Пробки, поломки автомобилей, нервы. Праведный гнев обрушился на самого досягаемого и понятного всем виновника — “Укравтодор”. И хотя о масштабах распила в той организации ходят легенды, пилят там то, что поступает из государственного бюджета. Поэтому первопричиной дорожного кошмара является недофинансирование этой статьи государством. Но самым возмутительным является другое. Дело в том, что пресловутую статью о дорожном строительстве в нашей стране главным образом финансируют... автомобилисты. Происходит это путем включения акцизов в стоимость нефтепродуктов. В цене бензина акциз составляет около 20% или 2,2 грн/л (при средней стоимости литра 11 грн), в дизтопливе — порядка 50 коп./л. Соответственно присутствует и определенная логика — чем больше ездишь, тем больше платишь государству за дороги. Только в нашем случае получилось как-то нехорошо: топливо было куплено, налоги уплачены, а дорог нет. Куда ушли уплаченные автомобилистами миллиарды гривен?
Пшонка и Калетник спешат на помощь
Официально наличие проблемы со сбором “бензинового” акциза в конце января подтвердило Министерство финансов Украины. Там подсчитали: в 2012 г. в тени осталось около 22,3% рынка бензина или около 939 тыс. т. “Условные объемы недопоступлений акцизного налога и НДС вследствие сокращения легального импорта и использования отдельными хозяйственными субъектами схем уклонения от уплаты налогов в 2012 г. составили более 4 млрд грн”, — пишет Минфин в ответе на депутатский запрос Артема Пшонки. Последний же своим обращением в министерство решил опровергнуть информацию коллеги, “свободовца” Юрия Сиротюка о массовой контрабанде горючего группой компаний “Газ Украина” (сын генпрокурора фигурировал в запросе как куратор группы от реальных бенефициаров). Получив от СБУ и, разумеется, от Генпрокуратуры легко угадываемый ответ об отсутствии каких-либо нарушений, в случае с Минфином вышла промашка. Так получилось, что благодаря г-ну Пшонке мы теперь имеем официальное подтверждение факта массовой неуплаты акцизного сбора с нефтепродуктов. А это весьма важно, так как некоторые заинтересованные лица, в частности последний глава таможни Игорь Калетник, этот факт исключали как таковой.
Проблема тенизации рынка нефтепродуктов не нова. Уже подмечено, что уход “налево” топливных акцизов и НДС полностью совпадает с периодами нахождения у власти Партии регионов.
Усопшие в 2007 г. “дочки” полтавского СП “Тайстра”, снова появились в 2010-м в обличье печально известного ДП “Ливела”. По расчетам Гостаможслужбы, за неполные полгода по решению судов фирма с тремя сотрудниками не уплатила в бюджет около 3 млрд грн. В 2011 г. “Зеркало недели. Украина” подробно писало о схеме контрабанды через Феодосийскую нефтебазу, находящуюся в ведении Минэнергоугля и функционировавшую при содействии таможенников. Убытки бюджета тогда оценивались в 1 млрд грн. Надо бы сделать выводы? Похоже, сделали: в 2012 г. потери акцизов достигли рекордных размеров — 4 млрд.
Возьму на себя смелость утверждать, а ниже попробую доказать, что и сейчас главный источник проблем — контрабанда, хотя очевидно есть потери и от внутреннего “производства”. В своем недавнем интервью ZN.UA, волею судьбы вышедшем сразу после нашумевшего запроса Сиротюка, бывший глава Гостаможслужбы, а ныне вице-спикер Верховной Рады Игорь Калетник заявил о невозможности существования в нынешних условиях масштабных схем контрабанды нефтепродуктов. Он же подсказал и возможный способ проверки на наличие контрабанды. “Можно оперировать непроверенными анонимными “сигналами”, а можно — конкретными фактами, согласно которым объемы зафиксированных Таможенной службой нефтепродуктов совпадают с данными “Укрзалізниці” об их ввозе”, — негодовал вице-спикер. “Сегодня в “Укрзалізнице” одна из лучших систем электронного контроля данных перевозимых товаров. И она практически в онлайн-режиме может ответить, где находится каждый ее вагон, и что он перевозит. В ведомстве это очень четко фиксируется. Поэтому то, о чем вы говорите (о контрабанде. — Авт.), в принципе нереально. Как только “Укрзалізниця” фиксирует пересечение границы, эта информация в автоматическом режиме поступает на таможню. На всех станциях перемещения через границу находятся пограничники и таможенники. Одновременно фиксируются документальные данные, что это за товар, номера вагонов и соответствующие к ним документы. Все это происходит в электронном виде”.
Однако похоже на то, что г-н Калетник указанное им сравнение таможенных и железнодорожных данных не делал. В противном случае этого интервью не было бы. И вот почему. В упомянутом письме Минфина говорится об импорте в прошлом году 2,03 млн т бензина. В свою очередь, по данным “Укрзалізниці” в 2012 г. в Украину из-за рубежа в режиме импорт поступило 2,742 млн т бензина. Разница в данных составляет чуть более 700 (!) тыс. т, или 25% от всего импорта! После этого начинаешь понимать, почему г-н Калетник предпочел остаться в парламенте...
“Металлист” вместо дорог
В своем депутатском запросе Юрий Сиротюк утверждает, что схема контрабандных поставок нефтепродуктов в 2012 г. была разработана и реализована группой компаний “Газ Украина”, лидером которой является некий Сергей Курченко. Этот молодой человек 27 лет от роду недавно стал владельцем харьковского “Металлиста”, за который, по данным СМИ, мог заплатить предыдущему владельцу Александру Ярославскому до 300 млн долл.
В ответ на обвинения в контрабанде прозвучало убедительное заявление: “Группа компаний “Газ Украина” и ее дочерние компании вообще не являются прямыми импортерами светлых нефтепродуктов”. Интересно, кто же в таком случае обеспечивает топливом “динамично развивающийся украинский энергетический холдинг”, как пишет о себе “Газ Украина” в еженедельных пресс-релизах? Ведь, как правило, все энергетические гиганты как раз и сильны тем, что имеют прямые связи с производителями и замыкают на себе всю цепочку поставок. Откуда топливо и каковы объемы его поставок на рынок, “Газ Украина” почему-то не говорит. Попробуем сделать это за нее.
Спецоператором упомянутой группы по поставкам нефтепродуктов является ООО “Газ Украина 2020”, которая с апреля 2012 г. начала предлагать бензин А-92 и А-95 со станций Светловодск (Кировоградская обл.), Черноморская (Одесская обл.), Мироновка (Киевская обл.). В связи с увеличением объема поставок бензина, а также расширением ассортимента за счет дизельного топлива в конце 2012 года количество “накопительных пунктов” пополнилось станциями Коломак, Власовка (Харьковская обл.) и Гречаны (Хмельницкая обл.). По данным железнодорожных экспедиторов, до 2012 г. эти станции либо вообще не использовались для поставок топлива, либо принимали нефтепродукты эпизодически.
По имеющимся данным на нефтебазах, “прописанных” на этих станциях, некие ООО “Букаевица ЛТД”, ООО “Зовнитрансгаз”, ООО “Т-Транс” и ООО “Экспресс-Тариф” обустроили лицензионные таможенные склады. Обычно необходимость создания таких складов продиктована возможностью перемещения импортного товара по территории страны под таможенным контролем с дальнейшей постепенной уплатой акцизов и пошлин по мере выпуска товара на внутренний рынок. Но это в идеале. Что же происходит по факту в нашем случае — неизвестно. Но налогами здесь не пахнет. Так, несмотря на немалые поставки бензина по указанным новым направлениям, новых мощных импортеров Гостаможслужба в прошлом году не зафиксировала (об этом говорит в своем интервью и Калетник), а всем известные нефтетрейдеры в минувшем году снизили объемы импорта, так как частично были вынуждены перейти на обслуживание “Газ Украина 2020” (в противном случае можно поиметь проблемы на таможне).
Суммарно с апреля 2012 г., когда “динамично развивающийся энергетический холдинг” начал программу по поставке нефтепродуктов, что странным образом совпало с началом бюджетных проблем по сбору “бензинового” акциза, на перечисленные станции поступило 608,3 тыс. т высокооктановых бензинов и почти 80 тыс. т дизтоплива. Впоследствии это топливо распределялось никем иным, как компанией “Газ Украина 2020”, других поставщиков с тех мест нет. Все это позволяет утверждать, что если данная структура и не является напрямую оператором контрабандных поставок, то уж точно является видимой частью этой схемы, потянув за которую можно было бы извлечь наружу всю конструкцию. Однако таможня, СБУ, Генпрокуратура, Налоговая служба и милиция не видят в этом необходимости. Между тем нетрудно заметить, что прокрученный по указанным периферийным станциям объем бензина составляет более 80% от разницы, образовавшейся по “методу Калетника” — между ввезенным и растаможенным бензином. Этот объем также являет собой две трети от размера акцизной дыры, которую вычислил Минфин — около 3 млрд грн. Оставшийся миллиард или около 300 тыс. т — это скорее всего “вклад” украинских производителей, в том числе и так называемых альтернативных топлив с содержанием спирта более 30%, которые не облагаются акцизом.
* * *
Безусловно, точку в этой истории, а с ней и в истории работы “Газ Украина” на рынке нефтепродуктов могла бы поставить слаженная работа силовых ведомств. Однако нежелание силовиков замечать очевидные вещи убеждает в санкционированной деятельности “энергетической группировки”. Поговаривают, что 2020 в названии “бензинового” оператора является своего рода психологическим оружием, призванным показать всем, что работа компании под нынешней “крышей” продлится минимум до окончания второго президентского срока Виктора Януковича. Мол, не рыпайтесь. Так что, до 2020-го дорог мы не увидим?
Роман ИВАНЧЕНКО
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.