В понедельник, 3 сентября, президент Петр Порошенко, как и обещал на военном параде в Киеве, зарегистрировал в парламенте проект изменений в Конституцию, которые касаются стремления Украины в НАТО и ЕС.
“Страна” разбиралась, что предлагает изменить в Конституции Петр Порошенко накануне своей предвыборной кампании.
“Внезапный” курс на НАТО и ЕС
Согласно предложению Порошенко, евроатлантический курс Украины должен быть закреплен в преамбуле Констиуции.
Также он появится в статьях 85, 102 и 116, которые определяют круг полномочий Верховной Рады, президента и Кабмина. В список их ответственности собираются добавить пункт об укреплении европейского и евроатлантического направления.
Это пока все, что известно насчет евроатлантического курса. Однако президент и раньше затрагивал эту тему и раскрывал некоторые детали.
Так, он говорил, что движение в НАТО и ЕС должно стать “неотвратимым”. Впрочем, это, видимо, всего лишь фигура речи. Ведь вычеркнуть из Конституции идеи Порошенко можно тем же способом, которым они там окажутся — через голосование 300 депутатов.
Интересно, что президент начал в сентябре пришпоривать лошадей в парламенте, совсем забыв о своей предыдущей идее — провести в Украине референдум по НАТО. Вступление в Альянс — вопрос, который по-прежнему раскалывает украинское общество: результаты опросов показывают, что у этой идеи от 30 до 40% противников.
Видимо, поэтому на Банковой решили пропустить этап народного волеизъявления и перейти сразу к привычным торгам в парламенте.
Самое забавное, что Верховная Рада могла внести в Конституцию ЕС и НАТО еще четыре года назад: в парламент тогда вошли в основном прозападные партии и группы, которые не уставали декларировать приверженность евроатлантическим ориентирам.
Так, Блок Порошенко, Народный фронт, Самопомощь, Радикальная партия и Батькивщина уже тогда суммарно имели 282 “штыка”. Наскрести еще 18 человек из разных депутатских групп и внефракционных не составило бы труда.
Однако менять Основной закон надумали только за полгода до президентских выборов — и все лавры, по задумке Банковой, должны достаться возможному кандидату Петру Порошенко. Похоже на стратегию Януковича, который, по слухам, планировал сделать русский язык вторым государственным — или как минимум официальным — перед так и не состоявшимися президентскими выборами 2015 года.
Впрочем, до выборов с внесением изменений могут и не успеть. По процедуре, для начала парламент должен проголосовать за направление законопроекта об изменениях в Конституцию в Конституционный суд. Затем они должны быть приняты в первом чтении и, на следующей сессии Рады, во втором.
Теоретически, время до марта 2019 года есть. Но на практике, все эти процедуры отнюдь не быстрые. Тот же КС может не очень торопиться с выводами. Да и депутаты далеко не все горят желанием голосовать, чтоб подыгрывать пиар-кампании Порошенко. Тем более, что практически последствий эти изменения в Конституцию иметь не будет. Понятно, что после них ни НАТО, ни ЕС не откроют Украине двери.
Кроме того, в Раде может завязаться дискуссия — а нужно ли вносить эти изменения в одном пакете? Может быть следует их разделить? Отдельно голосовать за ЕС (что, наверняка, поддержит более 300 депутатов), а отдельно за НАТО (сторонников которого и в парламенте, и, в целом, в обществе, значительно меньше)? И почему бы все-таки не провести по НАТО обещанный референдум, чтоб согласовать с народом этот спорный пункт?
В общем, вопросов у депутатов может быть немало.
Запрет на аренду военных баз. Но не всех
Вторым пунктом президент предлагает исключить из Основного закона положения, которые разрешают временное пребывание на территории Украины иностранных войск на военных базах — на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами.
Представитель Порошенко в Верховной Раде Ирина Луценко пояснила, что данная норма касается черноморского флота РФ, который находится на украинской территории в Крыму. Хотя в самой конституции о флоте речь не идет — там говорится только о возможности аренды существующих в Украине военных баз:
“14. Использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины.”
Таким образом, если эту статью из переходных положений уберут, то растолковать это отсутствие можно будет двояко. С одной стороны — как запрет на аренду военных баз. С другой — если этот запрет не будет прямо прописан в конституции, то ничего не помешает властям и сдать в аренду, например, США, любую военную базу — и позволить им построить новую. Ведь что не запрещено, то разрешено — такова модель украинского права.
Так что по сути изъятие этой статьи ничего не поменяет. Зато позволит президенту громко заявлять, что Украина сказала “остаточне прощавай” Черноморскому флоту РФ (который, к слову, никуда из Крыма после этого не денется, а продолжит наращивать силы).
То же, кстати, касается и части по НАТО и ЕС. Конституционный статус движения в евроатлантику никак не приблизит Украину ни к Европе, ни к Альянсу. Это декларация о намерениях — пусть и прописанная в Основном законе. В западных же структурах законы свои.
И на Банковой не могут этого не понимать. Таким образом предвыборный резон конституционных телодвижений президента скорее всего и является главным.
Что скажете, Аноним?
[17:10 27 ноября]
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
17:50 27 ноября
17:40 27 ноября
17:00 27 ноября
16:50 27 ноября
16:40 27 ноября
16:30 27 ноября
16:20 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.