Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Назад в СССР. Почему депутаты не против насилия в семье

[11:42 28 мая 2020 года ] [ Деловая столица, 28 мая 2020 ]

Петиция о подписании Стамбульской конвенции набрала необходимое количество голосов для того, чтобы ее рассмотрел президент Украины. Однако никаких надежд на ее скорую ратификацию, увы, нет.

В том, как легко относится к петициям президент Зеленский, можно убедиться на примере петиции об изъятии Киево-Печерской лавры из пользования УПЦ Московского патриархата. Президент довольно откровенно ее отверг, объяснив это тем, что вопрос якобы не в его компетенции — согласно закону, этим должен заниматься Кабмин. Отговорка, мягко говоря, неуклюжая: президент вовсе не так беспомощен в вопросах церковных, а Кабмин вовсе не так всесилен. Например, то, что лавра оказалась в пользовании УПЦ МП, стало следствием политической воли президента Кучмы, подписавшего указ о реституции церковной собственности. И Кабмин, который занимался этим непосредственно, конечно, не возразил президенту. Нынешний Кабмин, тоже, мягко говоря, не находится в оппозиции к главе государства. А значит, отговорка о полномочиях — не более, чем отговорка. И я даже не берусь осуждать Владимира Зеленского — я бы тоже не знала, как поступить в такой ситуации. Впрочем, я и не шла в президенты.

Боюсь, со Стамбульской конвенцией мы рискуем получить точно такую же отговорку. И тут она будет даже более основательной, чем в случае лавры, поскольку ратификация конвенции — компетенция Верховной Рады. Конечно, в парламенте у нас тоже пропрезидентское монобольшинство, что дает президенту немалые возможности на законодательном поле. Но я сильно сомневаюсь, что он их использует в случае со Стамбульской конвенцией. По тривиальной причине: Стамбульская конвенция — это “вопрос семьи и морали”, а большинство украинских граждан в вопросах такого рода придерживаются консервативных взглядов. Поэтому и сам президент со своим весьма либеральным образом, и его друзья и коллеги по “95 Кварталу” и Зе-партии — публика весьма пестрая и идеологически, и в плане сексуальной ориентации — вдруг дружно объявили себя консерваторами и встали на защиту “здоровой семьи и брака”. Фигурально выражаясь, сменили таки ориентацию.

Стамбульская конвенция оказалась жертвой мошенничества: будучи посвящена защите от насилия в семье, она превратилась в народной молве в “конвенцию о гендере”. Рискну предположить, что не только для широкой публики — в ВР достаточно депутатов, которые ее не читали и тоже верят в то, что конвенция ставит под угрозу общественную мораль и институт семьи. Что она широко открывает ворота для однополых браков, “сексуальных извращений” и прочих непопулярных в народе вещей. И не то, чтобы “сексуальные извращения” (которых в конвенции нет) или даже “гендерные роли” (которые в конвенции есть) сильно их коробили. Новейшего украинского политика по-настоящему коробит только одна вещь — падение рейтинга. А потому и политические решения бывают не правильные и неправильные, не полезные и вредные, а только популярные и непопулярные.

Так вот, ратификация Стамбульской конвенции может оказаться непопулярным решением. Публика не поймет, если депутаты примут решение “в пользу ЛГБТ”. То, что конвенция направлена на защиту женщин от насилия в семье, вытесняется за поля общественного внимания. У нас вообще идея защиты кого-либо (особенно женщин) от насилия все еще считается вещью не первой необходимости.

Главным противником конвенции в политических кругах традиционно называют церковь. И неудачи Стамбульской конвенции в Верховной Раде — любого созыва — связывают именно с лоббистской деятельностью церковных кругов.

В позицию церквей стоит внести ясность. Церковь вмешивается в моральные вопросы — и иначе поступить не может. У нее есть догматы, от которых она не может отступить, и она дает оценки, ориентируясь на эти догматы. Церковь не может одобрить аборты, суррогатное материнство, однополые браки. То, что церкви удается лоббизм лучше, чем другим институтам гражданского общества — в частности, феминистским организациям — говорит только о слабостях этого общества и этих организаций.

Но это не означает, что позиция церкви в отношении общественной морали вообще и Стамбульской конвенции в частности безупречна. Упрекнуть можно, например, в том, что ее морализаторский пыл касается, преимущественно, чужих постелей и маток, в то время как другие пороки — коррупцию, рвачество, ложь и манипуляции, агрессию и нетерпимость, пронизывающие наше общество сверху донизу, наши церковники деликатно обходят молчанием. Справедливости ради скажу, что время от времени от некоторых церквей мы слышим какие-то суждения по разным болезненным для общества вопросам. Но эти суждения, не усиленные политическим хайпом, теряются и глохнут, не доходя до широких масс. Сильная в лоббизме, в коммуникации церковь бесконечно слаба — она не умеет, да и не хочет говорить с обществом и что-либо ему объяснять. В результате все, что большая часть публики от нее слышит, — “низя”, брошенное свысока.

Касательно Стамбульской конвенции это “низя” относится, по сути, к одному слову: “гендер”. Точнее, двум: “гендерные роли”. Официальная позиция церковников состоит в отказе вообще впускать слово “гендер” в правовое поле Украины. Формально именно оно является препятствием для ратификации конвенции. Но это несколько лукавая отговорка: слово “гендер” уже есть в украинском законодательном поле — оно мелькнуло в пакете законов, которые принимались в обмен на безвизовый режим. Тогда оно тоже вызвало протест со стороны церковных кругов, но парламентарии предпочли безвиз — они понимали, что публике он интереснее, чем гендер.

Я далека от того, чтобы обвинить во всех проблемах женщин и Стамбульской конвенции именно церковь. В конце концов, не священнослужители принимают решение, а политики. Все, в чем можно упрекнуть церковников, так это в том, что они дают возможность политикам действовать под прикрытием собственного авторитета и самого Имени Бога. В том числе, заниматься шельмовством и подменой понятий, как это происходит со Стамбульской конвенцией. Я понимаю, что это кажется выгодной сделкой. Во-первых, церковники таким образом сохраняют видимость влияния на политический процесс и на общество в целом. Во-вторых, приятно, когда твою работу по воспитанию общества берет на себя кто-то другой — в данном случае, государство. Наконец, это просто приятно: утереть нос либералам и феминисткам.

Но возникают проклятые вопросы. Я, например, давно хочу, но стесняюсь спросить: как церковь относится к тому, что люди, которые начинают свое выступление словами “Слава Иисусу Христу!”, непременно заканчивают каким-нибудь социальным атавизмом. Сексизмом. Признанием права сильного унижать и обижать слабого. В лучшем случае, просто умыванием рук в самом пилатовском понимании этого слова: пускай бьют, унижают, терпят, нам очень жаль, что это происходит, но мы не станем вмешиваться. В этом, простите, теперь и состоит “слава Иисуса Христа”?

Или, например, “здоровая семья” как антитезис гендерной идеологии Стамбульской конвенции. “Здоровая” — это, простите, какая? Коля + Валя, где Коля работает, а Валя красивая — этого достаточно для “здоровья”? А если еще и штамп в паспорте, отсутствие контрацепции и спасение чадородием — вообще супер? А что при этом Коля делает с Валей и они оба со своими детьми для здоровья семейных отношений, по всей видимости, не так уж важно. Это частности. Нам же важно, что соблюден принцип: Коля + Валя.

Ничего, что в этой точке мы подозрительно плотно сближаемся с русским миром? У них, видите, тоже скандал: родные усопшего недавно детского поэта и писателя Успенского протестуют против того, чтобы его именем называли литературную премию. Причина та же: дочь писателя заявила, что папа был тиран, издевался и физически, и морально над домочадцами, и что именем такого человека называть детскую премию цинично. И в отличие от гнилого Запада, где вопрос об имени для премии сразу был бы смущенно снят и замят, в России поднялась волна защитников любимого писателя от его же дочери.

В России — как и у нас — не любят обиженных и презирают слабых, но, главное, там — как и у нас — принципы и победы важнее, чем конкретные человеческие жизни и судьбы. Моральный урод вполне может быть героем и в этом случае для народа уже неважно, что он моральный урод. Один из российских писателей так и сказал: я понимаю ее как дочь, но для нас совершенно неважно, что он делал с ней и с ее матерью, нам важно, что он сделал в литературе. Частная человеческая драма — ничто. Она неважна. Ею можно пренебречь, если есть высокие соображения. Иначе говоря, лишь бы не “гендер” — даже если при этом кого-то убивают, ломают через колено и засовывают в стиральную машину по совету одиозного батюшки, некогда украинского, а ныне московского священника.

История с премией Успенского — пример того, что нет ни для нас, ни для них никакого особого пути, позволяющего совместить традиционную мораль, под которой скрывается наплевательское отношение к человеку и его достоинству, с европейскими амбициями. Свой путь — только назад в СССР, где пренебрежение единицей во имя высоких соображений было канонизировано. Где голос единицы — в том числе ее предсмертный вопль — оставался тоньше писка.

Главное шельмовство, которое сотворили со Стамбульской конвенцией и продолжают творить с Украиной политики при активном потворстве со стороны церквей, заключается в том, что вопрос о домашнем насилии из области права был легким движение руки переброшен в область морали. Это оказалось очень легко сделать — превратить вопрос о праве человека на защиту его жизни, здоровья и достоинства в спекуляцию о “здоровье семьи”. Это означает, что в нашем представлении так и не сложилось не только представление о человеческом достоинстве, но даже элементарная потребность в нормальной правовой системе, в центре которой — права человека. Эту систему нам по-прежнему успешно заменяют традиционные представления о том, что должно, а что душевредно.

Стамбульская конвенция оказалась очередным камнем, на котором мы споткнулись, очередным камнем, об который разбиваются надежды, рожденные Революцией достоинства, — собственно, о достоинстве и об окончательном выходе из СССР.

Екатерина ЩЕТКИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2020-05-28 21:43:34] [ Аноним с адреса 77.123.101.* ]

Насилие - это плохо. Но! Например, в своей семье, папка или мамка-одиночка, должна повлиять на своё зарвавшееся чадо, может даже дать по жопе ремнём. Это насилие? Как бы, да. Лучше родитель задницу набъёт, достучится до сознания, или пусть уже сокамерники юного бандюка наказывать будут? Со взрослыми тоже иногда, надо проводить воспитательные работы, внутри семьи, без вреда для жизни и здоровья. Волшебная "пЭздюлина" от родных иногда необходима!

[2020-05-28 12:47:32] [ Аноним с адреса 193.219.124.* ]

и не собираются отказывать себе в этом праве

[2020-05-28 12:44:55] [ Аноним с адреса 193.219.124.* ]

надо же... не только соседи злые и "скрепные" - в украинских хатках тоже бьют и женщин, и детей.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.