Устойчивость украинского народа в борьбе с российской агрессией против Украины вдохновляет. Украинцы стоят на передовой обороне Европы, все должны поблагодарить их за их отвагу.
Впрочем, недавние события в Конгрессе США подчеркнули важность того, чтобы Украина развивала собственную оборонную независимость на долгосрочную перспективу. Именно для этого президент Украины Владимир Зеленский организовал на прошлой неделе оборонный форум в Киеве, собрав сотни директоров западных военных компаний.
Целью было привлечь все заинтересованные стороны — иностранные и украинские — к укреплению оборонных индустрий Украины ради самодостаточности в вопросе производства оружия. Такой подход, несомненно, является наиболее эффективным способом решить проблему постоянной угрозы от России.
Выход — наращивать собственную оборонку
Развитие многогранной, эффективной, широкомасштабной и конкурентоспособной оборонной промышленности имеет первостепенное значение. Сейчас Украина не по собственному желанию всячески пытается найти десятки миллиардов долларов на оборону, и такая ситуация, вероятно, продлится еще не один год.
Однако опыт, полученный в войне, и вынужденный прогресс аэрокосмической и оборонной сфер, создают возможность для более широкого экономического и научного развития и инноваций. Для надежной защиты Украины и ее долгосрочного развития этот процесс нужно наладить эффективно и быстро.
Во время вышеупомянутой конференции Украина хотела поучиться у других, но мы убеждены, что это мероприятие подсветило те зоны, в которых Украина может и должна совершенствоваться самостоятельно.
Представители турецкой компании Baykar, производителя боевых беспилотников Bayraktar, также участвовали в конференции, где поделились опытом долгосрочного и постоянного сотрудничества между Украиной и Турцией. Сотрудничество началось задолго до полномасштабного вторжения РФ в Украину и продолжает преуспевать, вопреки испытаниям.
Завод по производству всей серии БпЛА Bayraktar будет готов через полтора года, общая сумма инвестиций составит $100 млн Фото Getty Images
За 21 день до полномасштабного вторжения, 3 февраля, турецкое и украинское правительства подписали межправительственное соглашение “О сотрудничестве в сфере высоких технологий и авиации”. Благодаря этому документу Baykar смогла инвестировать в исследование и разработку (R&D) и производство БпЛА в Украине.
Преданность Baykar этому проекту очевидна ввиду размера финансовых вложений компании, включающих покупку земли под новый завод и развитие критической инфраструктуры. Строительство завода официально началось 1 июня 2023-го и сейчас быстро продвигается. Ожидается, что этот модерный завод будет готов через полтора года, общая сумма инвестиций составит $100 млн. Стратегическая перспектива для Украины от этого проекта делает его еще более поразительным.
Когда строительство закончится, у Украины будут все необходимые производственные и исследовательские мощности для внутреннего производства всей серии БпЛА Bayraktar. Это означает, что высококвалифицированные украинские кадры, включая инженеров и техников, которых ранее было не более 300, играют ключевую роль в этом выдающемся достижении.
Несмотря на полномасштабную войну и связанные с ней риски, Baykar не только не отказалась от этого проекта, но и увеличила инвестиции и усилия по его осуществлению. Это пример ценности совместной работы во времена беды, демонстрация того, чего международный оборонный сектор может достичь, работая в тандеме с Украиной.
Какие шаги нужно сделать Украине, чтобы привлечь больше таких компаний, как Baykar? Поговорив на прошлой неделе с участниками конференции, многие из которых имеют опыт работы в Украине, мы определили несколько необходимых реформ.
14 шагов к сильной оборонке
1. Создать агентство “Укринвест”
“Укринвест” (Украинское инвестиционное агентство) должно стать универсальным решением для инвесторов в оборонную и аэрокосмическую индустрии Украины, честным посредником между инвесторами и правительством.
Агентство должно определять ключевые показатели производительности, проходить регулярный аудит и быть подотчетным именно президенту. Такое учреждение будет отличным сигналом для инвесторов. Похожее агентство есть в Турции (Invest in Turkiye), которое отчитывается напрямую перед президентом.
2. Упростить лицензирование импорта и экспорта
Рекомендуем упростить систему лицензирования импорта и экспорта в области обороны. Пока только несколько избранных украинских компаний могут заниматься импортом/экспортом, а процесс лицензирования может затягиваться даже во время войны.
Упрощение процесса — шаг к быстрому развитию аэрокосмической и оборонной отраслей в Украине.
3. Предложить комплексные поощрения для инвесторов
Чтобы привлечь инвестиции, следует предложить разносторонние поощрения: отсутствие пошлины на импорт, уменьшение налога на корпоративные доходы, НДС-льготы и льготы на налоги на личные доходы для работников сектора.
Можно сделать пятилетний период без налогов, после которого начинает работать единая налоговая структура, доступная “в одном окошке”.
4. Принять закон об индустриальных зонах
Быстрое урегулирование закона об индустриальных зонах может упростить работу инвесторам и открыть им доступ в министерства. Возможно даже сделать это по турецкой модели, где индустриальными парками управляет непосредственно Министерство промышленности и технологий.
В 2020 году береговой ракетный комплекс РК-360МЦ “Нептун” с ракетой Р-360 был принят на вооружение Вооруженных сил Украины Фото КБ ЛУЧ
5. Правительственная поддержка для инфраструктуры
Было бы хорошо, если бы правительство самостоятельно покрывало значительную часть расходов на электроэнергию, газ и водоотвод в течение определенного периода, чтобы привлечь инвестиции.
6. Настроить инвестиции в соответствии с планом закупок
Аэрокосмические и оборонные инвестиции должны соответствовать комплексному плану закупок с учетом целей Министерства обороны. Соглашения должны определять местные инвестиции внутри страны и иметь четкий механизм сбыта законтрактованных продуктов.
7. Диджитализированные механизмы лицензирования
Советуем перенести механизмы предоставления импортных/экспортных лицензий на цифровую платформу, что позволит заявителям мониторить и ускорять рассмотрение заявки в режиме онлайн. Это увеличит эффективность процесса и снизит пространство для коррупции.
8. Эффективное распределение свободной земли
Предлагаем передавать принадлежащую Министерству обороны свободную землю под развитие высокотехнологичных оборонных инвестиций на 30—50 лет, четко прописав условия пользования. Процесс передачи должен быть максимально упрощен и не длиться дольше шести месяцев.
Новый USV-дрон Magura V5 украинского производства, скриншот с видео CNN
9. Упростить предоставление разрешений на работу и проживание
Важно упростить для инвесторов и иностранных работников процесс получения разрешений на работу и проживание в Украине, так сфера будет доступнее.
10. Освободить от мобилизации
Рекомендуем упростить процесс подачи заявки на освобождение от мобилизации работников для оборонных компаний, чтобы обеспечить непрерывность производства оружия и оборудования.
11. Создать специализированное агентство для рекламы за границей
Следует создать отдельное агентство или департамент, который активно рекламировал бы украинские оборонные и аэрокосмические продукты на международной арене. Следует задуматься о предоставлении финансовой и административной поддержки оборонным компаниям, которые занимаются местным производством и экспортом.
Противотанковые ракетные комплексы “Стугна-П” во время выставки украинской военной техники ко Дню Независимости в центре Киева, 23 августа 2018 года Фото Getty Images
12. Привилегированный статус для местных поставщиков
Советуем принять законы, придающие особый статус компаниям, участвующим в местном производстве и деятельности, связанной с поддержкой после продажи. К примеру, поставщикам в тендерных закупках. Этим компаниям можно предложить поощрение, чтобы такая деятельность была более привлекательной.
13. Прозрачные закупки
Следует усиливать прозрачность системы закупок, например, простой доступ к информации о краткосрочных, срочных и долгосрочных планах поставок. Это может снизить количество возможностей для коррупции.
14. Рыночное ценообразование и уменьшение контроля со стороны правительства
Следует переходить на рыночное ценообразование и уменьшать контроль со стороны правительства за местными подрядчиками в сфере оборонки, чтобы не давать им поводов перенести производство за пределы Украины.
Для проведения всех этих реформ необходимы будут совместные усилия украинского правительства, деятелей индустрии и международных партнеров. Однако эти шаги могут сделать Украину более независимой и экономически развитой страной с широким оборонным сектором, который способен помочь с проблемой долгосрочных угроз.
Тимоти ЭШ, Халук БАЙРАКТАР