Объем российского рынка нанопродукции в 2009 г., по данным Минобрнауки, — 81 млрд руб. К 2015 г. должно быть 900 млрд руб. — такая цель поставлена правительственной программой развития наноиндустрии. Для этого работает госкорпорация “Роснано” (см. врез), ведутся две федеральные целевые программы: исследования и разработки по приоритетным направлениям, а также развития инфраструктуры наноиндустрии.
Росстат разработал методику расчета стоимостного объема товаров и услуг, связанных с нанотехнологиями. При производстве сложных изделий, например автомобиля, могут использоваться готовые детали с нанокомпонентами, сказано в документе: светодиоды, двигатели с элементами из наноструктурированной стали, шины с нанодобавками. В таком случае в статистике наноиндустрии нужно учитывать стоимость всего автомобиля, а не только его нанотехнологичных частей, следует из приказа.
На “АвтоВАЗе” светодиоды используются не только для подсветки приборной панели и клавиш управления, но и в дополнительном стоп-сигнале и в подсветке двери, хвалится его представитель. На автомобилях “ГАЗ” светодиодов нет, но нанопорошки используются при литье металла, рассказали в пресс-службе компании. Только российских автомобилей в прошлом году было выпущено на $2,8 млрд (около 87 млрд руб. по нынешнем курсу), большинство из них имели светодиоды, отмечает заместитель гендиректора “Автостата” Сергей Удальцов.
Это смешно, если б не было так грустно, вздыхает чиновник, близкий к правительственной комиссии по инновационному развитию и модернизации: автомобиль со светодиодом не может считаться нанотехнологичным товаром, потому что светодиод кардинально не улучшает его характеристик. Методология Росстата поможет достичь целевых показателей нанопрограммы, но разгонять цифры нет смысла, уверен он: “Рост рынка опережает план”.
Проблема в том, что критерии продукции наноиндустрии не закреплены законодательно или в документах правительства, считает чиновник Минобрнауки: “Отсюда и непонимание того, что считать нанопродукцией”.
Министерство разослало на согласование проект распоряжения правительства с этими критериями (см. vedomosti.ru), рассказывает собеседник “Ведомостей”. В документе определены четыре типа высокотехнологичной продукции: искусственно созданные нанокомпоненты; содержащая их нанопродукция; нанотехнологические услуги и продукты без нанокомпонентов, при производстве которых нанокомпоненты использовались; оборудование для наноиндустрии, которое позволяет работать с нанокомпонентами. Относить автомобили со светодиодами к нанопродукции нельзя, следует из документа: нанокомпоненты должны придавать продукции новые, принципиально важные функции.
“Роснано” участвовала в разработке этих критериев, большинство из них уже используется госкорпорацией для внутренних расчетов, говорит ее представитель. Давать оценку методологии Росстата в “Роснано” отказались.
Предложенная Минобрнауки классификация — в русле общемировой практики, хотя она и не устоялась, говорит первый проректор Высшей школы экономики Леонид Гохберг, но ее нужно дополнять классификацией товаров и услуг, связанных с нанотехнологиями. Это позволит вычленить товары, косвенно связанные с нанотехнологиями, уверен он: “Например, автомобили и самолеты”. В Росстате от комментариев отказались.
Максим ТОВКАЙЛО
Что скажете, Аноним?
[11:00 28 апреля]
[10:05 28 апреля]
[09:20 28 апреля]
12:00 28 апреля
11:30 28 апреля
11:00 28 апреля
10:30 28 апреля
10:00 28 апреля
08:30 28 апреля
[20:15 02 апреля]
[11:55 10 февраля]
У президента появилась возможность переосмыслить цели войны и политический курс страны.
[11:35 23 января]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.