Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Нефть, которую мы потеряли

Пока украинские политики погрязли в выяснениях, кто кого “кинул” в несостоявшейся “ширке”, пока президент и премьер продолжают обмениваться “любезностями”...

...а Высший административный суд фактически признал нелегитимным действующий парламент, соседняя Румыния приступила к освоению нефтегазоносных месторождений у острова Змеиный. Причем ее крупнейшая нефтегазовая компания Rompetrol Group N.V. начинает разработки именно на том участке шельфа, который отошел к этой стране по решению Международного суда ООН в Гааге.

Подождем до выборов?

Стало известно, что в ближайшие десять лет румынская компания намерена инвестировать в разработку румынского шельфа Черного моря около 500 млн. долларов и получить первую промышленную нефть уже в 2011 году. Напомним, что решение Гаагского суда практически совпало с позицией Бухареста, под юрисдикцию которого отошло 79,34 проц. спорных территорий. По оценкам румынских специалистов, там находятся значительные месторождения газа (около 70 млрд. кубометров) и нефти (около 12 млн. тонн).

Комментируя сообщение о начале освоения румынскими компаниями месторождений близ острова Змеиный, входящего в состав Килийского района Одесской области, народный депутат от Блока Литвина, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Гриневецкий заявил: “Это вполне закономерный итог. Страна слабо управляема изнутри и не прогнозируема извне. Украина не имеет ни внутренней, ни внешней политики. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в государстве уже несколько месяцев нет министра иностранных дел. Нет также министра обороны и министра финансов. О какой национальной безопасности и о каком развитии страны может идти речь в этих условиях?! Вместо того чтобы выполнять действующую Конституцию, политики выдвигают проекты нового Основного Закона, не задумываясь о том, кто и как его будет выполнять”.

Характерно, что пока украинские власти, уповая на потоки нефти и газа извне, раскачиваются по поводу разработки своего шельфа Черного моря, Румыния приняла решение заняться этими работами вскоре после оглашения вердикта Международного суда ООН. Напомним, 3 февраля эта международная инстанция постановила, что Змеиный не может считаться частью украинской прибрежной линии. И, соответственно, не будет учитываться при определении срединной линии (процедура необходима для делимитации рубежа и определения экономических зон). Еще тогда экс-губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий назвал это решение одним из крупнейших поражений Украины. И отметил, что в отношениях с Румынией украинская дипломатия применяет двойные стандарты. Политик уверен, что “промахами руководства Украины умело пользуются наши соседи”.

Кстати, по мнению аналитика Валерия Нестерова, если румыны обнаружат в своей части шельфа крупные скопления нефти и газа, то возрастет интерес потенциальных инвесторов и к недрам, находящимся под юрисдикцией Украины. Однако член комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Гудыма прокомментировал эти перспективы так: “Я сомневаюсь, что до проведения президентских выборов кто-либо будет реализовать какие-то проекты на шельфе, где разрабатывать месторождения очень дорого”. Выходит, до президентских выборов придется забыть и о новых исследованиях шельфа, и о гипотетических инвестициях в них. А пока только украинское государственное предприятие “Черноморнефтегаз” осваивает Одесское газовое месторождение, находящееся в 50 километрах к востоку от острова Змеиный.

Как родить конкурентов

Но не только для соседней Румынии украинские власти фактически создали все условия, чтобы она превратилась в мощного экономического конкурента в Причерноморском регионе. “Создав условия для того, чтобы Молдавия стала морской державой, Украина сама способствовала появлению конкурента”, — считает Сергей Гриневецкий. Так он прокомментировал сообщение об открытии в молдавском дунайском порту Джурджулешты пассажирского терминала. Церемония состоялась при участии президента Владимира Воронина, по словам которого Молдавия, “традиционно сухопутная страна”, стала морской, получив выход в бассейн Черного и Средиземного морей. Уже сейчас в мире более 300 судов ходят под молдавским флагом. Общая сумма иностранных инвестиций, вложенных в Джурджулешты за последние годы, достигла 35 млн. долларов. Помимо железной дороги Кагул — Джурджулешты, которая была сдана в эксплуатацию в прошлом году, Молдавия планирует проложить к своему дунайскому порту современную автотрассу, построить здесь небольшой аэропорт и целый ряд промышленных объектов. Уже начала работу регулярная пассажирская линия Джурджулешты — Стамбул — Джурджулешты. Кроме того, молдавские портовики всерьез намерены составить конкуренцию не только украинским дунайским портам (Измаильскому или Ренийскому), но и крупнейшим предприятиям нашей морской отрасли — портам Одессы и Ильичевска. В частности, в ближайших планах — создание зернового терминала.

“Дальнейшее развитие порта Джурджулешты — это еще одно доказательство того, что Украина должна уделять первоочередное внимание развитию украинского Придунавья, в частности его транспортной инфраструктуры, — заявил в связи с этим Гриневецкий. — Между тем вопрос о строительстве автотрассы Одесса — Рени завис в воздухе. Фактически не предпринимаются меры по обновлению состава флота Украинского Дунайского пароходства. Стоит ли удивляться тому, что промахами руководства Украины умело пользуются наши соседи?”

Продолжая свою мысль, Гриневецкий отметил, что, став “морской державой”, Молдавия становится и членом Дунайской комиссии. “И нам не известно, как она себя поведет в вопросе о Дунайском биосферном заповеднике и строительстве канала Дунай — Черное море”. Сергей Гриневецкий также подчеркнул, что порт был создан на территории, которую Республика Молдова получила в нарушение Конституции Украины. Напомним: Джурджулешты — молдавское село на границе с Румынией и Украиной близ впадения Прута в Дунай. Это единственный порт Молдавии на Дунае. В 1996 году здесь было начато строительство нефтетерминала — по сути, на украинской территории. В ответ на протесты украинской стороны был предложен вариант “обмена”: Молдавия получила более 400 метров береговой полосы и выход (через Дунай) к морю, а Украине был обещан отрезок автотрассы Одесса — Рени (7,7 км) в районе села Паланка, проходящий по молдавской территории. Соответствующее соглашение подписали в 1998 году, строительство терминала закончили в 2006-м. А участок трассы, между тем, так и остался за Молдавией, и на уступки официальный Кишинев идти не желает.

С появлением у Украины нового конкурента на Дунае Сергей Гриневецкий прогнозирует проблемы не только экономического плана. “Порт — это не только предприятие, но и такие явления, как теневые схемы, контрабанда, нелегальная миграция, — утверждает он. — А следовательно — дополнительный источник криминала на украинско-молдавской границе, где и без того не все спокойно. Есть еще один важный фактор, о котором постоянно говорится, — это экология. Нефтетерминал — это прежде всего дополнительная техногенная нагрузка и риск возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций, от которых в первую очередь могут пострадать жители юга Одесской области”.

Гриневецкий высказал уверенность, что Украина должна реагировать на новые вызовы, которые возникают в Придунавье, но реагировать адекватно, инвестируя в развитие местной инфраструктуры, транспортных коммуникаций, поддерживая малый и средний бизнес в этом регионе. “Не стоит забывать о том, что сила наших конкурентов в нашей слабости”, — подчеркнул первый замглавы парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны.

Пора и меру знать

На днях вопросы украинско-румынских отношений обсуждались в Верховной Раде. И к чему пришли парламентарии? Выступивший с трибуны народный депутат от БЮТ Павел Унгурян, в частности, сказал: “В последнее время в украинско-румынских отношениях наметились тенденции, заслуживающие особого внимания Верховной Рады Украины. В то же время растет стремление обеих сторон к развитию добрососедских отношений и решению всех вопросов, представляющих обоюдный интерес, путем переговоров с привлечением в случае необходимости всего международного опыта решения таких вопросов. А это очень важные вопросы: совместное освоение Черного моря, в том числе континентального шельфа в районе острова Змеиный, предоставление гражданства Румынии жителям Черновицкой и других областей Украины, строительство глубоководного судоходного канала Дунай — Черное море, обеспечение прав и свобод украинского национального меньшинства в Румынии, вопрос спорного имущества на территории Украины, экологические последствия выбросов в реки Тиса и Дунай опасных веществ с румынской стороны. Совершенно очевидно, что эти вопросы заслуживают вмешательства со стороны украинского парламента. Поэтому я предлагаю провести в профессиональном, не политизированном, режиме совместное заседание восьми комитетов с привлечением центральных и местных органов власти под председательством главы Верховной Рады”.

Вопрос на засыпку: когда сможет состояться такое заседание при тех страстях, которые бушуют сейчас в украинском политикуме и которые будут еще больше разгораться с приближением президентских выборов? И какие решения на нем будут приняты, при том что мы уже и так достаточно поступились своим национальным достоянием? Как говорится, пора и честь знать. И не придется ли после президентских выборов проводить ревизию того, что мы могли сберечь, но потеряли? Причем, скорее всего, безвозвратно.

Андрей РОСТОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.