Получив подтверждение своей победы на выборах от ЦВК, Владимир Зеленский довольно неожиданно предпринял обход церковных лидеров. “Довольно неожиданно”, потому что до сих пор он не проявлял большого интереса к церкви. Можно предположить, что он кинулся заполнять пробелы в образовании: раз он раньше не интересовался церковью, то вполне логично начать изучать вопрос, не откладывая. Но таких пробелов у новоиспеченного украинского президента — человека, который, конечно, высмеивал политиков, но при этом вряд ли глубоко вникал в суть государственных дел, — довольно много. Отчего поспешность, с которой он кинулся наводить мосты именно с церковниками, бросается в глаза.
Не стоит удивляться. Встреча с церковными лидерами — вполне логичный шаг со стороны Владимира Зеленского. Этим шагом он декларирует свой переход в иной статус — из фигляра, который смеялся над “термосом”, в государственные мужи, которые отдают себе отчет, какую важную роль в жизни его народа играет религия, церковь и все те моральные и исторические аспекты, которые с ней связаны. “Термос” остался в прошлом.
Церковная карта для Зеленского — белое пятно. Ему предстоит выстроить собственную политику в этой сфере с нуля. Заручиться поддержкой, обрести союзников или, напротив, беспощадных критиков в весьма чувствительной сфере. Церковный вопрос в сознании украинского избирателя политизирован и даже геополитизирован. Оступиться в церковном вопросе в наших реалиях — это оступиться в политике в целом.
И потерять очки в следующем раунде борьбы за власть. Ведь президентство — это еще не конец игры. Впереди парламентские выборы, на которых, надо думать, “соперник номер один” — Петр Порошенко — намерен взять реванш. А он-то на церковном поле зарекомендовал себя очень ярко.
Впрочем, при определенном искусстве и везении победа Порошенко в борьбе за Томос может быть использована его соперником. Томос оказался серьезной встряской для общества в целом и церкви в частности. И тут, как и в любой революционной истории, подъем быстро сменяется спадом, а революция так же склонна пожирать своих детей, как и в любой другой сфере.
Томос поднял на поверхность массу противоречий, существующих в украинском православии, причем противоречия между “раскольниками” и “московскими попами” — это только верхушка айсберга
Так что обход церковников, предпринятый Зеленским, — рекогносцировка. На что и на кого он может рассчитывать в церковном поле? И, в первую очередь, в ПЦУ? Откровенного заигрывания с оппонентами ПЦУ — УПЦ МП — он не может себе позволить, поскольку для широких масс это будет равносильно декларации “промосковской ориентации”. С УГКЦ власти всегда было трудно. К тому же “подведомственная” УГКЦ Галичина дала Зеленскому меньше всего голосов, да и сам глава УГКЦ Святослав Шевчук не спешил поздравлять Зеленского с победой и сделал это только после того, как ЦВК официально огласила результаты выборов.
Между прочим, митрополит Епифаний также не поспешил с поздравлениями, как это сделали более опытные игроки — патриарх Филарет и митрополит Онуфрий, которые разразились приветственными речами на следующий же день после выборов, когда картина стала более-менее ясна. И сам Зеленский при своем объезде церковников не забыл патриарха Филарета, уважил старика, хотя он вроде бы уже и не глава церкви.
Это интересный сигнал. Нельзя сказать, что в ПЦУ Владимиру Зеленскому “нечего ловить”. Есть, еще как. Само то, что Томос “не сыграл” на выборах, как рассчитывал Порошенко, — намек его оппоненту на то, что договариваться можно и нужно. И примерно понятно, как и на чем можно сыграть, потому что ситуация в ПЦУ, как уже стало ясно, довольно нестабильная. В это нет “ничего такого” — церковь только “родилась” и находится в периоде становления, в ней пока в принципе не может быть стабильности. Но, увы, тем удобнее ею манипулировать.
Хотелось бы сказать, что многое зависит от того, как будет разворачиваться ситуация — и внутри ПЦУ, и с ее признанием со стороны мирового православия. Но мы не можем позволить себе такой роскоши — дистанция слишком короткая. Парламентские выборы в сентябре, в то время как признание ПЦУ стало частью крупной игры на межправославной арене, а значит, и времени на ее признание потребуется немало.
Что же до ситуации внутри церкви, то это также уравнение со многими неизвестными. Во главе церкви — молодой неискушенный предстоятель, которого подпирают опытные функционеры. С одной стороны на него рассчитывают греки и “реформаторская” партия клириков и мирян, которые хотят использовать “революционную ситуацию” для глубоких церковных изменений. С другой стороны на него давят “старшие товарищи”, которым совершенно не нужны никакие новшества. Ни греческие, ни украинские. Их вполне устроило бы, если бы все осталось, как в УПЦ КП, откуда они есть пошли.
А как настроение Его Святейшества? Скучает. Патриарх Филарет не привык быть не у дел — а публика так откровенно увлеклась новой церковью и новым главой, что о старом позабыли. Все объективы — на митрополите Епифании. Все разговоры — о митрополите Епифании. Президент Украины — подумайте только! — на Пасху пошел не во Владимирский собор, где правил патриарх Филарет, а в Михайловский Златоверхий, где правил митрополит Епифаний. И корреспонденты, как водится, за ним. Кстати, очень трогательная фотосессия получилась. Петру Алексеевичу к лицу статус “бывшего президента” — за маской “отца нации” на пасхальных фото отчетливо проступает человеческое лицо.
Патриарху Филарету есть о чем взгрустнуть. Он привык ко власти, к влиянию, к ощущению себя центром массы, вокруг которого закручиваются потоки пространства-времени. Он очень рассчитывал — и не скрывал этого, — что управлять новой церковью будет вместе с молодым протеже. Или даже вместо него. А на самом деле власть потекла мимо.
Филарет, закономерно, чувствует себя обманутым — и президентом Порошенко, и греками, и собственной “молодой командой”, и, надо думать, в особенности митрополитом Епифанием
То, что Порошенко — со-творец и покровитель проекта УПЦ КП, человек, уговоривший патриарха Филарета уступить грекам и не претендовать ни на патриарший статус, ни на место предстоятеля — больше не будет президентом, может быть, не очень хорошая новость для ПЦУ, которой не помешала бы поддержка президента в период становления. Но это вполне очевидный шанс для отодвинутого в тень патриарха. Он может вернуть утраченное влияние, не рискуя при этом вступить в конфликт с действующей властью.
Патриарх известен своей решительностью, да и некуда ему тянуть, надо ковать железо не отходя от кассы. Стало известно, что на 14 мая он приглашает к себе владык УПЦ КП. Повод вполне благочестивый — почтить память священномученика Макария, митрополита Киевского. Повестка дня: всенощное бдение у святых мощей, Божественная Литургия во Владимирском соборе и “братское общение во имя утверждения единства нашей Святой Украинской Православной Церкви, которая получила долгожданный Томос об автокефалии”. В общем, сбор по расписанию плюс дружеское чаепитие.
Из любопытного. Приглашение исходит от патриарха, а не от митрополита Киевского, причем, как утверждают источники, сам митрополит Епифаний такого приглашения не получил. Название церкви в приглашении — “Украинская православная церковь” вместо официального “Православная церковь Украины”. Документ разослан на официальном бланке как бы “упраздненной” УПЦ КП. В результате в “утверждении единства церкви” читается зловещий намек на то, что как раз с ним, с “единством”, что-то не так.
В епископате, кажется, также что-то чувствуют. Во всяком случае, высказывают тревогу, что этот вызов на “братское общение” к патриарху — неспроста. То, что патриарх Филарет был неудовлетворен греческим компромиссом, он никогда и не скрывал. Его не устраивает название — он предпочел бы сразу и без обиняков “отнять” его у УПЦ МП. Его не устраивает Устав — демократию, понимаешь, развели, отменили “митрополитбюро”. Его не устраивает статус украинской церкви — митрополия, а не патриархат. Но, главное, его не устраивает то, что главой церкви оказался не он. И не только де-юре, как он предполагал, но и де-факто. Нового митрополита охотно поддержали не только привластные круги — епископы готовы демонстрировать лояльность именно Епифанию. Скажем прямо, патриарх Филарет умел держать персонал в узде, но кто возьмется утверждать, что персонал был от этого в восторге?
Однако часть привилегированного “персонала” такая ситуация вполне устраивала. И в нынешней ПЦУ еще достаточно УПЦ КП, на которую патриарх Филарет может опереться. Предположительно, встреча 14 мая — проверка лояльности. После этой встречи (и по ее результатам) возможна вторая часть, также заявленная патриархом в СМИ — проведение Поместного собора, на котором будет пересмотрен принятый от греков Устав. Основные векторы изменений патриарх также декларирует в открытую, и в контексте событий это можно считать его предвыборной программой: изменение статуса церкви с митрополии на патриархат, изменение названия (ПЦУ на УПЦ), изменение принципа организации Синода — возвращение к постоянному членству взамен греческой модели годовой ротации, — и то, о чем патриарх не говорит в открытую, но что читается между строк — возвращение власти в церкви “законному владельцу”. Ему.
Если ориентироваться на высказывания патриарха в прессе, мы можем стать свидетелями реванша в церкви — старое советское попытается возобладать над новым, неидеальным, но все же уже “несоветским”
Патриарх — возможно, ввиду возраста — предельно откровенен: “греческая модель” для нас чужая и чуждая, нам следует ориентироваться на модель, которая действует в РПЦ. И которая, добавим, действовала в УПЦ КП. Каждый воспроизводит то, что знает, а ничего, кроме советского православия — номенклатурного, “системного”, подчиненного интересам государства и власти — патриарх не знал, не знает и, судя по его собственным выступлениям, знать не желает.
Исходя из политического контекста, решительных действий — если патриарх, действительно, на них готов — следует ждать довольно скоро. Между инаугурацией и парламентскими выборами. В этот период усилия новый президент если и не поддержит патриарха, то и мешать не станет. Владимиру Зеленскому, по большому счету, все равно — ПЦУ или УПЦ КП, Филарет или Епифаний. Главное — ослабить противника. Выдернуть из-под его ног хотя бы одну из его очевидных побед — ПЦУ.
Цена, которую Украина может заплатить за возможный реванш, — Томос об автокефалии. Напомню, текст Томоса повторяет принципиальные положения Устава, и если эти положения будут изменены, Томос станет неактуальным. Томос в реальности станет “термосом”. За который, по словам патриарха Филарета, Зеленский уже извинился. Извинился, видимо, именно перед ним, лично. И это тоже весьма интересный штришок к сюжету.