Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Минздрав предупреждает

[16:21 25 мая 2009 года ] [ Подробности, 25 мая 2009 ]

Через 40-50 лет украинцев может остаться всего 36 миллионов.

Население страны сокращается быстрее, чем в любой другой из европейских стран. Украинцы живут в среднем на 10 лет меньше, чем жители ЕС. Минздрав планирует поправить здоровье украинцев за счет внедрения обязательного медстрахования.

Нас будет 36 миллионов

Каждый месяц население Украины сокращается на 70-80 тысяч человек. К 2050 году нас будет уже не 52, а 36 миллионов, прогнозирует директор Института демографии и социальных исследований НАНУ Элла Либанова. По словам председателя комитета Верховной рады по вопросам здравоохранения Татьяны Бахтеевой, в Украине ежечасно умирает 86 человек, а рождается только 52, а каждые два часа умирает один ребенок в возрасте до 1 года.

И хоть за последние два года показатели смертности в Украине немного сократились — с 16,42 до 16,33 на 1 тысячу населения, но все еще остаются самыми высокими в Европе. По данным Минздрава, показатели общей смертности населения вдвое превышают показатели стран ЕС, а показатели смертности населения в трудоспособном возрасте — в 2-4 раза.

Треть украинцев умирает в возрасте до 44 лет. При этом смертность трудоспособных мужчин (25-44 года) в Украине почти в четыре раза превышает смертность женщин аналогичного возраста, сообщил министр здравоохранения Василий Князевич. Как подчеркивает Татьяна Бахтеева, более 40% юношей 16-18-летнего возраста не доживут до 60 лет.

Главные причины смерти, по информации Минздрава, не меняются уже много лет: болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения и дыхания.

Диагноз: кадровый и финансовый голод

Хронические “болезни” украинской системы здравоохранения также остаются неизменными: недостаточное финансирование, изношенность оборудования, низкие зарплаты медиков и нехватка кадров, низкое качество медицинских услуг и неэффективное использование доступных ресурсов.

В 2009 году на охрану здоровья в государственном бюджете Украины предусмотрено 33,4 миллиарда гривен, что на 1,3 миллиарда больше, чем в прошлом году, но все равно недостаточно. Согласно оценке Минздрава, отрасли необходимо намного больше — 56 миллиардов гривен.

При этом министр здравоохранение констатирует, что даже существенное увеличение бюджетного финансирования (на 28-32% ежегодно), не привело к существенному увеличению качества медицинских услуг.

Немалые бюджетные средства уходят скорее на “латание дыр”, чем на системное развитие отрасли. По словам главы профильного парламентского комитета, медицинским учреждениям Украины требуется новое оборудование на сумму 6 миллиардов гривен, однако для его закупки в 2009 году “не было выделено ни копейки бюджетных денег”.

Украинская медицина испытывает острый кадровый голод. По оценке Минздрава, Украине не хватает 48 тысяч медиков, а по словам Татьяны Бахтеевой, во многих больницах каждый третий врач достиг пенсионного возраста. “Профессия врача перестала быть привлекательной для талантливой молодежи”, констатирует она в статье для “Зеркала недели”. Что, впрочем, неудивительно, ведь средняя зарплата в медицине — вдвое меньше, чем в промышленности. При таких условиях, как отмечает Бахтеева, Украину ежегодно покидают около шести тысяч врачей. И заменить их — некому.

По мнению министра здравоохранения Украины Василия Князевича, одним из путей решения проблем отрасли является переход на обязательное медицинское страхование. Как заявляли ранее представители Минздрава, систему обязательного страхования нужно внедрить до 2012 года.

Мировой страховой опыт

Система платной медицины уже давно работает во многих западных странах. Однако, по словам президента Всеукраинского докторского общества Олега Мусия, универсальной модели или формулы нет, каждая страна адаптирует механизмы обязательного страхования под местные реалии.

В США, например, медицина почти полностью живет за счет страховок или непосредственной оплаты за предоставленные медицинские услуги. При этом в Штатах нет национальной системы обязательного медицинского страхования. 75% работающих американцев получают негосударственную медицинскую страховку от своих работодателей. При этом компании обеспечивают 40% всех страховых вкладов в стране, еще 40% приходится на государство, а 20% — на самих граждан. Пенсионеры, бедняки и инвалиды получают медицинскую страховку от государства. Однако около 17% населения страховки не имеют, и вынуждены платить докторам немалые деньги из своего кармана.

Во Франции действует система обязательного страхования, однако государство не компенсирует полную стоимость лечения, поэтому пациенты вынуждены покупать медицинскую страховку в частных компаниях или оплачивать медицинские услуги самостоятельно.

Одной из лучших в мире считается система здравоохранения в Канаде. Тут действует общегосударственная система медицинского страхования. У каждого работника есть персональный накопительный страховой счет, с которого при необходимости снимаются средства на оплату медицинских услуг, а на остаток денег на счету ежегодно насчитываются дополнительные проценты. Все средства на счету при этом навсегда остаются собственностью работника. В то же время, местные власти обеспечивают медицинским обслуживанием незащищенные слои населения — пенсионеров, детей, безработных, инвалидов.

Украинский путь

В Украине существует несколько мнений относительно системы обязательного медицинского страхования. По словам главы Минздрава, есть три пути: первый — привлекать страховые компании, второй — объединить социальное медицинское страхование и общеобязательное социальное страхование в связи с потерей трудоспособности, третий — внедрить медицинское страхование как отдельный вид социального.

В Минздраве считают, что для Украины наиболее приемлемой будет централизованная модель управления системой страхования. Такой подход предусматривает создание Кабмином государственного Фонда медицинского страхования, который впоследствии будет управляться тремя участниками системы: государством, работодателями и работниками.

Подготовленный профильным комитетом Рады законопроект предполагает создание модели бюджетно-страховой медицины. В ней тремя главными источниками финансирования будут средства госбюджета (государство), обязательного медицинского страхования (работодатели) и добровольного медицинского страхования (граждане).

На быстрый результат надеяться не стоит. Как подчеркивает глава комитета ВР по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева, даже если соответствующие законы будут приняты в ближайшее время, реорганизация всей системы охраны здоровья де-факто будет очень долгим и болезненным процессом. Возможно, страховая медицина и спасет Украину от вымирания, но очень и очень нескоро.

Сергей ПАСЮТА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.