Имея самые большие запасы сырой нефти в районе Каспия, страна ежедневно добывает 1,3 млн. баррелей и один миллион из этого объема экспортирует. Правительство надеется к 2015 году увеличить добычу до 3,5 млн. баррелей в день, догнав по этим показателям Иран. За доступ к казахстанской нефти борются американские, китайские и российские компании. Согласно данным агентства Республики Казахстан по статистике, в январе 2010 года добыто 5,5 млн. тонн нефти, что на 5,2% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. В 2009-м в Казахстане было добыто 76,5 млн. тонн нефти и газового конденсата, из которых около 68,1 млн. тонн, или 89%, экспортировано (см. табл. 1).
(КТК) — 27,5 млн. тонн и Атырау—Самара — 17,5 млн. тонн. В китайском направлении транспортировано 7,7 млн. тонн, из них 6,2 млн. тонн казахстанской нефти. Морской экспорт составил 11,1 млн. тонн, по железной дороге было отгружено 4 млн. тонн. На Оренбургский ГПЗ поставлено 1,8 млн. тонн газового конденсата. Переработка нефти на НПЗ Казахстана в 2009 году составила 12,1 млн. тонн, импорт нефти — 6,4 млн. тонн.
Общая добыча нефти за 17 лет независимости Казахстана достигла 696,4 млн. тонн. Объемы добычи нефти в 2010 году должны составить 100 млн. тонн (из них 25—30% — из месторождения Тенгиз), в 2015-м — 150 млн. тонн (из них 50% — из месторождения Кашаган). В настоящее время до 60% добываемой Казахстаном нефти отправляется потребителям на западные рынки, и терять их Астане не хочется.
Торговый баланс Казахстана на протяжении последних лет существенно зависит от мировых цен на нефть, поскольку около 60% экспорта страны формируется от продаж нефти и газового конденсата.
Нефтяных компаний на территории Казахстана немало — от крупных транснациональных корпораций до мелких частных компании. Крупнейшими считаются НК “КазМунайГаз”, “Тенгизшевройл”, “CNPC-Актюбемунайгаз”, “Карачаганак Петролиум Оперейтинг”.
“В 2010 году доля “КазМунайГаза” от всей добычи составит 28%, 24% объема обеспечат инвесторы США, такие как ExxonMobil, Сhevron, CNPC и другие, китайские нефтекомпании — 22%, европейские — 17%, российские — 9%”, — сказал глава компании Каиргельды Кабылдин на пресс-конференции в Астане (рис. 1).
Естественно, что такое большое количество нефти потребует от Казахстана рассмотрения различных маршрутов ее транспортировки. На сегодняшний день даже выход азербайджанского нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД) и Каспийского трубопроводного консорциума на полную мощность практически не решает задачу вывода дополнительной казахстанской нефти на мировые рынки. Поэтому неудивительно, что взоры Казахстана все чаще обращаются в сторону Китая, Ирана и Европы.
Сейчас Казахстан испытывает трудности с заполнением сырьем нефтепровода Атасу (Казахстан) — Алашанькоу (Китай). Нефтепровод протяженностью 962,2 км был построен в ноябре 2005 года. Его проектная пропускная способность составила 20 млн. тонн нефти в год. “Конечный пункт” сырой казахстанской нефти находится в Душаньцзы, где функционирует крупнейшая на западе Китая нефтехимическая база”, — пишет Kazakhstan Today. В качестве его ресурсной базы рассматривается нефть из месторождений Кызылординской и Актюбинской областей, где присутствует Китайская национальная нефтяная компания (CNPC), а также нефть Западного Казахстана и казахстанского сектора Каспийского моря. Пока же сырья для его заполнения до проектной мощности (на сегодняшний день только 10 млн. тонн) не хватает. Сегодня по нефтепроводу Атасу—Алашанькоу через участок Омск—Павлодар транспортируется еще и нефть Западной Сибири. Рост объемов транзита российской нефти с 1,04 млн. тонн в 2008 году до 1,5 млн. тонн в 2009-м привел к увеличению объемов прокачки сырья по нефтепроводу Атасу—Алашанькоу с 6,11 млн. до 7,7 млн. тонн, соответственно.
За первые два месяца текущего года показатель перевалки нефти по нефтепроводу Атасу—Алашанькоу достиг 1,59 млн. тонн, превысив аналогичный показатель 2009-го на 66%.
Кроме китайского направления экспорта, Казахстан самым серьезным образом рассматривает маршрут транспортировки нефти через иранский порт Джаск и крупнейший нефтеналивной порт Ирана на Каспии, который на сегодняшний день является самым коротким и дешевым выходом в Аравийское море. Этот маршрут нельзя сбрасывать со счетов, потому что если на Западе количество потребляемой нефти относительно стабилизировалось и конкуренция достаточно высока, то на Востоке рост потребности в “черном золоте” далеко не исчерпан. В обозримом будущем развитие мировой экономики, судя по показателям последних лет, будет происходить за счет Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии, к которым, собственно, Иран открывает самый короткий и дешевый путь.
На данный момент в Иране подготовлен проект создания трубопровода Джаск (Оманский залив) — Нека (Каспийское море) протяженностью 1550 км, стоимость проекта — 3,5 млрд. долл. Согласно информации директора Национальной нефтяной компании Ирана Сейфулла Джашнсаз, нефтяной терминал Джаск будет построен на территории 18 тыс. гектаров. При реализации стратегического проекта по строительству терминалов в Джаске на побережье Оманского залива преследуются три основные цели:
— доставка 1 млн. баррелей сырой нефти в сутки из прикаспийских стран на терминалы в Джаске для ее дальнейшего экспорта в свободные воды Оманского залива;
— доставка на терминалы в Джаске сырой нефти, добываемой на континентальных нефтяных месторождениях страны;
— доставка на терминалы в Джаске туркменского газа для его дальнейшего экспорта.
Власти Казахстана работают над новым амбициозным экспортным маршрутом — Казахстанской каспийской системой транспортировки (ККСТ), включающей нефтепровод Ескене—Курык и Транскаспийскую систему, которая должна соединить порт Курык с каспийским побережьем Азербайджана для дальнейшей поставки нефти в Турцию. Предполагается, что ККСТ на начальном этапе (до начала строительства специальных объектов) обеспечит ежегодную отгрузку от 2,5 млн. тонн нефти. Для транспортировки больших объемов (от 23 млн. тонн с последующим достижением показателя в 35—56 млн.) необходимо строительство дополнительных мощностей. Пока же Казахстан взял на себя обязательство прокачать через нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан не менее 25 млн. тонн нефти в год.
В октябре 2009 года в Баку между “КазМунайГазом” и азербайджанской компанией ГНКАР было подписано соглашение о совместной деятельности по разработке ТЭО Транскаспийского проекта. Таким образом, оцениваемый в 3 млрд. долл. проект все еще находится на начальной стадии, и эксперты сомневаются, что он будет запущен в соответствии с планом в 2013 году. Необходимо не только построить нефтепровод Ескене—Курык с одновременным расширением нефтеперевалки в порту Курык, но и решить проблемы танкерного флота. Пока же танкерами можно доставить в Азербайджан лишь 7 млн. тонн казахстанской нефти в год. Казахстан твердо убежден, что перевозить нефть он будет на танкерах собственного производства. Для этого закуплены в Румынии проекты танкеров вместимостью 60 тыс. тонн. Однако, по мнению специалистов, длительное время эксплуатировавших танкеры этого проекта, они имеют слишком много недостатков и требуют создания специальных прибрежных инфраструктур.
Снизить интерес к ККСТ могут еще два фактора. Во-первых, система может оказаться невостребованной из-за тарифных аппетитов владельцев БТД. Во-вторых, экономически более выгоден турецко-итальянский проект Самсун—Джейхан (стоимость около 1,5 млрд.
евро). Он потребует от республики меньших затрат: ТЭО проекта полностью завершено еще в начале 2007 года, а партнеры здесь более финансово состоятельные.
Планируется, что 550-километровая труба мощностью на первом этапе 50 млн. тонн в год (с возможностью увеличения до 70 млн.), соединив турецкие порты Самсун и Джейхан, разгрузит черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, через которые ежегодно транспортируется около 110 млн. тонн нефти и 40 млн. тонн нефтепродуктов. В октябре прошлого года российский премьер Владимир Путин, а затем и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявили о готовности присоединиться к проекту и поставлять для него нефть.
Нефтепровод Бургас—Александруполис протяженностью чуть менее 300 км, в проекте которого участвуют Россия, Греция и Болгария, создается для перекачки по суше нефти из черноморского бассейна к Эгейскому морю, что должно разгрузить черноморские проливы. Однако у партнеров возникли разногласия с болгарской стороной, которая настаивает на повышении экологической эффективности и хочет изменить экономическую модель проекта. Кроме того, вносит свои коррективы и экономическая ситуация в Греции. Еврокомиссия недавно вынесла решение, что до окончания кризиса проблемные страны еврозоны не имеют права расходовать деньги на строительство различных объектов инфраструктуры. Это вносит неопределенность в реализацию проекта Бургас—Александруполис. Тем более что во время своего визита в Турцию Владимир Путин обещал своему коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану дать нефть и для трубы Самсун—Джейхан.
Очень важным для Казахстана с точки зрения поставок нефти в Европу, по мнению аналитиков, является проект нефтепровода Констанца (Румыния, Черное море) — Триест (Италия, Адриатическое море). Учитывая, что сегодня нефтяные активы Казахстана очень масштабны в акватории Черного моря — это Батумский нефтяной терминал на 12 млн. тонн нефти в год и румынский холдинг The Rompetrol Group (TRG), — реализация такого проекта имеет большое значение для Казахстана. АО “НК “КазМунайГаз” является 100-процентным владельцем холдинга Rompetrol Group. Сегодня Rompetrol — это многонациональная нефтяная компания, которая работает в 16 странах мира, располагает штатом в 10 тысяч человек и имеет 48 дочерних предприятий. Большая часть активов размещена во Франции, Румынии, Испании и странах Юго-Восточной Европы. Ежегодный оборот компании составляет около 10 млрд. долл. Rompetrol Group — это нефтепереработка, нефтехимия, логистика. Компания владеет собственным танкерным флотом, терминалом на Черном море, семью причалами, четыре из которых предназначены для обслуживания крупных танкеров. У Rompetrol есть собственные электростанции, газохранилища на территории Румынии, 164 АЗС во Франции и т.д.
“Ввод в эксплуатацию крупнейшего в мире и открытого в Казахстане месторождения Кашаган дает возможность дополнительно получать нефть в объеме 50 млн. тонн в год и более. Поэтому мы сегодня с господином президентом говорили о том, что было бы неплохо открыть новый маршрут транспортировки через кавказский коридор. То есть Казахстан транспортирует нефть через Каспийское море в Баку, далее через Азербайджан и Грузию на Черное море, далее танкерами до Румынии. Тогда тот проект — Констанца—Триест — как раз нам и пригодится”, — сказал президент Н.Назарбаев на пресс-конференции по итогам переговоров с главой Румынии Траяном Басеску 2 марта 2010 года.
Казахстан, заметил Н.Назарбаев, заинтересован в строительстве такого нефтепровода между Каспийским и Черным морями для экспорта своего сырья в Европу. Президент обратил внимание, что около 30%, или 4 млн. тонн, ежегодно импортируемой Румынией нефти поставляется из РК. Строительство трубопровода Констанца—Триест, который соединит Черное и Адриатическое моря, должно быть завершено в 2012 году. Его протяженность составит 1400 км. Нефтепровод будет предназначен для перекачки каспийской нефти из Румынии в страны Западной Европы.
The Rompetrol Group объявила об амбициозных планах по скорому вводу в эксплуатацию нефтяного терминала Midia Marine Terminal на Черном море и увеличению мощности собственного нефтеперерабатывающего завода Petromidia (Констанца, Румыния). Терминал будет работать 300 дней в году, независимо от погодных условий в районе Констанцы, и ежегодно обрабатывать до 100 танкеров дедвейтом 160 тыс. тонн, тогда как другие черноморские порты имеют возможность принимать лишь танкеры максимальным дедвейтом 80 тыс. тонн. Нефтяной терминал Rompetrol сможет обслуживать разных игроков на Черном море, включая российские компании, обрабатывать все типы нефти, осуществлять блэндинг и даже предлагать различные котировки, в связи с чем компания уже ведет соответствующие переговоры с агентством Platz.
Говоря о российском экспортном лобби, аналитики указывают, что перевалка нефти танкерами вместимостью 160 тысяч тонн через терминал TRG будет “значительно дешевле” доставки углеводородов по 285-километровому трансбалканскому нефтепроводу Бургас—Александруполис, поэтому проект Констанца—Триест имеет больше преимуществ.
Казахстан очень богат нефтью, основные месторождения нефти приходятся на Западный Казахстан. Доказанные запасы нефти составляют около 6,5 млрд. тонн, а прогнозные — 20—25 млрд. тонн.
Согласно оценкам экспертов Мирового энергетического агентства и ОПЕК, разведанные ресурсы нефти в Прикаспийском регионе, в том числе на шельфе Каспийского моря, являются ныне одними из наибольших в мире. Поэтому особую важность приобрел вопрос о транспортировке каспийских нефти и газа. На сегодняшний день в этом направлении достаточно преуспел Азербайджан: имеется в виду нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан и газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум. Теперь слово за Астаной, а учитывая политическую ситуацию в стране и довольно агрессивную нефтяную политику, верится, что Казахстан с задачей диверсификации поставок нефти справится.
Евгений ПУЩИК
Что скажете, Аноним?
[20:31 29 ноября]
[19:12 29 ноября]
[10:13 29 ноября]
19:00 29 ноября
18:50 29 ноября
18:40 29 ноября
18:10 29 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.