Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Наперегонки в экономии

[09:55 19 марта 2009 года ] [ День, №46, 19 марта 2009 ]

Как экономические неурядицы повлияли на украинцев, россиян и белорусов...

Социологи трех вышеназваных стран попытались выяснить, насколько болезненны экономические последствия кризиса для их соотечественников. Результаты проведенных в феврале-марте 2009 года опросов показали, что все главные признаки кризиса люди уже “попробовали на вкус”. “Во всех трех странах выделяют следующие элементы кризиса: рост цен на продукты и услуги, снижение доходов семьи и отказ от приобретения товаров и услуг”, — говорит генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров.

Практически в равной степени респонденты бывших советских республик ощутили на себе сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска (15% украинцев, 13% россиян и 12% белорусов), необходимость оказания помощи родственникам и друзьям (13% украинцев и по 12% россиян и белорусов), необходимость брать деньги в долг (по 12% украинцев и россиян, 10% белорусов), невыплаты премий и бонусов (по 11%). Россияне же наиболее склонны указывать сокращение расходов на большие покупки (18%, по 14% среди украинцев и белорусов), а также заявлять о том, что в связи с кризисом ни на чем экономить не приходится. В то же время, именно россияне чаще других получают отказ от банков в получении кредита, и они же больше других сообщают о фактах увольнения — 17%. Среди украинцев на “увольнялку” сетуют 13% опрошенных, а среди белорусов — 8%. Последние более всего жалуются на повышение процентной ставки по кредиту (9%), тогда как в России на это указывают 6%, а на Украине — лишь 4% респондентов.

Об особенностях кризисной жизни в Украине рассказал эксперт компании Research & Branding Group (которая проводила опрос) Евгений Копатько. По его словам, именно украинцы настроены более радикально, нежели белорусы и россияне. Так об инфляции заявили 91% опрошенных украинцев, 85% россиян и 88% белорусов; об уменьшении доходов — 47% украинцев и по 40% россиян и белорусов; об отказе от некоторых товаров и услуг — 35% украинцев и по 25% россиян и белорусов.

“Характерно, что наши соотечественники в большей степени, чем россияне и белорусы, столкнулись с такими проявлениями кризиса, как уменьшение доходов членов семьи (на 7%), отказ от некоторых товаров и услуг (на 10%), паника и депрессия в окружении (на 9—10%). Задержки с выплатой зарплат больше присущи Украине (25%) и России (21%), чем Беларуси (11%). При этом перемены, связанные с финансовым кризисом, в той или иной мере мешают сосредоточиться на своих обязанностях 73% украинцев, 58% россиян и 41% белорусов”, — говорит Копатько.

Плюс ко всему, 67% украинцев серьезно занялись экономией, в то время как умерить потребительский аппетит пришлось только 43% россиян и 30% белорусов. Под “сокращение” попали расходы на продукты питания (56% украинцев, 30% россиян, 45% белорусов), на одежду и обувь (соответственно 56%, 42% и 39%), на досуг и развлечения (43%, 30% и 25%), на отпуск, на связь, на крупную и мелкую бытовую технику.

“Это объясняется структурой потребления. Тем, что мы где-то с 2002—2003 годов стали обществом потребителей. Стали лучше питаться, разнообразнее одеваться, больше отдыхать, — говорит Евгений Копатько. — Да, провинция живет хуже, но на самом деле у большой части населения произошли серьезные качественные изменения в структуре повседневной жизни. Сейчас эта структура нарушилась”. И особое опасение экспертов вызывает экономия на лечении и медикаментах: об этом заявили 28% украинцев, 24% россиян и 15% белорусов.

Однако даже кризис не заставит экономить всех поголовно. Почему? Потому что на прежнем уровне остались доходы у трети (31,7%) украинцев, а у четверти населения финансовые источники уменьшились примерно наполовину, говорит генеральный директор Института изучения России Андрей Блинов.

“Вопрос на самом деле принципиально важный, — добавляет директор Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко. — Очень многим людям просто не на чем экономить. Кажется, исследованием R&B Group установлено, что у 40% опрошенных нет сбережений — и на чем им экономить? Такова печальная реальность этого кризиса”.

Наталия БИЛОУСОВА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.