Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Некуда отступать

[15:27 07 сентября 2009 года ] [ РБК daily, 7 сентября 2009 ]

На рынок продаж новых иномарок действуют сразу несколько факторов, которые приводят после периода роста к их откату.

Большие складские запасы 2008 года, которые были сделаны автодилерами под ожидания роста курса доллара и увеличения импортных пошлин, еще сильно влияют на ценовые предложения на авторынке Петербурга. 2009 год привел к резкому повышению цен на ведущие марки. Однако впоследствии многие были вынуждены объявлять скидки. Новая тенденция: к скидочным программам подтянулся премиум-класс. Теперь совсем не «голый» BMW 318i можно купить по цене хорошо упакованного Ford Mondeo — за 1 111 100 руб.
Ситуация на автомобильном рынке все больше напоминает битву за последний рубеж. Дилеры уверены, что «им бы только день простоять», точнее — пару месяцев, пока не закончится действие вредных для них и полезных для потребителя факторов. Однако будет ли легче за двухмесячным рубежом, пока неизвестно.

По словам директора по продажам «Аларм Моторс Форд» Михаила Шевелькова, ключевым на рынке до сих пор является «фактор 2008 года». Именно из-за наличия у многих авторитейлеров машин прошлого года выпуска скидывать цены вынуждены даже те, кто с прошлым годом давно простился. Проблема-2008 растет из крайне «урожайного» для автобизнеса сезона-2007. Тогда на волне бурного роста дилеры устроили настоящую битву за квоты, то есть за право продавать большие объемы. Когда стало понятно, что финал прошлого года не сулит ничего хорошего, машины все равно ввозили в Россию ударными темпами — давило приближение январского повышения пошлин на иномарки и грядущая «плавная девальвация». Так в стране образовались огромные запасы товара, на который ажиотажного спроса, мягко говоря, не было.

В снижении спроса не последнюю роль сыграли и дистрибьюторы (они же — официальные импортеры, они же — представительства) иностранных брендов. Стремясь не потерять прибыль, некоторые из них просто привязали цены к курсу доллара (или евро), который в начале года всегда готов был удивить потребителей. Особенно неприятной ситуация оказалась для японских брендов: иена изо всех сил подминала под себя американскую валюту, а платить за машины по «японскому эквиваленту» клиент уж точно не стал бы. В итоге товарные запасы по большей части остались там, где были — на складах.

Теперь и 2009 год уверенно приближается к окончанию, и машины надо как-то продавать. Это намерение трансформировалось в беспрецедентный парад скидок и разного рода спецпредложений. Тактики наблюдаются различные. Например, Ford, только в этом году повышавший цены четырежды, оставил в силе новый прайс-лист, но объявил о заметных скидках: на модель Focus они достигают 80 тыс., а на Mondeo — 100 тыс. руб. В итоге самые массовые модели «голубого овала» подорожали, но ненамного — на 7%. По словам Михаила Шевелькова, скидочные кампании могут быть продлены до конца года, существующие же ценники показывают реальную стоимость автомобилей после распродаж остатков 2008 года, и то, к чему нужно готовиться уже в недалеком будущем, чтобы потенциальные покупатели привыкали к новым ценам заранее.

Успешнее других на поле скидок отыграл Citroen: объявив о колоссальном снижении цен (200 тыс. на C4 — модель гольф-класса), «двойной шеврон» мигом расстрелял прошлогодние товарные запасы. Акция продлена и в отношении автомобилей этого года — правда, уже не в таких масштабах.
Некоторые бренды просто пересмотрели ценовую политику — без громкого объявления о скидках и ожидающей клиента выгоде. Например, Toyota понизила базовый ценник на модель Corolla — седан в базовой комплектации, сошедший с конвейера в прошлом году, обойдется теперь в 533 тыс. руб.

Чем закончится подобная активность — увидим по итогам года. В любом случае 50-процентное падение продаж по итогам первых шести месяцев работы не сулит дилерам ничего хорошего.
На коне в этой ситуации оказались те, кто просто не повышал цены. Так поступил, например, Volkswagen, справедливо рассудивший, что пора бы отвоевать долю рынка, воспользовавшись преимуществом местной сборки (на заводе в Калуге собирают пять моделей Skoda и восемь — титульного бренда концерна). Теперь многие дилеры пересматривают свой взгляд на портфель марок. Скоро в Петербурге будет уже девять дилеров Skoda — к нынешним семи добавятся «Рольф» и «Скарт». Другой крупный игрок авторитейла — «Аксель» — решил перепрофилировать под Volkswagen дилерский центр, ранее занимавшийся марками российского концерна Sollers — Fiat, SsangYoung и UAZ.

В пользу Volkswagen и Skoda говорит не только прекрасное по меркам кризиса «самочувствие» (падение продаж у Skoda составило всего 25%, а у Volkswagen даже замечен рост на 4%), но и либеральный подход к подписанию дилерских соглашений. Впрочем, и Audi (еще один член семьи Volkswagen) чувствует себя неплохо.
Именно представительство Audi несколько месяцев назад решилось на нетривиальный на российском премиум-рынке ход. Объявив о начале продаж модели A4 в фиксированной комплектации (в чем бренд Audi вообще раньше не был замечен) по цене 1 295 000 руб, ингольштадтская марка де-факто объявила войну более низкому ценовому сегменту. По словам руководителя отдела продаж «Ауди Центр Петроградский» Виктора Милованова, «дешевые» А4 начали поступать только сейчас, но уже понятно, что основной покупатель этого продукта приходит от дилеров Mazda, Toyota и Ford — марок с заведомо более низким статусом.
Таким же образом комментируют ситуацию дилеры Mercedes и BMW. Их С-класс за 1 222 000 и 3-я серия за 1 111 100 руб. соответственно уходят буквально «с колес».

Понятно, что большая немецкая тройка попытается воспользоваться нынешней экономической ситуацией, чтобы пересадить российский средний класс на автомобили подороже — дать почувствовать «вкус марки» и заодно примерить на себя обслуживание автомобиля премиум-класса.
Что же будет дальше? Какими бы ни были акции импортеров и дилеров, они неизбежно закончатся — как и любая другая гонка. Наступит «ценовое похмелье», клиенты снова забудут дорогу в автосалон. «Эффект антипохмелина» может дать только рост доходов населения, начало которого не возьмется спрогнозировать никто.

Николай СВИСТУН
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.