Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

На “Сапсане” в Киев. Дорого. Медленно

[13:39 03 сентября 2010 года ] [ Slon.ru, 2 сентября 2010 ]

Скоростное движение между Москвой и Киевом — имиджевый проект, к увеличению скоростей отношения не имеющий.

РЖД и их украинский аналог “Укрзализныца” готовятся организовать скоростное движение между двумя странами. Что-то конкретное о стоимости, сроках реализации проекта, стороны пока не говорят. Украинский посол Владимир Ельченко вчера заявил, что линию в Киев будет обслуживать знаменитый “Сапсан”. Однако позже РЖД выпустили уточнение: говорить, какой состав будет использоваться в проекте, пока рано.

Быстрые поезда между Москвой и Киевом — вопрос, скорее, имиджа железных дорог и российско-украинской дружбы. Поэтому говорить о существенном сокращении времени в пути пока преждевременно. И на это указывает весь опыт существующего сегодня в России высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Вот, например, “Сапсан”, который уже 9 месяцев ходит на линии Москва—Петербург. Главным обоснованием необходимости запуска этого поезда было: как же, он позволит быстрее преодолевать расстояния между двумя городами. Во всяком случае, так говорили железнодорожники.

Однако возможности поезда далеко не соответствуют возможностям инфраструктуры. По идее, “Сапсан” способен ехать со скоростью до 350 км/ч, а это значит, что расстояние между Москвой и Петербургом (650 км) он способен преодолеть за два часа. Однако сегодня поезд практически не идет больше 200 км/ч (лишь на одном небольшом участке протяженностью около 50 км некоторые составы “летят” до 250).

Более того, от объявленного времени в пути в 3 часа 45 минут железнодорожники отказались еще весной. Теперь самый быстрый “Сапсан” от Москвы до Петербурга идет 3 часа 55 минут. Есть и другие варианты: 3 часа 59 минут, 4 часа 9 минут, 4 часа 15 минут, 4 часа 45 минут. Мало кто знает, но “Невский экспресс” курсирует между Москвой и Петербургом и сегодня. Время в пути: 4 часа 46 минут. У железнодорожников хорошее чувство юмора. Пусть на одну минуту, но самый “долгий” “Сапсан” быстрее “Невского экспресса”. А вот “ЭР-200” был в пути 3 часа 55 минут.

Таким образом, “Сапсан” не нужен был Октябрьской железной дороге для уменьшения времени в пути. Он просто пришел на смену морально и технически устаревшему “ЭР-200”, имиджево пострадавшему в двух терактах “Невскому экспрессу”, старой “Авроре” и другим дневным поездам.

“Сапсан” куплен железной дорогой “на вырост”. Он другой, он отличается от стандартных поездов со сцепленными зелеными (или теперь уже серебристыми) вагонами. У него внутри кондиционер. И вообще, он — “как в Европе”, даже внешне. И если РЖД построит-таки выделенную линию между Москвой и Петербургом, “Сапсан” ей и пригодится.

“Сапсан” — это имиджевый, но никак не технологический проект РЖД. На линии Москва—Нижний Новгород он, как и в случае с Петербургом, тоже мало отличается от других дневных скоростных поездов. Например, поезд “Буревестник” (аналог “Невского экспресса”) проходит расстояние от Нижнего до Москвы всего на полчаса дольше, чем “Сапсан”.

Имиджевый проект РЖД “Сапсан”, надо сказать, оказался довольно удачным приобретением. На рейсы этого поезда билеты достать довольно трудно и уж точно меж Москвой и Петербургом не осталось человека, который не знал бы об этом поезде. Но у успеха есть и оборотная сторона. “Сапсан” обвиняют в нарушении расписаний электричек, в том, что он “внезапно выскакивает на людей”, в том, что он “убил” дневной бюджетный поезд “Юность”. Часть этих обвинений (например, последнее) вполне оправданы, но большинство — мифы.

Мифами обрастает и другой скоростной проект, “Аллегро”. Его заранее начинают бояться жители Ленинградской области. Это поезд, который в декабре должен пойти из Петербурга в Хельсинки. Тоже высокоскоростной. Как и “Сапсан”, “Аллегро” сделан по принципу европейских поездов-электричек, то есть без отдельного электровоза. Расстояние в 450 километров он будет преодолевать за три с половиной часа. То есть, средняя скорость опять не превышает 200 километров в час, а в основном будет в районе 140—160 километров. Главное, что удалось в связи с запуском “Аллегро”, — это избавиться от стояния на границе. Пограничный контроль пассажиры будут проходить прямо в пути.

И теперь о возможном скоростном сообщении между Москвой и Киевом. Сперва математика. Сегодня самый быстрый поезд между столицами России и Украины идет 9 часов 37 минут. Из этого времени он стоит на разных станциях чуть больше часа. Это технические остановки, которые необходимы в связи с пересечением границ. Таким образом, расстояние в 860 километров поезд преодолевает со средней скоростью около 100 км/ч. Понятно, что эта скорость не постоянная. Где-то поезд идет и 140, а где-то (вокруг крупных станций, в Московской области и т.д.) существенно медленнее. Ну, предположим, 100.

Железнодорожная инфраструктура между Москвой и Киевом похожа на инфраструктуру между Москвой и Нижнем Новгородом, на которой “Сапсан” развивает среднюю скорость 110 км/ч. Ее существенное увеличение, если верить недавнему интервью губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, возможно только после строительства отдельной линии.

И это “диагноз” не только направления Москва—Нижний. Поезда, может быть, и могут ехать быстро, да железнодорожные пути все равно тормозят. Весь существующий пока опыт показывает, что в России есть свои электровозы и вагоны, способные ездить настолько быстро, насколько позволяют российские рельсы. Если мы хотим действительно высокие скорости, то нужно строить новую железную дорогу. РЖД об этом, кстати, уже осторожно объявило относительно линии Москва—Петербург.

Таким образом, получается, что даже если РЖД купит еще с десяток “Сапсанов” (а покупать придется, ибо тех, которые есть сегодня, и так с трудом хватает, чтобы закрыть направление Петербург—Москва—Нижний) и запустит их между Москвой и Киевом, то без существенной перестройки инфраструктуры время в пути вряд ли существенно изменится. Даже если оно будет доведено до семи—восьми часов, вряд ли найдется много желающих сидеть столько времени. Да и для расписания семь часов — это убийство. Куда его “засунуть”, такой поезд? На ночь? Но готовы ли пассажиры уезжать из Москвы в полночь и приезжать в Киев в шесть утра, отсидев всю ночь (в Украине на час меньше, чем в России)? Днем же ехать семь часов — это потеря дня. Лучше уж выспаться в купейном вагоне. То есть, выгоды по времени никакой, а дачников, как всегда недовольных появлением “поезда для богатых”, как и в случае с “Сапсаном”, будет немало.

И еще. Сейчас Украина нам друг. Но это потому, что там Янукович. А если через три года президентом снова выберут Ющенко, куда девать это скоростное сообщение? Или Тимошенко? Власть вряд ли переживет, что между вражеской нам страной и Москвой будут курсировать скоростные поезда. А украинцы вряд ли подумают об интересах железных дорог, идя на выборы в 2014-м.

     Кирилл БАЛБЁРОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2010-11-29 11:06:32] [ Аноним с адреса 212.1.71.* ]

Летайте самолетами Аэрофлота

[2010-11-28 13:53:31] [ Аноним с адреса 91.76.209.* ]

хватит кивать на политику. на дворе 21 век, а то со своими "а вдруг..." так и будем в ж... сидеть!

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.