствие; надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Кроме того, пункт девятый Переходных положений Конституции Украины (раздел XV) временно возложил на органы прокуратуры дополнительные полномочия к тем, которые закреплены в главе VII. В частности, в этом пункте сказано, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия — до введения в действие законов, регулирующих деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, и до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование.

Возникает закономерный вопрос: введены ли в действие соответствующие законы и сформирована ли система досудебного следствия, то есть наступили ли юридические факты, с которыми Конституция Украины связывает прекращение выполнения прокуратурой так называемой функции общего надзора.

В свое время вопрос осуществления прокуратурой функции предварительного следствия был решен Конституционным судом Украины. В решении от 10 сентября 2008 года положение статьи 17 (следователи прокуратуры) Закона Украины “О прокуратуре” от 5 ноября 1991 года № 1789-XII было признано соответствующим Конституции Украины. При этом в мотивировочной части приведенного решения указано: “системный анализ действующего законодательства, нормирующего деятельность следственных подразделений в органах, на которые возложена функция расследования уголовных преступлений, свидетельствует о незавершенности процесса создания системы досудебного следствия и реформировании органов расследования уголовных преступлений”.

Между тем вопрос о возможности осуществления прокуратурой, согласно пункту 9 Переходных положений Конституции Украины, функции надзора за соблюдением и применением законов (далее — общий надзор) оставался открытым.

На сегодняшний день “действующим” законом, в смысле п. 9 Переходных положений Конституции Украины, регулирующим деятельность прокуратуры, является Закон Украины “О прокуратуре”. В нем вопросам общего надзора посвящен ряд статей, в частности статья 1 главы 1 раздела III (надзор за соблюдением и применением законов). Однако такое законодательное обеспечение, учитывая конституционно установленный временный характер функции общего надзора прокуратуры, постоянно вызывало ряд вопросов и нареканий.

Попытка придать этой функции постоянный статус была сделана в 2004 году. Тогда Верховная Рада Украины статью 121 Основного Закона Украины дополнила пунктом 5, согласно которому на прокуратуру Украины, кроме прочего, возлагалось осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Однако 30 сентября 2010 Конституционный суд Украины признал соответствующий закон неконституционным. Как следствие, данный закон утратил силу, в том числе утратило силу и положение пункта пятого, которым была дополнена статья 121 Конституции Украины.

Итак, на повестке дня вновь вопрос о возможности осуществления прокуратурой общего надзора в современных условиях. Сторонники постоянного прокурорского надзора утверждают, что прокуратура должна продолжать осуществлять надзор за соблюдением и применением законов — дескать, законы, предусмотренные пунктом девятым Переходных положений Конституции, не введены в действие, а посему и надзор якобы конституционно обусловлен. Так ли это?

После 28 июня 1996 года законодательная база Украины предстала существенно обновленной и модернизированной. В частности, в сфере регулирования деятельности государственных органов по контролю за соблюдением законов был принят и введен в действие ряд законов.

Закон Украины “О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите” от 8 июля 2011 года, определяющий полномочия органов исполнительной власти, участвующих в решении вопросов, связанных с беженцами и лицами, нуждающимися в дополнительной или временной защите.

Закон “О доступе к публичной информации” от 13 января 2011 г. определяет органы, осуществляющие контроль за обеспечением доступа к публичной информации. Закон “О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции” от 2 декабря 2010 года определяет полномочия Кабмина в сфере рыночного надзора и контроля продукции.

Закон “О Кабинете министров Украины” от 7 октября 2010 года определяет его полномочия, в том числе контрольные.

Регламент ВРУ посвящает отдельную главу VI вопросам осуществления контрольных функций парламента.

Налоговый кодекс Украины отмечает, что в кодексе определяется компетенция контрольных органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля.

Законы “О судоустройстве и статусе судей” и “О Конституционном суде Украины” регулируют деятельность судов общей юрисдикции и КСУ в вопросах фактического осуществления судебного контроля за соблюдением и применением Конституции и законов Украины.

В законе “О государственном контроле за использованием и охраной земель” подчеркивается, что государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Национальный банк Украины наделен целым рядом контрольных полномочий. В частности, он осуществляет банковское регулирование и надзор.

Среди основных функций Совета национальной безопасности и обороны Украины соответствующий закон называет, в частности, координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны.

Милиция в соответствии со своими задачами обязана: обеспечивать в пределах своих полномочий выполнение требований закона, выполнение и контроль за решениями сельских, поселковых, городских советов по охране общест­венного порядка, вопросам торговли, содержания животных в домашних условиях, соблюдения тишины в общественных местах и ??т.п., а также контролировать содержание в надлежащей чистоте улиц, придомовых территорий и дворов в городах и других населенных пунктах.

Одной из основных задач органов государственной налоговой службы соответствующий закон определяет осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством.

Такие примеры можно приводить еще долго. Данный анализ хотя и не полной законодательной базы, однако достаточно репрезентативной части, свидетельствует, что на сегодняшний день выполнены установленные Переходными положениями Конституции Украины отлагательные условия, позволявшие прокуратуре осуществлять функцию общего надзора. А именно: вступили в силу законы, регулирующие деятельность государственных органов по контролю за соблюдением и применением законов.

И, по сути, практически любой закон определяет органы государственной власти, закрепляет их функции и полномочия по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением норм, регулирующих отношения в конкретной сфере жизнедеятельности.

Таким образом, согласно Конституции Украины, прокуратура уже давно должна была бы прекратить осуществлять надзор за соблюдением и применением законов.
По сути, общий надзор прокуратуры — это лишь рудимент советской эпохи, который дословно перекочевал из Конституции УССР 1978 года в Закон Украины “О прокуратуре”. Сегодня возможность осуществления прокуратурой Украины общего надзора — это не только вопрос конституционности такой деятельности, но и ответ на вопрос, какую страну мы строим — страну прошлого или страну будущего? На сегодняшний день законы, регулирующие деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов, уже введены в действие, а потому дальнейшее осуществление прокуратурой Украины функции общего надзора является неконституционным.

Артем ЯНЧУК, Тамара МАЗУР

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.