Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Награда пережившим кризис

[15:10 02 октября 2009 года ] [ Slon.ru, 1 октября 2009 ]

Американские менеджеры предпочитают нанимать новых людей, а не повышать зарплату. Российские — наоборот.

Чем больше ждут конца рецессии, тем популярнее становятся опросы руководителей компаний о том, что они будут делать, когда кризис закончится.

Рекрутинговая компания Robert Half опросила 150 менеджеров крупных американских компаний о том, как они распорядятся свободными средствами, когда станет окончательно ясно, что кризису приходит конец. 31% опрошенных заявили, что будут нанимать новых людей, и только 21% собираются увеличить зарплаты уцелевшему в кризисных чистках персоналу.

В России, если верить новому обзору зарплат и компенсаций Ernst & Young, все иначе: более 50% руководителей планируют в следующем году повысить свои сотрудникам зарплаты и лишь около 25% будут расширять штат.

Многие уже привыкли жить скромно и выжимать максимум из оставшихся работников, и такая политика к тому же позволяет избежать неудобных вопросов: почему шеф срезал мне зарплату, а нанимает новых коллег? Но если этих конфликтов избежать и удастся, появятся другие.

Жизнь без балласта

Сдержанное отношение российских менеджеров к найму людей взамен сокращенных в разгар кризиса, эксперты объясняют неверием в скорое восстановление экономики. А пока большого роста не будет, лучше обходиться и прежними силами.

Александр Мурзов из Pynes&Moerner считает, что, убедившись в работоспособности компании без сброшенного балласта, руководители еще долго не будут спешить с наймом новых сотрудников. Если до кризиса, как говорит директор по рекрутменту кадрового агентства “Анкор” Татьяна Баскина, девелоперские компании держали в штате “без дела” целые проектные группы на случай возможной победы в тендере, то сейчас такого расточительства компании себе позволить не могут.

Отчасти разницу в подходах американских и российских руководителей можно объяснить и высокими инфляционными ожиданиями у нас. Из-за них российские работники считают, что руководитель, долго не повышающий зарплату, просто обкрадывает подчиненных.

А региональный директор Western Union в России и СНГ Джонатан Кнаус уверен, что в первую очередь по окончании кризиса надо поощрить и поблагодарить за стойкость и лояльность оставшихся. Ведь кадровый голод никуда не исчез, а лишь ненадолго отступил, и лояльность работников к работодателю по-прежнему низка.

По словам генерального директора Kelly Services Екатерины Гороховой, две трети работников готовы уйти на другую работу, как только получат привлекательное предложение. То есть за лучшими работниками, как и до кризиса, будут охотиться хедхантеры, и специалист, переходя из компании в компанию, будет автоматически повышать свою стоимость. Когда рынок вновь начнет “нагреваться”, компаниям придется поднимать ценным сотрудникам зарплаты, согласен исполнительный директор “Ассоциации менеджеров” Сергей Литовченко. Хотя бы понемногу.

Дилемма не для всех

Конечно, дилемма — повышать зарплату или расширять штат — стоит далеко не для всех менеджеров. Например, генеральный директор “Санкт-петербургской электротехнической компании” Александр Народицкий нанимал людей и во время кризиса, а зарплата в фирме привязана к объемам работ. Если проект расширяется, то и зарплата пропорционально растет.

Управляющий директор группы “Спутник” Сергей Рябцов говорит, что в его отрасли — инвестбанкинге — без найма не обойтись. Даже несмотря на то, что бонусы в секторе могут довольно быстро вернуться на докризисный уровень. К тому же во время кризисных истерических сокращений вместе с неэффективными специалистами на улицу выталкивали и ценных сотрудников, которых нужно заманивать к себе при первой же возможности. Сам Рябцов собирается расширять штат, как только почувствует первые признаки восстановления.

Удобная негибкость

Оптимальная тактика сейчас, как отмечает Мурзов из Pynes&Moerner — это брать на рынке самых лучших и платить им меньше, чем раньше. Но не вспыхнет ли конфликт между новичками, которых наймут в момент “перезапуска экономики”, и старой командой, рассчитывающей на вознаграждение за верный труд в тяжелые времена?

Такой ситуации нельзя исключать. Но дефицит квалифицированных кадров, с одной стороны, и усталость переживших кризис команд, с другой, видимо, смягчат этот конфликт. Многие сотрудники с облегчением воспримут расширение штата, снимающее с них часть нагрузки. Если, конечно, новые кадры нанимают не для того, чтобы заменить имеющихся работников на еще более дешевых.

Пока аппетиты работников не адаптируются к новой — посткризисной — экономической ситуации, зарплаты серьезно увеличиваться не будут. Согласно обзору Ernst & Young, в среднем российские руководители собираются повысить зарплаты в 2010 г. на 10%, что едва покроет даже прогнозируемую инфляцию. Это позволит какое-то время извлекать дополнительную маржу на разнице между возросшими доходами и по-кризисному низкими зарплатами.

Но, чтобы бизнес процветал и развивался, рост зарплаты и должен несколько отставать от роста производительности труда, констатирует партнер Ward Howell Павел Плаксин. Благодаря кризису у компаний появилась возможность взять этот принцип на вооружение и воспользоваться относительной негибкостью рынка труда.

Филипп ЧАПКОВСКИЙ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.