Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Машины разденут до металла

[12:12 17 ноября 2009 года ] [ Slon, 16 ноября 2009 ]

Что заставляет производителей создавать сверхдешевые автомобили и почему у России не будет своей собственной Tata Nano.

Альянс Renault-Nissan подписал соглашение с индийской компанией Bajaj, в рамках которого партнеры намерены наладить выпуск самого дешевого в мире серийного автомобиля. В следующие два — три года на рынке появится целая серия “недоавтомобилей”, разработанных специально для Индии и Китая. Внешне они будут похожи на европейские и американские машины, но с технологической точки зрения будут проще и опаснее. В погоне за новым клиентов модели “разденут” почти до голого кузова, подчас оставляя даже без простейших средств активной и пассивной безопасности.

Несмотря на кризис и нехватку средств, над своими вариантами самых дешевых в мире машин трудятся большинство автопроизводителей. И хотя сверхдешевые машины могут подпортить репутацию.

Прямая речь “В погоне за рынком мы не станем рисковать репутацией” Официальный представитель марки Volkswagen в России Андрей Гордасевич о том, почему Volkswagen не будет производить сверхдешевые машины:

Volkswagen не планирует в ближайшее время выпускать автомобиль, который смог бы конкурировать с Tata Nano. Причина достаточно проста. Если посмотреть на данные крэш-тестов, видно, что все такие автомобили не соответствуют даже минимальным стандартам безопасности. В погоне за рынком мы не станем рисковать репутацией производителя, который выпускает хорошие автомобили.

Тем не менее, Volkswagen индивидуально подходит к каждому важному для себя рынку. К примеру, в Китае популярны Passat, поэтому тут продаются три разные модели вместо одной, продающейся в Европе. Россию мы рассматриваем как часть европейского рынка. А потому, к примеру, если в Европе у нас на Golf шесть подушек безопасности, он и на отечественном рынке будет продаваться с шестью подушками.

В дополнение, для российского рынка разработаны актуальные для этого региона опции: “пакет для плохих дорог” и так называемый “холодный пакет”, для эксплуатации машины в холодном климате. Кроме того, мы готовим для России собственную модель — компактный седан, по габаритам близкий к VW Polo. Это будет наиболее доступная среди моделей Volkswagen. И все-таки это будет полноценный автомобиль, который отвечает стандартам марки.

Убийцы LOGAN

Концепция “ультра лоу-коста” появилась после того, как около 10 лет назад производители поставили перед собой задачу сделать классическую платформу для выпуска полноценного автомобиля, но в максимально дешевом варианте. До сих пор в рамках платформы производители всегда закладывались на ABS, ESP, подушки безопасности. Все эти опции в Европе и США необходимы для того, чтобы продавать автомобиль. Но даже в тех случаях, когда этих технологий в базе и не стоит, за возможность дооборудовать ими машину впоследствии приходится расплачиваться. Самым ярким примером этого эксперимента стал Renault Logan.

Сегодня Nano и ее последовательниц называют не иначе, как “убийцы Logan”. Удешевить автомобиль можно лишь до определенной черты, а чтобы сделать машину, которая будет стоить несколько тысяч долларов, автоконцернам приходится практически в буквальном смысле слова заново изобретать велосипед.

Прямая речь “Россия оказалась между двух ценовых ниш” Источник в компании PSA Peugeot-Citroen о новых тенденциях в автоиндустрии:

На самом деле, концепция развития, которую некоторое время назад обозначили производители — создание глобального “ультра лоу-коста” — обречена на провал из-за большого количества нюансов.

Некоторое время назад мы наблюдали очень показательную историю, когда в Европе прекратились продажи китайских Brilliance, едва успев начаться. Автовоадельцы сами приходили в салоны и попросили обратно деньги. Люди испугались низких оценок краш-тестов Brilliance на полигонах Euro NCAP. С одной стороны, китайские машины действительно небезопасны. С другой, уровень безопасности нынешних “китайцев” вполне сопоставим c европейским десятилетней давности. А старых машин, к слову, в Европе достаточно много, никто не боится на них ездить.

По сути возникло два ключевых направления в проектировании машин — это небольшие высокотехнологичные машины для традиционных рынков и сверхдешевые модели для развивающихся стран. Вторые для удобства часто называют “ультра-лоу-кост”. К ним относят те машины которые стоят еще дешевле, чем бюджетные модели, сделанные для Восточной Европы. За счет возникновения нового центра тяжести — двух крупных рынков Китая и Индии — появилась потребность разработать качественно другие автомобили. Чтобы сделать их максимально дешевыми, они проектируются по другим принципах. На них, к примеру, вообще невозможно поставить ASB или ESP.

В Индии и Китае необходимы машины, которые будут средством передвижения. Людям нужны машины просто для того, чтобы преодолевать расстояние, насколько эти машины красивы и надежны не играет особой роли. Зато важно, чтобы автомобиль был дешевым. Кстати, это миф, что Россия единственная страна, где компоненты для автомобилей некачественные. В Китае эта проблема стоит не менее остро.

В будущем “ультра-лоу-кост”, скорее всего, из малолитражных однообъемников постепенно трансформируется среднеразмерные модели. Дело в том, что у этих машин будет потенциал на новых рынках больше, чем у компактов. К примеру, в Индии средняя семья — это 7-8 человек — в небольшую Nato их всех не поместить. В Китае казалось бы семья небольшая — один ребенок. Но, тем не менее, большинство производителей делают для Китая пространство сзади больше, чем в европейских моделях. Парадокс? Нет. Сзади в Китае едут родители. Для того, чтобы они могли гордиться своим ребенком, им должно быть хорошо и просторно сзади. Многие выбирают машину в Китае именно исходя из этого параметра. И тонкостей такого рода на самом деле для каждого рынка очень много.

Россия сейчас оказалась в достаточно непростом положении — она попала между двух ценовых ниш. В ближайшее время производители будут концентрировать свои усилия на двух рынках — сверхдешевые модели для Индии и недорогие компактные машины для Европы. А в России нужно нечто среднее.

Россия по своим предпочтениям не похожа на Китай или Индию, да и от Европы, на самом деле, она пока достаточно далека. Ближе всего она к Латинской Америке. Здесь также на первом месте ценится надежность машины. При этом, для автомобилиста очень важно управлять транспортным средством, которое одобряет социум. То есть также существует некоторый стереотип в обществе: “Иномарка — это хорошо, а свой автомобиль — плохо”. В результате люди хорошо берут иностранные машины и требуют от них по минимуму. Местным автокомпаниям требования предъявляются намного выше.
Производители готовят максимально простую конструкцию машины, которая даже теоретически не допускает никакой качественной доработки в будущем.

Кто дешевле
Автоконцерны — GM, Toyota, PSA Peugeot-Citroen, Fiat, Hyundai — один за другим объявляют, что в ближайшее время разработают сверхдешевую машину. Но самое дерзкое заявление пока сделал все же глава альянса Renault-Nissan Карлон Гон. Он утверждает, что сделает автомобиль еще дешевле, чем индийская Tata, производитель нынешней “самой дешевой в мире модели” — крохотного однообъемника без внутренней обшивки кузова и отопления, Tata Nano за $2 900. Над своим сверхдешевым автомобилем Renault-Nissan работать совместно с компанией Bajaj, производящей скутеры и моторикши. Гон обещает, что стоимость его “ультра-лоу-коста” составит не более $2 500. В первую очередь модель будет ориентирована на индийский рынок. Однако европейский топ-менеджер не исключил, что будет продвигать машину и в Европе, если увидит в этом смысл.

До сих пор нижняя планка “ультра-лоу-коста”, названная производителями, находилась на уровне $3 500—4 000. Hyundai, который в свое время выдвинулся как раз за счет продаж дешевых машин, теперь планирует сделать машину для Индии и Китая стоимостью около $3 500. В компании уверяют, что разработка модели идет полным ходом и завершится в 2011 — 2012 году. Фактически производителю предстоит вдвое снизить цену. Сейчас в Индии продается компакт Santro Xing с 1,1-литровым, 62-сильным мотором за $6 840.

General Motors рассчитывает сделать модель за $ 4 000. GM — лидер по количеству проданных в Китае машин — хочет обосноваться для начала именно здесь. Как пояснил во время одного из недавних своих выступлений вице-президент GM по международным операциям Ник Рейлли, Nano слишком специфичен в своем аскетизме. А потому американские конструкторы хотят найти компромисс и сделать такой вариант дешевого автомобиля, при котором стандарты безопасности и экологичности, хотя бы минимальные, будут соблюдаться.

Бюджетники в старом свете
Около года назад глава Tata Motors Ратан Тата рассказывал в одном из своих публичных выступлений, что руководство Fiat предложило им свое участие в продвижении Nano в Европе. Однако это партнерство не сложилось. Fiat рассматривал и возможность выкупить платформу Nano, но затем все-таки передумал. А вместо этого решил сделать машину для китайского рынка, “пустую” 500-ую, по цене от 6 500 евро.

И европейцы, и американцы слишком привыкли чувствовать себя в безопасности за рулем. Спрос на небезопасную по местным меркам машину не может быть высоким. О консерватизме европейцев свидетельствует, к примеру, провальный дебют в Германии китайского Brilliance. После слабых оценок модели во время краш-тестов Euro NCAP новоиспеченные автовладельцы пришли в салоны и попросили вернуть им деньги.

В обход России

Сверхдешевые машины могут приносить прибыль, лишь когда их продают сразу в нескольких странах мира большими объемами. То, что Renault-Nissan будет работать с Bajaj, плохая новость для России. В начале сотрудничества Renault с “АвтоВАЗом” Гон планировал выпускать сверхдешевый автомобиль совместными усилиями с тольяттинцами. Теперь же переключилися на Индию. Очевидно, французы не верят в перспективы российской модели.

Renault может помочь “АвтоВАЗу” сделать собственный “ультра-лоу-кост” на базе Lada Kalina по цене около $ 7 000 (210 000 руб.). Однако этот автомобиль, скорее всего, не будет пользоваться большим спросом даже внутри страны. При такой цене качество российской сборки начинает отпугивать покупателей.

А Tata Nano, как и ее конкуренты, может так и не добраться до России.

“В России мог быть свой Tato Nano” Руководитель компании “Русский Автомобильный Дизайн” Геннадий Тишкин о сверхдешевых автомобилях российского производства:

Не удивлюсь, если в России автомобилей вроде Tata Nano вообще не появится. На самом деле шансов стать по-настоящему популярными у таким машин здесь мало. И дело даже не в их безопасности. Просто есть ряд необходимых операций, которые тут же повлияют на цену, и, как следствие, сделают автомобиль неконкурентным.

К примеру, те же Nano существенно подорожают, даже если просто поставить в них печки. Согласитесь, автомобиль только на лето в России не станут покупать за 2 500 евро. А установка печи потребует много всего: блок отопителя, дефлекторы, воздухоотводчики. Нужно будет сделать в автомобиле систему вентиляции.

А для сверхдешевого авто — любое удорожание губительно. Хороший пример — отечественная “Ока”. Она, кстати, вполне, могла бы стать глобальным “ультра-лоу-костом”, но ей помешали серьезные проблемы с качеством.

С формальной-то точки зрения “Ока” была достойным автомобилем за свои деньги, скажем, в 1999 году. Тогда машина стоила $1 500. “Классика” продавалась за $2 500. Различие в цене было существенным, и у “Оки” был свой покупатель. Но производить такой автомобиль оказалось невыгодно, ведь маржа с продаж “лоу-коста” минимальна. То есть нужны очень большие объемы продаж — для того, чтобы такой автомобиль окупался, необходимо было продавать его по всему миру. Но машину с таким низким качеством исполнения нигде не продашь. А на объеме продаж внутри страны 40 000 штук в год долго не протянешь.

Поэтому “Оку” и погубили доработки, которые потребовались тогда, когда в России начали действовать экологические нормы “евро 3”. Пришлось оборудовать автомобили более дорогими двигателями, и в итоге автомобиль подорожал почти вдвое. Получилось, что за одни и те же деньги можно было купить и “Оку”, и “классику”. Покупатель чаще всего выбирал “классику”. Она больше, мощнее, хотя с технологической точки зрения и уступала “Оке”.
Доля компактов на рынке традиционно невысока. Малолитражка не подходит тем, кому нужна одна машина на всю семью, да и проехать на низком автомобиле по отечественному бездорожью бывает достаточно проблематично. Продавать же дешевые машины в небольшом количестве просто невыгодно.

Елена ХОДЯКОВА

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.