Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

(Не)ожиданная соборность и (вы)мышленная разъединенность

[12:19 22 января 2010 года ] [ День, №9, 22 января 2010 ]

Обретя соборную и суверенную страну, украинцы еще не полностью осознали свою ответственность за ее будущее.

Иногда приходится сталкиваться с расхожими даже среди молодежи убеждениями, что независимость досталась украинцам как манна небесная, — то есть даром. Мол, не приложив серьезных усилий для ее получения — да и, по большому счету, не имея хоть какого-то ощутимого желания и намерения их прилагать, — они внезапно и совсем неожиданно для самих себя были подхвачены волной бегущих обстоятельств (распад СССР) и вынесены на нестойкий (а следовательно, не слишком дорогой для них самих) фундамент “самостійництва”. Также (продолжают носители указанной логики, воспроизводя, словно проигрыватель, сомнительной свежести штампы) нет весомой заслуги украинцев и в обретении территориальной соборности, за которую в действительности мы должны весьма благодарить Москву за военно-политическое содействие (Западная Украина) и просто-таки неслыханной щедрости подарок (Крым).

На первый взгляд, на подобные нонсенсы едва ли стоило бы обращать внимание (в конечном итоге, мало ли какие глупости приходится слышать), ведь уж больно очевидно, что, несмотря на определяющий вес внешнего фактора, его самого, ясное дело, было бы очень мало: без внутренних предпосылок, созданных самими украинцами, Украина никогда не появилась бы наяву (вспомним В. Липинского: “...Інстинкт і розум, дані нам од Бога, кажуть нам, що тільки в боротьбі за своє незалежне державне існування Земля наша Українська зможе витворити свою постать на хвалу Того, Хто творить все існуюче, — існуюче тому, що сильнее, — а сильне тому, що моральне і розумне”).

Аргументы, собственно, лежат на поверхности, потому что даже с юридической точки зрения (не говоря уже об ожесточенной вооруженной борьбе и диссидентском движении) без существования УНР, как украинского национального государства, полностью могло бы не быть образованной ей в противовес УССР (а были бы, скажем, несколько советских республик наподобие Донецко-Криворожской), а без ЗУНР и Акта Злуки — присоединения Западной Украины выглядело бы крайне нелегитимным.

Следовательно, подобные рассуждения (и возникающие на их почве чувства) действительно не стоили бы серьезного внимания, если бы не одно “но”: порождаемое ими отношение к украинской государственности, независимости и соборности описывается скорее категориями “безразличие”, “халатность” и “небрежность”, но не “ответственность” — в конечном итоге, даже чисто психологически нельзя дорожить тем, что достается даром, зато запросто можно им пренебречь, и без какого-то бы ни было сожаления распрощаться (не случайно Россия изо всех сил подпитывает память о Великой Отечественной войне, напоминая о заоблачной цене, которую пришлось заплатить ради ее существования). Другими словами, без осознания, а тем более — эмоционального переживания своей причастности к традиции борьбы за независимость Украины, действительно ответственное отношение к ней кажется сегодня невозможным.

Праздник Воссоединения или День Соборности Украины, который представляет собой один из наибольших символов данной традиции, является в этом смысле чрезвычайно показательным, потому что “отсылает” к болезненной проблеме внутреннего единства (собственно, соборности) страны и заставляет каждый раз задавать (неудобные для некоторых) вопросы: насколько молодежь осознает (либо не осознает) свою ответственность за достигнутую родителями соборность, и что власть (политики, интеллигенция, пресса — список можно продолжить) сделала для углубления этого осознания?

Наверное, с территориальной соборностью сегодня все-таки меньше всего проблем (хотя недемаркация границ и здесь заставляет задуматься), но все же ею понятие “соборности” никоим образом не ограничивается: хотя отдельные исследователи и отождествляют термины “соборность” и “государственное единство”, большинство склоняется к более широкой (и, безусловно, более актуальной на сегодня) трактовке, которая подразумевает не только этнотерриториальное, но и культурное, духовное единство, национальное сознание. К сожалению, приходится констатировать, что в духовно-культурном аспекте Украина еще не достигла этого рода единства, при котором отдельные ее части, будучи самостоятельными и своеобразными образованиями, в одно мгновение совокупно составляли бы целостный и, главное, осознающий свою целость организм (что отчасти является следствием политических игр и преднамеренного отмечания мыслимых расхождений). Впрочем, из сказанного никоим образом не следует вывод, что такого рода единство невозможно в принципе: если сегодня и наблюдается конфликт между западом и востоком, то похоже на то, что он носит диалектический характер и должен привести к определенному синтезу. Украинские запад и восток, со всеми их отличиями, диалектически предусматривают друг друга, как тело предполагает дух (о чем чрезвычайно проницательно написал Сергей Копыл в статье “Украина между... Попытка наблюдения” в журнале “Дитина”, 2004 №4), а, следовательно, речь идет о поиске равновесия, гармонии между ними: единство Украины заключается в ее многогранности, а ее многогранность возможна только благодаря ее единству. Осознание данного тезиса породит и ответственность за будущее страны.

В канун Дня Соборности Украины мы задали вопрос молодым людям из разных регионов государства: готовы ли вы взять на себя ответственность за духовную соборность нации?

Иван Стоянов, студент четвертого курса Одесского национального университета им. И.И. Мечникова:

— Украина — молодое государство, которое было создано чуть меньше двадцати лет тому. И создание государства Украина — это воля и единство всего украинского народа, который тем самым продемонстрировал соборность — в стремлении жить в едином государстве, понимая, что он берет ответственность за себя и будущие поколения.

Но получившаяся Украина поставила перед нами задачи, которые мы обязаны решить, без их решения у нас нет будущего. И одна из самых важных из них — это вопрос соборности Украины, который имеет многогранный характер: как объединить восток и запад, как увидеть наших национальных героев, за что боролся украинский народ, и боролся ли он за одну и ту же Украину?

Как представитель поколения, выросшего уже в независимой Украине, могу сказать: идеей нашей соборности должно стать независимое государство, готовое давать ответы на вызовы современного мира.

Выход из этого спора я вижу в свободном общении студенчества востока и запада Украины, политических и культурных элит общества, в стремлении понять друг друга и нахождении консенсуса, а не деления на “свой — чужой”. Пора понять, кто мы: нация одного государства или только той части, к которой мы себя относим. Таким образом, соборность — это не просто один день в году, а ЦЕЛЬ для всех нас.

Денис Подьячев, участник Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи, г. Харьков:

— Многое уже сказано и написано о том, что многочисленные проблемы как внутреннего, так и внешнего развития Украины нужно объяснять тем, что уважение к национальному наследию объединяет критически небольшое количество людей, к тому же таких, которые географически концентрируются лишь в регионах Запада. Несмотря на констатацию определенных позитивных сдвигов в деле формирования общераспространенной национальной идентичности, в частности, проявлений совпадения ценностных моделей сознания молодежи востока и запада, стоит признать, что процесс этот слишком медленный.

С появлением в стране целого поколения совершеннолетних, рожденных уже в независимом государстве Украина, на повестке дня появляется другой вопрос. О том, что носители протоидеи об Украине как о нации не по экономическому и политическому содержанию, но и по духовному, потихоньку изживают себя. И будет ли продолжаться в дальнейшем процесс изменений в сознании уже как объективный, а не субъективный?

Я считаю, этот процесс будет продолжаться. Взгляните-ка — носителем стереотипных представлений, в частности о жителях противоположных краев, обычно являются люди старшего возраста. Молодежь более мобильна, стремится узнать все, стремится, как бы ни было, проверить, чем отличается природа противоположного ее взгляда. Благодаря этому в последние несколько лет из циничных политиканских лозунгов медленно начали исчезать откровенно деструктивные в смысле национального развития месседжи. В любом случае, по моему глубокому убеждению, если управляемые лишь карманным принципом наемные политтехнологи из-за границы уже начали понимать, что даже в этой стране есть вещи, которые лучше не трогать, а значит, нас перестали “делить на три сорта” в предвыборных плакатах с “чернухой”, то должна иметь место и уверенность в светлом будущем. Главным же, на мой взгляд, является все-таки не доступ к, так сказать, генетической информации о духовном наследии украинства, а интерес тех, для кого эту информацию стремились сохранить поколения прошлого. Когда однажды при услышанном по телевизору слове “нация” с лица сорока шести миллионов исчезнет последняя презрительная усмешка, мы забудем о проблеме неуважения к нашим корням.

Главное, чтобы в тот день этих миллионов было хотя бы все те же сорок шесть.

Ольга Билоголовая, студентка Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича:

— Начинать размышлять о понятии внутренней соборности Украины стоит с фундаментального тезиса В. Липинского о том, что никто нам не построит государство, если мы его не построим, и никто из нас не сделает нацию, если мы сами не захотим быть ею. Эта фраза не теряет свою актуальность и сегодня. Мы, украинцы, не так часто задумываемся над вопросом внутренней объединенности страны, ее духовного естества, которое, к сожалению, целостным сегодня назвать трудно. Возможно потому, что в течение пяти лет политики пытаются откровенно делить украинскую территорию на восток и запад, ее общий дух на восточный и западный. Но, несмотря на это, внутренняя соборность все-таки сохраняется, так как, кроме политиков, есть еще все остальные, разумно подходящие к этому вопросу. А что такое вообще внутренняя соборность? Это, по мнению ровесников нашей молодой страны, единство, вера в общее будущее, не только территориальная целостность, но и объединение внутри государства. Видимо, украинский народ сегодня не настолько активен в проявлении эмоций относительно данного вопроса в сравнении с советской идеологией. Но украинская молодежь на данном этапе развития трезво и объективно оценивает положение дел в стране и приходит к выводу, что лишь внутренняя соборность может сохранить и укрепить нацию. Поэтому необходимо строить свою внутреннюю политику так, чтобы идеям молодежи давать зеленый свет в вопросе соборности Украины. Лишь с осознанием своей национальной принадлежности мы можем построить единое и нерушимое украинское государство, оберегая его принципы и делая акцент на перестройке молодой страны. За нас этого никто другой сделать не сможет.

Кирилл Комиссар, студент третьего курса Севастопольского городского гуманитарного университета:

— Для украинского народа, веками лишенного своей собственной государственности и разорванного на части между соседними странами, данная проблема всегда была особенно болезненной и невероятно сложной. Идея единства нашего государства — одно из самых заветных желаний украинцев на протяжении многих столетий. Ее обосновали в своих трудах выдающиеся мыслители и деятели. К сожалению, в наше не очень легкое время не все Украинцы чувствуют ответственность за соборность нашей страны, как территориальную, так и духовную. Но чувствует ли наше поколение эту ответственность? Я считаю — да(!). Мы понимаем, насколько трудно было нашим прадедам добиться этого, как трудно было соединить все части нашего государства. И в настоящий момент мы должны не только лелеять эти воспоминания, но и делать все, чтобы наш народ был единым и объединенным. Чтобы дружеские отношения между людьми (а это, мне кажется, и есть духовная соборность), живущими на юге и севере, на востоке и западе, во Львове и Севастополе, в Донецке и Чернигове, в Симферополе и Киеве, развивались, обретали новое содержание.

Виктория Скуба, студентка пятого курса Национального университета “Острожская академия”:

— На мой взгляд, то поколение, которое было основой нашей духовности и единства, — это даже не наши родители, это наши дедушки и бабушки. Это люди, молодость которых пришлась на период войны и Украинской Повстанческой армии. Они воевали за идею независимой Украины, и эта идея казалась им священной. Когда же мечта сбылась, и Украина оказалась не совсем такой, какой хотелось бы, они восприняли эту реальность через призму жизненной мудрости и не потеряли веру в свои идеалы.

Другое дело — наши родители. Период проблемных 90-х пришелся на их молодость, и отсутствие возможностей для самореализации, потребность выживания наряду с доступом к информации об уровне жизни в других странах сформировали у них скептическое отношение к независимому украинскому государству, частично подорвали силу мечты и духовности. Этот скепсис они передали и своим детям. А идеалы остались небольшой прослойке интеллигенции.

Что же наше поколение, которое в дальнейшем будет воспитывать своих детей? Мы уже рождены в независимой Украине, на нас не лежит груз советскости. Но наши родители не заложили в нас, по крайней мере, у большинства, те духовные идеалы, ту веру, которые были присущи нашим дедушкам и бабушкам. На наше поколение еще и накладываются процессы глобализации, бездумного распространения западных ценностей, а потому у большинства представителей нашей современной молодежи так и не было сформировано национальное мышление, не были заложены духовные ценности. Частично в этом виноваты разочарованные в стране родители, частично дезориентированные учителя, частично СМИ. Я не говорю обо всех, но о большинстве, которое, по сути, определяет духовное состояние нации.

Что мы передадим своим детям? То, чему научены сами. По моему мнению, пока духовность и украинская идея будут жить в пределах той интеллигенции, которая разбросана по всей стране, но в своей совокупности не составляет критическое большинство, она не получит всеобщего признания, не станет национальным достоянием, и население не станет нацией. Современная настоящая украинская интеллигенция передаст свое видение, мышление, ценности своим детям. А как поведет себя следующее поколение — зависит от очень многих факторов.

Я обязательно буду пытаться привить своему ребенку любовь ко всему родному и национальному, ценности добра и человечности, а не поверхностности и меркантильности. Но мой ребенок пойдет в школу, где большинство будет не такими, как он. И если он не захочет бороться, сломается, то буду ли я иметь право обвинять его в этом, если это мое поколение не построило для него такую страну, где бы ему не приходилось выбирать из двух или больше “зол”?

Марина Пашковская, слушатель Львовского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, участница Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи:

— Тогда, 22 января 1919 года, украинцы, разъединенные границами иностранных государств, на Софийской площади в Киеве сделали то, что мы, современные украинцы, к величайшему сожалению, мало ценим. Ведь в тогдашних исторических условиях и политические деятели, и общественность осознавали, что полноценное слияние в единое государство осуществить очень трудно. И потому День Соборности — это, прежде всего, проявление общей воли к духовному единению, это показатель того, что украинцы являются нацией.

Но почему нам, современникам, так сложно найти собственный путь к соборности? Мы постоянно оправдываем себя. То находим объяснение в различных геополитических доктринах, в частности, в том, что Украина расположена на линии раскола между западной и восточной цивилизациями, то оправдываемся тем, что разделенная украинская территория находилась в составе государств с разными культурами, ценностными и политическими ориентациями, то сетуем на политиков из-за их неспособности не делить Украину. Перечислять можно долго. Но, наверное, решение значительно проще, и для этого вовсе не нужно писать национальные доктрины развития, штамповать документы с национальной идеей. Быть может, стоит каждому хотя бы раз на минуту задуматься и осознать, что формула духовной соборности состоит в нашей ответственности перед прошлым и будущим. И эта ответственность заключается в “ежедневном плебисците” и способности сказать в первую очередь себе: “Я горжусь тем, что я украинец. Я хочу, чтобы мои дети жили в Украине”...

Сергей СТУКАНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.