Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Наталия Королевская: Чем лучше законы получает бизнес, тем хуже он живет

[13:55 09 апреля 2010 года ] [ Комментарии, №13, 9 апреля 2010 ]

О налоговых каникулах, коррупции чиновников и о том, как будет жить малый и средний бизнес, “Комментарии” беседовали с главой парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталией Королевской

- Как вы оцениваете первые шаги новой власти?

— У нас сложилась традиция — каждая новая команда, приходя к власти, считает, что до нее ничего не было сделано и нужно все начинать сначала. Однако за последние два года была наработана основательная законодательная база, касающаяся предпринимательства. В частности, принят закон, предусматривающий мораторий на проверки, введены бессрочные лицензии, с трех до пяти лет продлен срок аренды государственного и коммунального имущества, подготовлена база для внедрения принципа молчаливого согласия и декларативного принципа. Эти меры продемонстрировали свою эффективность во многих странах! Мы приняли много важных и полезных законов, осталось лишь отработать на практике механизмы их реализации. Вместо этого все собираются делать “с нуля”: уже принятые решения в работу не запускаются, а начинается пропаганда хорошо забытого старого. В итоге вместо реальной работы мы наблюдаем борьбу за звание главного реформатора.

- И кто же, на ваш взгляд, станет главным реформатором?

— Реформатором, который войдет в историю, станет тот, кто, во-первых, заставит чиновника выполнять уже существующие законы. А то ведь в стране сложилась интересная ситуация: чем лучшие законы получает бизнес, тем хуже живет. Сейчас мы снова слышим, что готовится масса новых проектов законов, притом что некоторые из них похожи на откровенный плагиат принятых! Ведь закончится словами, мол, хотели, но не успели.

Во-вторых, необходима четкая программа реформ, которая покажет, что уже сделано в каждой реформируемой сфере, каков план дальнейших действий и самое главное — какова конечная цель. Имея всю полноту власти и четкий план, реализовать реформы будет возможно. Мы дали правительству сто дней для ответа на простой вопрос: какова цель начатых преобразований? “Все согласны с тем, что наша страна пришла наконец в движение. Спор идет только о направлении”.

- Вы говорили, что создали законодательную базу для предпринимательства. Так чего же еще не хватает?

— В апреле должен заработать принцип “молчаливого согласия”. Его суть в следующем: если в течение отведенного срока разрешительный орган не выдал необходимый документ и не отказал в его получении, предприниматель может начинать работать. На данный момент внедрение этого принципа полностью законодательно урегулировано: осталось издать постановление правительства, в котором будет четко расписана процедура его реализации на практике — без этого чиновники не дадут ему полноценно работать. Главное — поставить на контроль чиновников.

Также в апреле должен был начать работать декларативный принцип, для этого тоже необходимо специальное постановление Кабинета министров, определяющее, на какие сферы деятельности распространяется действие закона. Этот либеральный механизм позволяет предпринимателю самостоятельно заполнить декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства, взяв на себя ответственность за достоверность предоставленной информации, отправить ее в разрешительный орган и начать работать. Только когда придет время проверки, соответствующие органы оценят, насколько бизнес соответствует заявленному в декларации.

- Ваше мнение о первых налоговых инициативах новой власти.

— Некоторые из них необходимо хорошо обдумать, прежде чем принимать. В первую очередь это касается НДС-облигаций. Понятно, что невозврат НДС катастрофичен, но и облигации для бизнеса не лучше.

Что же касается заявлений об упрощенной системе налогообложения, то, чтобы ее развивать, сначала следует все законодательно оформить. В Украине данная система работает согласно указу президента, которому уже более десяти лет. Его, безусловно, нужно обновить. Идея Михаила Бродского относительно льгот для семейного бизнеса в принципе здравая, но в нашей стране согласно законодательству такого вида бизнеса нет. Из-за этого льготы для семейного бизнеса могут превратиться в очередной способ минимизации налогов.

Я уверена, что необходимо комплексно менять всю налоговую систему. Об этом говорит Президент, об этом говорит Акимова, но Кабмин пока не озвучил свое видение таких изменений. Подождем, посмотрим, хотя время работает против. Принятие бюджета на 2011 год на новой налоговой базе должно быть приоритетной задачей.

- А как же налоговые льготы, действие которых новое правительство продлило?

— Решения, принятые в 2008—2009 годах, были антикризисными и уже не должны работать. Мне, к примеру, непонятно продление меморандума с химиками и металлургами. В конце 2008-го — начале 2009 года, когда эти решения принимались, украинская химия и металлургия несли колоссальные убытки. Они находились на грани остановки и консервации мощностей, перед угрозой сокращения огромного количества рабочих мест. Правительство было вынуждено предоставить им преимущества в виде сниженных цен на газ и электроэнергию, льгот на железнодорожные перевозки, а также осуществить ряд других мероприятий, чтобы их продукция была элементарно конкурентоспособной. Но в первом квартале 2010 года эти отрасли уже вышли на прибыль, и непонятно, зачем им сейчас продлевать льготы.

Я согласна, что полностью отказываться от поддержки этих секторов экономики нельзя, иначе при малейшем колебании рынка они вновь окажутся в кризисной ситуации. Задача государства — выработать стратегию модернизации их мощностей на три-пять лет, а не краткосрочную программу помощи, и дать стимулы для развития. Это может быть освобождение от налога на прибыль при инвестировании средств в модернизацию, новая амортизационная политика, государственные гарантии при кредитовании, компенсация процентных ставок и т.д. Тогда мы получим обновленную конкурентоспособную промышленность, и высокой зависимости от колебаний внешних рынков не будет. Антикризисные механизмы помогли сохранить то, что у нас уже было, но если не осуществить второй этап поддержки отраслей, можно и без кризиса потерять все, что сейчас есть. Должны быть созданы условия, при которых собственникам станет интересно реинвестировать прибыль предприятий в модернизацию, а не выводить ее в офшорные зоны. Тогда метод технического перевооружения будет работать, иначе — профанация.

- Я так понимаю, вы сторонник предоставления налоговых льгот. Как вы относитесь к идее возрождения СЭЗ и ТПР?

— Я сторонник предоставления целенаправленной помощи со стороны государства — для модернизации и обновления. Налоговые ниши — это лишь вымывание средств из бюджета. Возрождение СЭЗ и ТПР в старом формате недопустимо, но у нас масса депрессивных регионов, которые не выживут, если не стимулировать на их территориях создание новых производств. В таких случаях цель существования СЭЗ — создание рабочих мест, то есть надо организовывать экспортно ориентированные производства и освобождать от налогов только ту продукцию, которая уходит на внешние рынки. Вторая цель возрождения ТПР и СЭЗ — создание высокотехнологичных производств, в развитии которых мы критически отстаем. Я — за модель территорий перспективного развития с пакетом экономических стимулов со стороны государства.

- А как вы оцениваете идею о возрождении игорного бизнеса?

— Здесь все нужно делать поэтапно. Для того чтобы построить новый качественный дом, следует разрушить старый фундамент. Поэтому на первом этапе игорный бизнес необходимо полностью ликвидировать: ни для кого не секрет, что сегодня этот бизнес в Украине по-прежнему существует. Да, ликвидирован легальный игорный бизнес, но это только верхушка, часть — под землей, ушла в нелегальный сектор.

 Новая команда сконцентрировала в своих руках всю полноту власти и при желании может, скажем, до 1 мая полностью ликвидировать нелегальный сектор. Вы же не думаете, что у нас есть хоть одна точка игорного бизнеса, о которой не знают правоохранительные органы? После этого можно будет приступить ко второму этапу — к обсуждению моделей, которые обеспечат минимальное негативное влияние игорного бизнеса на социальную составляющую. Если же власть не может искоренить нелегальный игорный бизнес, непонятно, как она собирается контролировать легальный.

Недопустимо также, когда чиновник из центра говорит: “Мы разрешим игорный бизнес в Крыму!” На этих территориях тоже живут граждане Украины, а у нас согласно Конституции у всех равные права. Почему же тогда молодежь в Киеве будет защищена от негативного влияния игорного бизнеса, а в Крыму нет? Правильно будет сначала провести референдум и спросить население Крыма, готовы ли люди терпеть данное явление ради новых рабочих мест и улучшения в целом инвестиционной среды? Если да, тогда этот вопрос можно поднимать в Верховной Раде. И не надо ничего изобретать! В США только за последние несколько лет прошло около 20 региональных референдумов по вопросу разрешения игорного бизнеса на отдельных территориях.

- Что нам нужно сделать для улучшения инвестиционного климата?

— Думаю, инвестиции начнут массово приходить в Украину, когда инвестор перестанет бояться наших чиновников. Кроме того, должна быть четко задекларирована ответственность власти перед инвестором — как внутренним, так и внешним. До кризиса к нам приходили сотни иностранных инвесторов, которых в Киеве заверяли в пламенной любви. Но стоило им приехать в регион, как они тут же натыкались на местных чиновников с вилами, которые понимали, что с этого инвестора они ничего не получат — крупный инвестор все вопросы решает через Киев, а следовательно — зачем он на их территории? К тому же он становится серьезным конкурентом региональных компаний — не по продукции, а по уровню заработной платы и спроса на рабочие места. Поэтому в регионах такой инвестор никому не интересен. Необходимо менять систему формирования местных бюджетов, ответственности чиновников и правила игры. Вероятно, эти же факторы стали причиной эпопеи с проектом закона “О государственно-частном партнерстве”. Это было редкое шоу даже для нашего парламента: законопроект прошел уже третье чтение, был проголосован, потом отменен, потом опять зарегистрирован и т.д.

Конечно, свою лепту в сложные взаимоотношения инвесторов и государства в Украине вносят и судебная система, и политическая нестабильность. Все это решаемо, при желании в кратчайшие сроки, нужно только, чтобы решением занимались профессионалы. Я понимаю, что новая власть вряд ли удержится от “раздачи слонов”, но рядовые исполнители должны оставаться на своем месте независимо от политической ситуации. У нас же сегодня из министерств увольняют настоящих профессионалов, которые работали там десятилетиями. Вот и получаются конфузы сродни недавнему, когда министр заявляет о намерении сделать то-то, даже не подозревая о том, что это уже давно сделано...

И пока у нас будут придерживаться традиции с приходом новой власти начинать капитальное строительство — по принципу “весь мир до основанья, а потом...” — страна будет топтаться на месте. Бизнес только тогда почувствует значительные улучшения, когда каждая новая власть будет брать все лучшее у предыдущей и продолжать поступательное развитие. Реформы — длительный процесс, и в них важна преемственность.

Виктория ПОДА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.