В Белоруссии в четвертый раз с начала года повысили цены на топливо — бензин стоит почти $1 и достиг российского уровня. Автомобилисты готовятся провести акцию протеста: содержать машину становится “непозволительной роскошью даже в Минске”. Но повышение цен выгодно белорусским НПЗ, работающим на грани безубыточности.
С 21 июля цены на топливо на белорусских АЗС выросли на 3% и составляют почти $1 за 1 литр. Бензин “Нормаль-80” стоит 4120 белорусских рублей ($0,83), бензин АИ-92 — 4330 рублей ($0,87), бензин АИ-95 — 4650 рублей ($0,93), дизельное топливо — 4580 рублей ($0,92).
С начала 2011 года цены на топливо в Белоруссии повышались уже четыре раза. В начале лета, 7 июня, бензин подорожал сразу на 30%.
Это вызвало массовые акции протеста автомобилистов, которые стали блокировать улицы в центре белорусских городов. Появилось даже движение “Стоп-бензин”, проводящее одноименные акции протеста. В результате на следующий день, 8 июня, президент Александр Лукашенко распорядился снизить цены на моторное топливо и пообещал, что больше не будет такого резкого роста цен на бензин. “До 1 января будете работать по ценообразованию, в квартал добавляя по 2-3%, если это надо будет, но не на 30%”, — сказал Лукашенко. Тем не менее, очередное трехпроцентное подорожание снова спровоцировало акцию протеста “Стоп-бензин”, которую белорусские автовладельцы назначили на вечер 21 июля.
“Пересмотр цен на нефтепродукты произведен в целях поэтапного уравнивания цен на товары в странах Таможенного союза”, — объяснили рост цен в “Белнефтехиме”, монопольно определяющем цены на всех бензозаправках страны, и сослались на решение правительственной комиссии по вопросам импорта энергоресурсов. При этом “действующие розничные цены на нефтепродукты (с учетом увеличения) остаются ниже уровня аналогичных цен в Российской Федерации на 2—8%”, добавляют в “Белнефтехиме”.
Впрочем, эксперты это опровергают. “Наши челноки уже перестали возить горючее в Россию. В Польшу возят, в Литву возят, даже на Украину возят. А в Россию перестали, потому что разницы в ценах попросту нет”, — говорит Сергей Витошин, журналист Белорусского транспортно-логистического портала. “Белорусские цены на бензин достигли российского уровня”, — соглашается Вадим, участник акции “Стоп-бензин”. В России, согласно данным Росстата, средние потребительские цены на бензин АИ-92 в мае составила 24,25 рубля ($0,88) за 1 литр, на АИ-95 — 26,11 рубля ($0,94), на дизельное топливо — 25,06 рубля ($0,91). В июне цены на бензин выросли на 1,7% по сравнению с предыдущим месяцем, на дизельное топливо — на 0,9%.
“Рост цен на бензин только продолжится. По прогнозам, уже к началу следующего года цены достигнут полутора долларов за литр. При этом зарплаты в стране — самые низкие в Европе. А из-за девальвации и продолжающегося кризиса они становятся все меньше. В результате содержание автомобиля становится непозволительной роскошью даже в Минске, не говоря уже о провинции”, возмущается Вадим.
Но повышение цен выгодно белорусским НПЗ: на прошлой неделе нефтепереработчики заявляли, что цена на бензин в $1 на внутреннем рынке едва позволяет им выйти на уровень безубыточности.
Власти страны полагают, что экспортные проекты позволят НПЗ приносить прибыль. Так, Белоруссия намерена начать экспорт своих нефтепродуктов в Нигерию, Китай, Канаду и страны Скандинавии, говорится в программе социально-экономического развития Белоруссии на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета министров. Согласно документу, на ближайшую пятилетку запланирована консолидация экспортных потоков через ЗАО “Белорусская нефтяная компания”, увеличение объема реализации мелким оптом на рынки соседних стран, продолжение работы по переходу от спотовых продаж к долгосрочным контрактам по формуле цены, сотрудничество с крупными транснациональными нефтяными компаниями и выход на новые рынки сбыта для получения более высокой прибыли от реализации нефтепродуктов. Одновременно Белоруссия будет наращивать и нефтедобычу: новые месторождения будут разрабатываться и в самой стране, и за ее пределами. Белорусские предприятия уже осваивают выделенные им месторождения в Венесуэле и Иране. В самой Белоруссии планируется увеличить нефтеотдачу пластов за счет применения прогрессивных технологий. Кроме того, сейчас вкладываются большие средства в поиск новых месторождений на белорусской территории. Параллельно будут развиваться и модернизироваться белорусские НПЗ — Мозырский НПЗ и “Нафтан”.
Денис ЛАВНИКЕВИЧ
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
[10:10 25 ноября]
[07:00 25 ноября]
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
13:30 25 ноября
12:30 25 ноября
12:00 25 ноября
11:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.