Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Мы опоздали с реформами на 19 лет

Украина — накануне выборов в местные органы власти.

Выборы пройдут 31 октября, о них говорят много, выстраивая различные догадки о том, чем закончится выборный процесс: укреплением позиций “регионалов” на местном уровне или сдачей уже достигнутых высот на милость иных политических сил.

Вопрос непраздный, он напрямую связан с отношением народа к реформационным потугам правящей коалиции. Поддержат ли “регионалов” широкие слои украинских граждан и не станут ли эти реформы началом конца правящих сил? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили известного политолога Дмитрия ВЫДРИНА.

- Дмитрий Игнатьевич, что можно сказать о том, как сложатся предстоящие выборы в местные органы власти?

— Мнения по этому поводу уже высказывались различными политологами, проводились социальные опросы, но мне кажется, что те, кто это делает, несколько торопятся и любые предположения могут оказаться неточными. Народ расслаблен, народ еще продолжает отдыхать и не желает задумываться о глубинных проблемах жизни. Но пройдет совсем немного времени, и люди станут подводить итоги, задумываться над тем, как жилось при прежней власти и лучше или хуже стало сейчас. Каждый будет анализировать свое собственное самочувствие и на основе такого анализа делать соответствующие выводы, которые и определят итог предстоящих выборов. Думаю, что говорить об этом более конкретно можно будет примерно через месяц.

- Некоторые политологи считают, что власть поторопилась с началом реформ, что начинать их надо было хотя бы на несколько месяцев позже, не подвергая риску итоги выборов. Каково ваше мнение на этот счет?

— С реформами мы опоздали на все 19 лет независимости, их надо было проводить давно, и страна сейчас жила бы по совсем иным экономическим и социальным стандартам. Что касается “регионалов”, то они наконец отважились на реформирование, на принятие непопулярных решений. И правильно сделали. Реформы надо проводить или сейчас, или никогда. Говорить о нецелесообразности реформ уже поздно, поскольку они начались, и теперь можно надеяться лишь на то, что они принесут положительные плоды.

- Насчет плодов есть некоторое сомнение, поскольку народ вряд ли положительно оценит повышение цены на газ на 50 (а с 1 апреля еще на 50%), рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги...

— Мера эта была вынужденной. Дело даже не в том, что МВФ поставил жесткие условия. Упорядочивать цены на газ и повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги все равно рано или поздно пришлось бы. Теперь многое зависит от того, какую компенсацию предложит власть малоимущим, каким окажется механизм выплат. Как говорят в народе, компенсация должна быть “с горкой”, тогда люди окажутся не в обиде. И компенсацию желательно проводить как бы опережающими темпами.

- Повышение цен и тарифов затрагивает интересы не только малоимущих слоев населения, но и тех, кто работает, получает определенный доход, но не может претендовать ни на какие компенсации. Эти люди, составляющие немалую часть электората, оказываются обиженными...

— А вот тут надо грамотно разъяснить людям цели, задачи и предполагаемую отдачу от принимаемых решений. “Регионалы” доказали, что кое-что все же умеют делать, но они не научились объяснять свои действия, доказательно аргументировать их. Людям следует предоставить полный расклад того, что они получат в дальнейшем от реализации непопулярных решений. Народ должен представлять себе достаточно четко, что деньги, которые будут заплачены в процессе повышения тарифов, пойдут на улучшение инфраструктуры, на строительство и ремонт дорог, на улучшение качества обслуживания, а реформы в экономической сфере обернутся новыми рабочими местами, повышением уровня заработной платы. Каждый должен сознавать, за что он платит сегодня и что получит взамен завтра.

- Дмитрий Игнатьевич, а вам не кажется, что вы выдаете желаемое за действительное, говоря об улучшении инфраструктуры, качества обслуживания и прочем?

— Я не могу утверждать, что именно таким будет итог реформирования. Предсказывать что-то еще рано, потому что реформы в основном пока только заявлены и конкретные шаги еще впереди. Можно абсолютно твердо сказать одно: не стоило затевать какую-либо перестройку в экономике, в социальной сфере, не рассчитывая на позитивный результат. Поэтому давайте надеяться на лучшее.

- Если говорить о реформе в экономической сфере, то на сегодняшний день она связана в основном с изменениями в налоговом законодательстве, с нововведениями в сфере регуляторной политики, а предлагаемые к принятию документы подвергаются серьезной критике даже со стороны сторонников этих реформ.

— Общественности не представили еще окончательного варианта ни Налогового кодекса, ни других законодательных актов, касающихся регуляторной политики, поэтому следует подождать и посмотреть, какие изменения будут внесены в предложенные на рассмотрение Верховной Рады законопроекты. Во всяком случае, последние заявления президента Виктора Януковича обнадеживают и позволяют рассчитывать на то, что власть прислушается к голосу представителей малого и среднего бизнеса и не будет доводить его до точки замерзания, а сделает все, чтобы бизнес этот реально развивался. Власти не мешает больше прислушиваться к мнению тех, для кого эти реформы затеяны, а простое кабинетное реформирование никому на пользу не пойдет.

- Считаете ли вы, что направления реформирования выстроены достаточно верно или же они требуют корректировки?

— Я не совсем принимаю саму философию предлагаемого реформирования. Если реформа в экономической сфере, например, направлена только на модернизацию производства, пусть даже с созданием новых рабочих мест, то это примитивно и ради такой цели не нужно затевать реформирование. Достаточно просто изыскать внутренние или внешние инвестиции и грамотно распорядиться ими, вложив именно в модернизацию, а не пустив “на ветер”, как это у нас часто случается. Реформирование должно предусматривать более глубокие изменения как на технологическом, так и на моральном уровне. Прежде всего, это внедрение принципиально новых технологий, которые применяются, или даже еще не применяются в мировой практике. Это необходимо для повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Но дело не только в этом. Необходимо в корне менять мотивацию к труду и выдвигать на лидирующие позиции моральные факторы. Именно так поступили в свое время в Японии, и ее опыт неплохо бы перенять в ходе экономических реформ на Украине. Если этого не будет сделано, то реформы не выполнят своего предназначния.

- Дмитрий Игнатьевич, а как вы относитесь к тому, что практически в самый канун выборов в местные органы власти “регионалы” решили поиграть в законодательные изменения, а президент страны выразил даже намерение разработать и принять Избирательный кодекс?

— Насчет Избирательного кодекса ничего не могу сказать, поскольку озвученная информация содержит только пожелание президента и ничего более. Вероятно, такой кодекс действительно нужен, чтобы раз и навсегда закрепить нормы избирательного права. Но это достаточно долгий процесс, который не стоит вкладывать в рамки предстоящей избирательной кампании. А если говорить об изменениях, которые предложены в избирательное законодательство, то мне они — те, что уже были озвучены в первом чтении, — представляются довольно жесткими. Например, в изменениях прописана норма, которая не позволяет участвовать в выборах политическим силам, сформированным недавно и существующим менее года. Нельзя сужать права участников избирательной кампании. Ограничения необходимо снимать, и я полагаю, что и у законодателей, и у тех, кто инициирует изменения, хватит мудрости сделать так, чтобы законодательство было сбалансированным.

- Измененное законодательство предполагает, что выборы в местные органы власти будут проводиться по смешанной системе: по открытым партийным спискам и по мажоритарным округам. Есть мнение, что это нововведение появилось для того, чтобы обеспечить “регионалам” победу на выборах. Считаете ли вы, что они действительно за счет “мажоритарки” хотят гарантировать себе успех в предстоящей избирательной кампании?

— Я ничего не имею против мажоритарной системы выборов одновременно с выборами по партийным спискам. Такая практика может прижиться, особенно на выборах местного уровня. Но гарантией победы “регионалов” мажоритарная система сама по себе быть не может, поскольку “мажоритарка” способствует победе ярких личностей, авторитетных людей в том или ином регионе. Если “регионалы” выдвинут именно таких кандидатов и обеспечат им победу на выборах, в этом ничего дурного нет. Но может случиться так, что депутатами или городскими, сельскими, поселковыми головами станут представители других политических сил. И в этом тоже нет ничего из ряда вон выходящего. Победу на выборах правящим политическим силам следует обеспечивать грамотной как внутренней, так и внешней политикой, в том числе и реформами. Следует помнить, что предстоящие выборы далеко не последние, и победа на них не означает, что победившей политической силе обеспечен безоговорочно высокий рейтинг на будущее. Многое будет зависеть от того, найдет ли нынешняя власть в себе силы довести начатое до конца настолько эффективно, что народ будет поддерживать ее и в дальнейшем.

Юрий САГАНЬ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.