Этот документ готовился полгода в кулуарной атмосфере, и в среду 5 июня должен быть торжественно подписан на заседании Кабмина. Он воплощает в себе все самые уродливые черты нашего правительство. Это “договорняк”, коррупционность и полнейшее пренебрежение интересами всей остальной экономики.
“Договорняк” — это когда узкий круг людей встречаются в закрытом помещении, и договариваются, как им использовать административный ресурс с наибольшей выгодой для себя. Именно так было при подготовке проекта Меморандума.
Все таки, не зря Михаил Короленко — бывший управляющий предприятий Рината Ахметова и Вадима Новинского — стал министром промышленной политики. Меморандум получился откровенно в пользу олигархов.
Государство просит только одного — сохранить рабочие места. А в ответ оно готово буквально упасть на колени, и катать на свой спине всех “успешных бизнесменов”, сделавших миллиарды на присвоении государственной собственности и выводе денег в оффшоры.
Коррупционность — это еще не коррупция, а возможность ее затеять. Насчет этих составляющих подготовленного проекта можно говорить сколько угодно.
Например, совершенно неясно, с кем же хочет подписать Меморандум правительство. Со стороны государства подписантом выступает Кабмин. Но вот со стороны бизнеса — “нечто” под емким названием “Центральный комитет профсоюза трудящихся металлургической и горнодобывающей промышленности”.
Почему реальные получатели миллиардных льгот не захотели назвать себя? Или кто-то в этой стране не знает, что Ахметов, Сергей Тарута и Лакшми Миттал плавят сталь? Думается, дело в другом. Льготы получат некоторые избранные. Миттал, кстати, может и не получить. Также вряд ли разрешат воспользоваться льготами предприятиям Константина Жеваго.
А еще — хлебом не корми — после подписания Меморандума может открыться “магазин льгот”. В который должны будут сходить предприятия, желающие воспользоваться особыми условиями Меморандума.
“Хотите, чтобы вам возместили НДС и вернули переплату по налогу на прибыль? Присоединяйтесь к Меморандуму. Для этого вы должны…” Поэтому не стоит удивляться, если в итоговом перечне “льготников” совершенно неожиданные возникнут структуры вроде Агрохолдинга “Веснушка”.
Полное пренебрежение интересами всей остальной экономики выражается в том, что льготы одних предприятий превращаются в избыточную нагрузку для других. Ведь план по сбору денег в бюджет никто не отменял, так что Миндоходов будет “драть” все “неприоритетные” предприятия с удвоенной силой.
Подобного рода пренебрежение — это фирменная “штучка” вице-премьера Юрия Бойко, который курировал подготовку данного документа. Напомним, бывший министр энергетики после повышения нашел для себя совершенно неожиданную нишу. Он лоббирует льготы, а премьер-министр Николай Азаров их не глядя утверждает.
Два меморандума Бойко уже подписал — с “ЛУКОЙЛом” и ферросплавными заводами Игоря Коломойского. И если первый документ хоть как-то вписывается в рамки прозрачности, то второй составлен с такими дикими нарушениями, что по нему можно писать учебник новейшей истории коррупции в украинском правительстве.
Самое главное, что льготы получают предприятия горно-металлургического комплекса, которые являются опорными столбами украинской экономики. Которые приносят в страну основную валютную выручку, и которые обеспечивают занятость в целых регионах.
Это все равно, что в большой многодетной семье мама и папа одновременно уйдут на больничный. Чтобы прокормить всех, придется идти работать старикам и детям.
Подводя итоги, отметим главное.
Ситуация парадоксальная. Практически все ведомства и министерства нашли существенные недостатки в Меморандуме, и указали на его негативные последствия! Даже те министерства и ведомства, которые относятся к “Семье”.
Вот соответствующие выводы экспертного управления Кабмина, а ниже мы опубликуем детальные претензии, которые министерства и ведомства выдвигали к проекту Меморандума.
Однако Бойко и Азаров планомерно протаскивают этот документ, чем наверняка немало радуют “бедных” бизнесменов.
Что же побудило их стать лучшими друзьями олигархов? И почему Кабмин дружно готовится голосовать “за”? И почему не возражает всемогущая нынче “Семья”?
Думается, помимо личных выгод, у нынешней власти есть огромный страх социального взрыва в Украине. Они с ужасом для себя сделали подсчет, во что могут вылиться уволенные рабочие. И что они могут устроить, особенно незадолго до выборов.
Дело даже не в выплатах. Как показывает зарубежный опыт ИСД или АрселорМиттал, олигархи готовы выплачивать солидные компенсации увольняющимся. Но деньги будут быстро потрачены, и на улице окажутся тысячи голодных, злых и склонных к самоорганизации людей. А там недалеко и до похода на Киев или даже — в критическом случае — гражданской войны.
Содержание уволенных людей, поиск для них новых мест работы, обеспечение правопорядка в депрессивных городах с большим количеством безработных вылились бы в более крупную сумму, чем льготы. Да и никто в правительстве не хочет этим заниматься.
Именно поэтому Кабмин в среду подпишет самый несуразный, коррупционный и вредительский документ за весь 2013 год.
Что должно государство
Ошибкой будет считать, что отечественный сектор ГМК находится в критическом состоянии. Более того, пока велась работа над Меморандумом, состояние мировых рынков улучшилось. По данным объединения “Металлургпром”, показатели работы в первом квартале 2013 года очень напоминают начало 2012 года.
А в апреле, благодаря повышению цен на мировом рынке, добывающие предприятия нарастили суммы экспорта руды. Это тут же вывело в “плюс” внешнеторговый баланс Украины.
Да, предприятия ГМК теряют зарубежные рынки сбыта. Трудно себе представить, как им поможет удержать внешние рынки блок экологических льгот на 700 млн грн (по подсчетам Минфина).
Если перевести в деньги другие поблажки (налоговые, тарифы монополий), суммы окажутся намного крупнее. Очевидно, что эти прорехи придется латать за счет увеличения нагрузки на другие отрасли и бизнесы. Возможно, сфера продуктов питания или подакцизных товаров попадут под удар.
Меры по возмещению НДС и возврат переплат по налогу на прибыль, а также мораторий на неповышение тарифов на услуги природных монополий — самые крупные в денежном выражении подарки металлургам.
Остальные льготы нужны не всем. Например, пункт о сохранении действующих размеров ставок платы за пользование недрами также на руку бизнесменам, имеющим собственный добывающий бизнес — Ринат Ахметов, Константин Жеваго (руда), Виктор Нусенкис (уголь).
А вот освобождение от НДС и импортной пошлины на ввоз оборудования нужно предприятиям “Метинвеста”, который каждый год заявляет о намерении инвестировать миллиарды в модернизацию, но на самом деле сокращает инвестиции из года в год (это видно из данных, представленных на сайте “Метинвеста”). Об ИСД и других металлургах вообще говорить нечего.
По итогам работы за 1 квартал 2013 года, освоение капитальных инвестиций в целом по металлургическим предприятиям составило 849 млн грн, что на 579 млн грн (59 %) меньше, чем в 1 квартале 2012 года. Удельный объём инвестиций на 1 тонну произведенной стали за 1 квартал 2013 года составил $13,2 против $22,2 в 1 квартале 2012 года.
О чем это говорит? “АрселорМиттал Кривой Рог” и предприятия ИСД провели основные модернизационные работы до кризиса и в кризис. У них остались только работы по аглодоменному переделу.
А вот на предприятиях “Метинвеста” ситуация очень неровная. Каждый из его заводов нуждается в коренном обновлении — прежде всего, установка технологии вдувания пылеугольного топлива, замена мартенов на конвертерное производство.
На “Азовстали” и на ММК им. Ильича нужны еще и работы по аглодоменному переделу, чтобы не допустить ситуации с выбросами, которая сложилась в Мариуполе осенью прошлого года. “Запорожсталь” со своими мартенами — отдельная головная боль. Вывести их и поставить конвертерный цех стоит минимум 1-1,2 млрд долларов.
То есть льгота по ввозу оборудования нужна именно Ахметову. И, возможно, Виктору Пинчуку, который собирается достроить вторую очередь электрометаллургического завода “Интерпайпсталь”.
Возникает вопрос, оправдан ли такой эксперимент с точки зрения стратегии? Только в одном случае — если он приведет к коренному переоборудованию существующих металлургических комбинатов или постройке новых. Но что-то подсказывает, что этого может не произойти.
Скажем, интересы того же Ахметова направлены на расширение своей бизнес-империи, в которую и без того входит половина экономики страны. Получается, что поблажки правительства дадут Ахметову деньги, чтобы выкупить у того же правительства новую собственность. Это уже приватизация по-украински.
А Пинчук и Жеваго, как уже писала “Экономическая правда”, ввезли массу оборудования без уплаты пошлин по закону о “зеленом тарифе”. То есть, “дырка” в законодательстве у них уже есть, модернизируйте на здоровье.
Теперь поставим вопрос иначе. Заслуживают ли металлурги предоставляемых льгот, особенно учитывая то, что они даже толком налоги не платят?
Ранее ЭП писала, что, по данным Администрации президента, компания “Метинвест” Ахметова и так занимается оптимизацией платы за пользование недрами — 143,2 млн грн.
Пункт о возможности предприятий оставлять у себя половину экологического налога выгоден комбинатам полного цикла, которые в большей степени как раз и продуцируют выбросы. И совсем ни к чему такая льгота, например, электрометаллургическим заводам.
Хоть платеж небольшой, по сравнению с НДС или налогом на прибыль, но олигархов раздражает необходимость его платить, поскольку в совокупности это сотни миллионов гривен, они идут в Киев, в Киеве же и оседают в карманах чиновников и никак не попадают назад в регион в виде улучшения экологической обстановки. Вот как этот налог описал Владимир Бойко, бывший руководитель ММК им. Ильича.
Все аналитики, с которыми мы обсуждали готовящийся Меморандум, согласны с тем, что льготы не помогут решить системных проблем отрасли. Они принесут краткосрочный эффект и помогут пережить кризисный год. Но они обойдутся населению (или бизнесам), не связанным с металлургией, слишком дорого.
Таким образом, на какое-то время металлурги попросту “заморозили” условия, в которых им приходится работать. Ощутимый толчок в развитии полученные льготы им вряд ли дадут.
Еще один весомый недочет Меморандума в том, что правительство так и не обеспечило госзаказ, который помог бы увеличить потребление металла внутри Украины. По нашим данным, предложения звучали самые разные — например, стимулирование судостроения или строительства жилья. Но, видимо, денег на все эти мероприятия у бюджета нет и не будет.
В защиту Меморандума
Документ, который хочет подписать правительство, несет в себе и ощутимые плюсы.
Нужно возвращать предприятиям “зависший” НДС и переплаты по налогу на прибыль? Безусловно. Другое дело, что на всех денег в бюджете не хватает, и выплаты не получат другие отрасли.
Вообще, абсурдна ситуация, когда предприятия должны устраивать целый политический процесс, чтобы вернуть уже положенные им по закону деньги. Но это Украина.
Любопытно, что Минфин настаивал на невключении пункта о возращении на предприятия сумм переплат налогов, которые с них взяли в предыдущие периоды. Наверное, суммы очень велики, и выплачивать их невыгодно. По некоторым оценкам, возврат НДС и переплат по налогу на прибыль составит только для металлургов порядка 7 млрд грн.
А Налоговый кодекс по вопросу возмещения дает больше возможности для маневра. Например, по срокам возврата или по совершенно непрозрачной бюрократической процедуре.
Не стоит думать, что металлурги получат на руки “живые” деньги. Совершенно предсказуемо, в Меморандуме всплыла “вексельная” схема, о которой много писала ЭП. Возмещение экспортного НДС альтернативными методами — векселями и НДС-облигациями — означает, что деньги метпредприятия получат далеко не в полном объеме и не сразу.
Скорее всего, вскоре на рынке появятся специализированные структуры, которые займутся скупкой векселей с огромным дисконтом — до 80% от номинала. Как несложно догадаться, эти структуры будут подконтрольны “Семье”, а запитываться “живыми” деньгами они будут или от госбанков, или от НБУ.
Но для промышленников сейчас приемлемы любые варианты, потому что в прошлом году им задолжали около 6 млрд грн. Это оборотные средства, их приходилось пополнять кредитами (а ставки по ним редко опускаются ниже 20% годовых). Кроме того, сами металлурги создавали задолженности перед своими поставщиками (лом, руда, уголь и прочие), которые тоже были вынуждены искать деньги в банках для пополнения “оборотки”.
Безусловно справедливой является требование умерить аппетиты природных монополий (энергетиков и транспортников). Процент, на который они смогут повысить тарифы во время действия меморандума, составляет уже 5%. Причем для НКРЭ срок оговорен с 1 апреля 2013, в то время как тариф был повышен с 1 января 2013.
Энергетики и “Укрзализныця” слишком много и часто зарабатывают на металлургах. Генерирующие компании (тот же Ахметов в лице холдинга “ДТЭК”) и угольщики — благодаря непрозрачному ценообразованию на поставки угля с госшахт на генерацию. Уголь низкокачественный, а цены на него высокие.
“Укрзализныця” также многие годы решает свои проблемы не посредством грамотного управления, а простым повышением тарифов на перевозки для металлургов. Причем, что особенно возмущает предприятия ГМК, — на полученные деньги не проводится обновление вагонного парка, что обостряет дефицит подвижного состава в разгар сезона. Или закупки происходят, но по завышенным ценам то ли у российских компаний, то ли у представителей “Семьи”.
И если энергетики не особо сопротивляются введению моратория, то транспортники — чуть ли не главные противники новшеств. Это не случайно. Если Меморандум твердо запрещает повышать тарифы для железнодорожников, то в отношении энергетиков прописана лишь “рекомендация НКРЭ”. В ведь Нацкомиссия по регулированию рынка электроэнергетики может и не согласиться, особенно если она очень подвержена влиянию Ахметова.
Что должны олигархи
Декларируется, что Меморандум открыт для присоединения всех желающих. Хочешь получить льготы — принимай на себя обязанности.
Но никаких особых обязанностей не прописано. Просто помоги Виктору Федоровичу Януковичу держать население в узде. Платить ему зарплату, хоть как-то содержать детские сады и школы, а все остальное можно делать левой ногой.
В распоряжении “Экономической правды” есть предыдущий вариант меморандума правительства и предприятиями ГМК. Ключевое отличие от старого варианта состоит в том, что в новом проекте еще в большей степени, чем раньше, педалируется тема требования не сокращать персонал. Фактически, это единственное серьезное требования правительства.
В частности, благодаря участию профсоюзного лидера Козаченко, прописаны и требования не переводить людей на аутсорсинг, не поручать “лишним” кадрам выполнение работ, которые оплачиваются меньше, чем если бы люди выполняли свои прямые обязанности.
Предусмотрено повышение зарплат, выполнение коллективных договоров, забота о сфере соцкультбыта — от всего этого с 2008 года руководство металлургических предприятий пытается откреститься, чтобы урезать статьи расходов.
Очевидно, что таким образом покупается решение проблемы. И даже не деньги — проблема, а меры, регулирование, создание работающих схем — этого никто из украинских чиновников делать не умеет. И не хочет.
Виктор МАРЦИНОВСКИЙ, Сергей ЛЯМЕЦ
Что скажете, Аноним?
[14:50 25 декабря]
[18:15 24 декабря]
[14:43 24 декабря]
17:50 25 декабря
17:30 25 декабря
17:00 25 декабря
16:50 25 декабря
16:40 25 декабря
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.