Мне немного неловко в очередной раз выступать в роли Капитана Очевидность, но я всё-таки оскоромлюсь и выступлю.
Для начала — я провела в Крыму всё детство. И я очень-очень хорошо помню, как в Севастополе не было... воды. Она была два часа утром — и два часа вечером, по расписанию, и всё. В семидесятые, в восьмидесятые, в начале девяностых. Утром, после удовлетворения гигиенических потребностей семьи, набирается вода — четыре ведра, большая голубая кастрюля — для питьевой надобности, полная ванна — для технических нужд. Вечером всё, что не использовано за день, выливается и после мойки-стирки набирается по новой.
Потом вода появилась. Откуда? Да, из Украины. В двухтысячных, стоило нам поставить родителям бойлер, появилась не только холодная, но и горячая.
Да, в начале 90-х Крым был убог и сир — как и вся страна. Но как человек, 15 последних лет живущий в столице Украины и регулярно приезжавший в Крым, я могу засвидетельствовать — всё то, что развивалось в Киеве, развивалось и в Крыму. Магазины, продукты, сервисы, банки, заправки — не было ничего такого, что было в столице и чего не было в Крыму. А ещё в Крыму были дороги — может, и не идеальные, но однозначно одни из лучших в Украине. Во Львовской области, которая не была дотационной, дороги были чудовищные, а в дотационном Крыму — гладенькие, свежие, размеченные.
Так что мне глубоко непонятно, что вот эти люди имеют в виду под “убивали инфраструктуру”? Свет был — из Украины, газ — из Украины, вода — из Украины, дороги строились в дотационном регионе, вокзалы-аэропорты, дополнительные поезда в сезон — всё это в Крыму было. Что убили-то — по сравнению с началом 90-х? Что исчезло в Крыму, граждане?
Отдельно отметим тот факт, что никто из тех, кто сегодня стонет про “Украина убивала инфраструктуру” не задастся вопросом: а что, все эти бабушки, тётеньки и дяденьки, сдававшие комнаты и квартиры в сезон от 500 грн в сутки и до беспредела — они налоги с этого дохода платили? Потому что открою страшную тайну: не платили. Вряд ли даже один процент из тех, кто промышлял сезонной сдачей, озаботился хотя бы оформить СПД и по упрощенке платить единый налог. Один процент — это я неисправимый оптимист. В лучшем случае “квартиросдатчики” отстёгивали что-то местному участковому или налоговому инспектору. И, конечно, ожесточенно ругали Киев, который им должен, должен, должен.
А ещё в Крыму была местная власть с более чем достаточным объемом полномочий. Вообще полномочий у Крыма всегда было много. Более, повторюсь, чем достаточно, чтобы заниматься вопросами развития региона. Это вообще, скажу я вам, дело местных властей — придумывать, как развивать регион. А в Крыму ещё и своя ВР, и депутаты. Они же могли всё что угодно проголосовать на благо Крыма! И про туризм проголосовать, и про береговую линию, и про налоги — да про что хочешь!
И как же мудрые свободолюбивые крымчане распоряжались дарованным им благом? А они с 2004 года с упорством, достойным лучшего применения, голосовали за партию регионов. Регионалы радостно пилили бюджет, отжимали заповедники под дачи и резиденции, перекрывали дороги и целые заповедные территории. И что же мудрые крымчане? Неужели не дали пинка под зад, не возмутились, не встали живым щитом перед мысом Айя, когда его перегораживали и уничтожали заповедник? Нет. Крымчане сидели на попах ровно и ругали... Киев. Очень развита логика у крымчан потому что. (В скобках, чтобы посмеяться: вчера я лично пообщалась с человеком, который ехидно спросил, почему был не отремонтирован туалет в Симферопольском вокзале — “неужели его тоже должна была ремонтировать партия регионов”? Нет, разумеется, по логике рядового крымчанина, за состояние привокзальных сортиров отвечал Киев. А чо он?)
А потом, после захвата ВР Крыма вооружёнными группировками соседней страны, знаете, что произошло? Те самые члены Партии Регионов, которые с 2004 года руководили всем в Крыму, оказались (по удивительной, необъяснимой причине!) в списках партии Единая Россия. Вот такой сюрприз, кто бы мог подумать. И прошли, знаете, эти самые члены, и сейчас занимают руководящие посты — от 30 до 80% их в руководстве Крыма, в зависимости от района. (Можете глянуть на список фракции ЕР в Крыму — синим выделены бывшие “регионалы”).
А остальные проценты заняли радетели крымского благополучия, понаехавшие со всех концов беспредельной сопредельной державы. Мэр Севастополя, например. Прибыл из Новороссийска, кажется, и вполне успешно заставил севастопольцев его возненавидеть к настоящему моменту. Потому что неустанно радеет, не иначе. Вместе с прочими приехавшими руководителями.
Ну и давайте же наконец посмотрим, как изменилась инфраструктура Крыма за последний год. В чистом остатке.
Итак, дороги — минус. Я не успела увидеть много, но то, что я видела — привело в изумление. Транзитный путь через Симферополь на Севастополь — адское скопление воронок, одна другой глубже. Трасса Симферополь-Севастополь — прелестная коллекция ям и выбоин. Развязка на Пятом километре Севастополя — удручающее зрелище: её основательно раздолбали, чтобы сделать заново капитально — ещё при моей памяти, то есть при Украине, но на сегодняшний день она остаётся раздолбанной кучей щебня, только строительную технику увезли — видимо, сочли, что без неё аккуратнее будет. Нового на всем пути моего следования не построено и не отремонтировано ничего.
Мобильная связь, которая при Украине была в каждом закутке и год от года улучшалась — минус. Если у вас нет российского номера телефона, будьте готовы, что ступив на перешеек, останетесь без мобильной связи. Плевать, что у вас работает роуминг во всех странах мира. Крыма это не касается.
Банки — минус. Бог с ним, что крымчане посчитали, что они смогут обойтись без кредитных карточек (”столько лет при Союзе жили без них — и дальше проживём”). Но туристам, привыкшим к цивилизации, придётся смириться с тем, что их кредитки в Крыму тоже не работают. Потому что скрепы.
Порты — минус. Огромная индустрия накрылась медным тазом, потому что санкции. О том, сколько человек при этом остались без работы, я тактично умолчу, ибо один такой человек есть непосредственно в моей семье.
Ну и транспортное сообщение — один из основных факторов для курортного региона. Что у нас с ним? А с ним у нас картина маслом. Поезда не ходят. Автобусное сообщение — кастрированное: доезжаете до перешейка и идёте пешком через блок-посты, сжимая в руках картину-корзину-картонку и прочий багаж, который захотелось прихватить с собой в отпуск. После перешейка усядетесь в другой автобус, так и быть. Но это — только в том случае, если у вас украинский паспорт. С любым другим — вооружиться билетом на самолёт и ясным пониманием того, что ты нарушаешь закон Украины о пересечении государственной границы.
Ах, да, остаётся ещё Керченская переправа, и мы, разумеется, с нетерпением ждём продолжения прошлогоднего летнего триллера “48 часов на переправе”. Потому что Россия развивает инфраструктуру Крыма, разумеется.
Словом, если вам ещё когда-нибудь придёт в голову рассказывать про “Украина убивала инфраструктуру Крыма” — вы лучше включите голову. И закройте рот.
Ирина КОРОТЫЧ
Что скажете, Аноним?
[16:52 23 ноября]
[14:19 23 ноября]
[07:00 23 ноября]
13:00 23 ноября
12:30 23 ноября
11:00 23 ноября
10:30 23 ноября
10:00 23 ноября
09:00 23 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.