Индустрия VR (виртуальной реальности) получила в период всеобщего карантина тот же эффект, что и онлайн-продажи: тысячи компаний и миллионы людей, которые раньше этим не пользовались, теперь попробовали — и уже не собираются отказываться. Иными словами, карантин не просто изменил потребительское поведение, а изменил необратимо.
Меньше чем за полгода мир перестроился на онлайн-режим: сотни миллионов людей работают из дома, общаются с друзьями по видеосвязи, совершают покупки в интернет-магазинах и пользуются цифровыми услугами. Интерес к технологиям и лояльность к цифровым продуктам растут, а вместе с ними растут и котировки акций технологических стартапов.
Виртуальные товары и услуги бьют рекорды популярности — интерес к этой теме подскочил в 25 раз по сравнению с уровнем, который был год назад. Это касается и виртуальной реальности, которая получила все шансы стать одной из главных технологий повседневной жизни людей и бизнеса. До пандемии различные VR-решения использовались как запасные варианты, но сейчас они выходят на передний план. Можно предположить, что после экспериментов на карантине многие обратят внимание на VR-технологии, которые прежде казались дорогим излишеством. Это касается как бизнеса, так и потребителей.
Корпоративная среда
Виртуальная реальность долгое время оставалась экспериментальной для технологий, которые тестировали преимущественно крупные компании вроде BP. Многие использовали технологию виртуальной реальности в пилотном режиме для обучения персонала. Первые эксперименты показали, что VR позволяет одновременно обучать тысячи сотрудников без ограничений по времени и количеству тренингов.
Некоторые компании также применяли VR для знакомства персонала с руководством и укрепления корпоративной культуры. Но о широком внедрении речь тогда не шла.
В условиях пандемии, когда офисы закрылись и сотрудники перешли на удаленку, спрос на VR-услуги возрос. Корпорации осознали, что одних только видеоконференций недостаточно, чтобы удаленно поддерживать связь с командой. Так, еще с начала марта отмечает резкий рост спроса на свои услуги компания AltspaceVR из Редмонда, штат Вашингтон, которая организует конференции в виртуальной реальности.
И даже во время карантина персонал нужно обучать. Для стартапов, работающих в этой сфере, наступила золотая пора. Например, Strivr из Пало-Альто, штат Калифорния, привлек $30 млн. Эта компания, возникшая пять лет назад из проекта в Лаборатории виртуального взаимодействия с людьми при Стэнфордском университете, разработала программное обеспечение, которое позволяет обучать сотрудников, объединяя виртуальную реальность с теорией обучения, наукой о данных и пространственным дизайном.
Уже очевидно, что из-за коронакризиса привычные процессы навсегда изменятся. Это касается и найма, и обучения, и организации работы. Более того, предприятия будут сокращать траты и чаще пользоваться услугами самозанятых сотрудников на аутсорсе. Для тренингов и связи с распределенной командой VR станет незаменимой технологией.
Кроме того, значительно сократится число командировок. По мнению сооснователя Microsoft Билла Гейтса, деловые поездки постепенно будут уходить в прошлое — компании не захотят лишний раз рисковать, отправляя сотрудников в командировку. Решать все вопросы придется на расстоянии. И если деловые переговоры можно провести в условном Zoom, то контролировать работу на производстве лучше в виртуальной реальности.
По оценкам аналитиков, VR-инструменты для удаленного управления проектами станут мейнстримом уже в 2020-м. Digi-Capital прогнозирует, что компании, которые предоставляют VR-услуги в корпоративном сегменте, сохранят свои позиции даже в условиях кризиса.
Туризм и развлечения
Отели, курорты, туроператоры из-за пандемии столкнулись с самым глубоким кризисом за последние 20 лет. И пока одни считают убытки, другие перестраивают бизнес-модели и экспериментируют с виртуальным туризмом.
Некоторые туркомпании уже предлагают VR-туры на Эверест и Галапагосские острова. А компания Visit Faroe Islands развила технологию еще дальше. Она предложила туристам удаленно управлять гидом с помощью джойстика, чтобы дистанционно знакомиться с Фарерскими островами. Онлайн-путешествия похожи на видеоигру, в которой турист может контролировать “персонажа”, в данном случае местного жителя. Каждый виртуальный тур проходит в новой локации. Вместе с гидом можно исследовать острова пешком, на лодке и даже подняться в небо на вертолете. Все, что потребуется, — экран ноутбука или смартфона. Впечатления будут еще более яркими, если вывести тур на большой экран. Команда Visit Faroe Islands тоже подключается к экскурсиям, чтобы отвечать на вопросы “игроков” и рассказывать об особенностях местности.
В Японии знаменитые курорты с горячими источниками, оставшиеся без клиентов из-за карантина, загружают на YouTube видеоматериалы, которые можно просматривать с помощью VR-гарнитур у себя дома в ванной, и с их помощью переживать опыт погружения в горячие источники. Журналист The Verge Сэм Байфорд опробовал технологию на себе. Он наполнил ванну, добавил немного соли и лег в горячую воду. Для использования VR он использовал старую гарнитуру Daydream View. По словам журналиста, он действительно почувствовал расслабление во время просмотра роликов. Видеозапись высокого качества, а звуки воды создают ощущение реалистичности.
В сфере развлечений VR-технологии тоже переживают бум: виртуальные выставки, концерты, спектакли и перформансы собирают все больше зрителей. Музеи выкладывают экскурсии в формате 360º — просмотры подобных роликов уже подскочили в более чем 40 раз.
Интерес к онлайн-развлечениям побуждает обзаводиться гарнитурами виртуальной реальности. И действительно, VR-оборудование для домашнего пользования набирает популярность. Так, у компании Virtual Reality for Rent из Филадельфии, штат Пенсильвания, число заказов после введения карантина выросло в семь раз. В свою очередь популяризация виртуальной реальности может стать драйвером развития VR-технологий. Вероятно, гарнитуры продолжат совершенствоваться, их цена снизится, а контент станет более разнообразным и доступным. По оценкам Digi-Capital, именно индустрия развлечений будет приносить наибольшую выручку в VR-индустрии, причем выгоду в первую очередь принесут игры и “железо”.
Ритейл
Одни из первых внедрять виртуальную реальность в сфере ритейла начали люксовые бренды. Спрос на их товары значительно снизился, поэтому они начали использовать экспериментальные форматы, чтобы привлечь аудиторию. Например, парижский модный дом Lanvin в партнерстве с китайскими видео-платформами Douyin, Yizhibo, iQiyi и платформой е-коммерции Secoo организовал показ мод, где VR-зрители “виртуально сидели” в первом ряду. Хэштег #lavin собрал более 5 млн просмотров. Опираясь на этот успех, бренд запустил в виртуальной реальности флагманский магазин.
Производители электроники тоже проводят виртуальные презентации устройств. Так, китайская Xiaomi представила модели Mi10 и Mi10 Pro в формате VR-анбоксинга: смартфоны можно рассмотреть со всех сторон и даже разобрать на части. А тайваньская компания HTC провела ежегодную конференцию в VR-формате — в ней приняли участие 2 тыс. пользователей из 55 стран.
Отмечают рост спроса на свои услуги также и компании, которые помогают воссоздавать в виртуальной реальности торговые площадки. Очевидно, что онлайн-шопинг продолжит набирать популярность, а бренды все больше будут инвестировать в экспериментальные технологии для привлечения клиентов. VR-технологии станут маркетинговым инструментом, который поможет конкурировать за покупателей.
Технологии виртуальной реальности используются и в сфере недвижимости. Застройщики создают приложения для виртуального просмотра домов, чтобы поддержать продажи. К примеру, в Китае за две недели февраля после введения жесткого карантина потребители совершили более 3 млн VR-туров по домам и квартирам — в девять раз больше, чем в январе.
Оздоровление
В медицине VR-технологии используются прежде всего для реабилитации пациентов после болезни. К примеру, людям, перенесшим инсульт, предлагают выполнять в виртуальном мире специально подобранные упражнения, которые направлены на восстановление утраченных двигательных навыков, таких как захват предмета, его перемещение и другие действия, требующие развитой моторики. По оценкам экспертов, эффективность таких тренировок не ниже, чем при очных занятиях под руководством опытного специалиста. Особенно важно то, что с помощью таких решений пациенты могут проходить реабилитацию самостоятельно на дому.
Также перспективная область для применения VR — это сфера ментального здоровья. VR-технологии уже применяют для лечения фобий (например, акрофобии — боязни высоты) и посттравматического стрессового расстройства, для избавления от тревожности. Также есть опыт использования виртуальной реальности для организации медитаций, в том числе в корпоративной среде. В условиях кризиса все это стало еще более актуальным. Люди стали чаще испытывать стресс, тревогу, выгорание — и VR-симуляторы помогают снять напряжение, восстановить силы и улучшить эмоциональное состояние.
Свежее исследование итальянских ученых показало, что посещение виртуального пляжа или сада положительно влияет на людей в условиях самоизоляции. Можно ожидать, что теперь виртуальную психотерапию будут применять чаще. Более того, ее будут прописывать пациентам, которые наблюдаются у психотерапевта или психиатра, в дополнение к традиционным методам лечения. Так что коронакризис может дать толчок и этой отрасли.
VR стала еще более реальной
Подчеркнем, что VR-технологии не стоят на месте. И можно ожидать, что скорость их развития теперь станет еще выше — поскольку в условиях пандемии к ним резко вырос интерес как потребителей, так и инвесторов.
Дополнительным стимулом может стать прорывное достижение, о котором в апреле объявил Университет Карнеги — Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Его инженеры создали устройство, которое позволяет имитировать ощущение твердых поверхностей.
Современные системы виртуальной реальности могут создавать захватывающие визуальные и слуховые ощущения, но редко они позволяют пользователям чувствовать что-либо тактильно. В новом устройстве используются несколько струн, которые крепятся к руке и пальцам пользователя, а также придают ему ощущение препятствия или тяжелых предметов.
Например, меняя положение струн, когда рука пользователя находится возле виртуальной стены, устройство имитирует ощущение прикосновения к стене. Точно так же механизм струн позволяет людям осязать виртуальную статую или ощущать сопротивление, когда они толкают какую-нибудь мебель.
В устройстве инженеры использовали датчик Leap Motion, который отслеживает движения рук и пальцев человека и прикреплен к гарнитуре VR. Когда датчик чувствует, что рука пользователя находится рядом с виртуальной стеной или другим препятствием, храповые механизмы включаются в определенную последовательность, подходящую на ощупь для этих виртуальных объектов. Защелки отключаются, когда человек убирает руку.
Весит такое устройство всего 200 г, а в серийном производстве обойдется в $50 за штуку. Наверное, этот гаджет может быть использован в различных VR-технологиях — от туристических до медицинских.
Температура — это запах
Если кого-то до сих пор еще пугает жизнь в виртуальной реальности, он может расслабиться: люди живут в VR испокон веков. Наш организм сам создает нам виртуальные ощущения, причем мы зачастую об этом даже не догадываемся.
Например, многие ли знают, что ощущения высокой и низкой температуры могут создаваться не только теплом и холодом, но и запахами? Но именно эту удивительную способность нашего носа использовали исследователи из Чикагского университета, чтобы придать виртуальной реальности еще одно измерение — температурное. Раньше идеи имитации температурных эффектов зацикливались на специальных термокамерах и термокостюмах или других весьма энергоемких системах. Оказалось, что вместо этих сложных, неудобных и дорогих устройств можно обойтись маленьким гаджетом.
С помощью специфических химических веществ чикагские ученые научились управлять тройничным нервом в носу. Именно он заставляет людей чувствовать жар или холод через запахи, которые они ощущают. Этот нерв соединяет мозг с большей частью лица и несет в себе множество сенсорной информации, включая запах и температуру. При этом некоторые запахи и температура могут быть связаны. Например, когда люди чувствуют запах мяты, то они ощущают прохладу, потому что этот запах запускает рецептор TRPM8, который реагирует как на ментол, так и на температуру ниже 25°C. Противоположный эффект дает капсаицин, содержащийся в различных видах стручкового перца. Он вызывает срабатывание рецептора TRPV1, который реагирует на температуры выше 42°C.
Это и взяли за основу исследователи в своей разработке. Они научились использовать вещества, вызывающие ассоциацию с температурой. Ученые назвали это “дуальностью восприятия”.
“Я ничего не почувствовал, только усиливающееся ощущение тепла, как будто мое лицо согревалось солнечным светом”, — поделился впечатлениями от вдыхания воздуха с микродобавками капсаицина исследователь Джас Брукс, который участвовал в разработке. Система доставки запаха в VR небольшого размера и весит менее 100 г. Она потребляет всего 0,25 Вт, при этом трех флаконов жидкости емкостью 1 мл достаточно для шести часов непрерывной работы”.
Судя по всему, VR-технологии еще только в самом начале своего развития. Они будут создавать все более и более совершенную иллюзию действительности.
Юрий ВИШНЕВСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.