Беспорядки в Константиновке, последовавшие за страшным ДТП с участием военных, вызвали в Украине очередную волну негатива по отношению к Донбассу. Мол, трагедия конечно имела место, и виновные должны быть наказаны, но вести себя так было нельзя. Разъяренная толпа набрасывалась на проезжающий по улицам транспорт, швыряла камни в автомобили, а с наступлением темноты подожгла автобус военных и попыталась атаковать общежитие солдат ВСУ. И это в прифронтовом городе во время фактически непрекращающихся военных действий...
Несмотря на то, что подобные инциденты ранее неоднократно имели место и на оккупированной территории Донбасса, нигде, кроме Константиновки, они не приводили к массовым беспорядкам и погромам. Было очевидно, что гибель ребенка в ДТП — лишь повод для выражения недовольства. Настоящая причина столкновений — негативное отношение к Украине и ее армии. Ненависть, накопленная за последнее время и, наконец, нашедшая выход. Наверняка, в другом украинском городе реакция на трагедию была бы иной.
Кровавое происшествие в очередной раз напомнило о старой проблеме. В Донбассе слишком высок процент людей, которые не любят Украину. И в Константиновке эти настроения не поменялись даже после того, как в городе развесили патриотические билборды и отключили российское телевидение. Город был и остается очень советским. Весной 2014 его жители строили на въезде в Константиновку баррикады из покрышек и радостно приветствовали диверсантов из России. С приходом украинской армии затаились, но вряд ли поменяли свои убеждения.
Надежды на то, что исправить ситуацию можно, отключив жителей Донбасса от российских информационных потоков, не оправдались. Как оказалось, сотни людей в небольшом городе в любой момент готовы охотно включиться в уличные бои против солдат своей страны. А тысячи других в это время сочувствовали им, сидя в своих квартирах и выглядывая на улицу в окна. Украинских новостей по телевизору оказалось явно недостаточно, чтобы сделать из жителей Константиновки патриотов страны.
В чем же дело?
Для того, чтобы разобраться в ситуации и понять, что делать, следует для начала понять, что вообще из себя представляют Константиновка и ее жители.
В 1991 году в Константиновке проживало около 107 тысяч человек. В начале 2014-го (до войны) оставалось только 76 тыс. С момента крушения СССР город потерял 30 тысяч жителей или около 30% своего населения. Даже для Донбасса этот показатель считается одним из наивысших.
Из 39 существовавших в Константиновке в 1991 году детских садиков к 2013 году в городе осталась ровно половина — лишь 18. Падение рождаемости здесь достигло критических показателей. По официальным данным на каждого новорожденного в относительно спокойном 2013 году в Константиновке приходилось 2,5 мертвеца. За год в городе родилось 674 человека, умерло же 1462.
С 1991 года ВВП города сократился в несколько раз. Почти все заводы в Константиновке остановились и стали банкротами в 2000-х годах. Градообразующие предприятия были полностью уничтожены и стерты с лица земли. В Донецкой области Константиновка до войны по праву считалась одним из самых разрушенных и депрессивных городов, где получить образование и хорошо оплачиваемую работу было невозможно.
Заводы-гиганты, когда-то гремевшие на весь Советский Союз, с трудом пережили 1990-е и умерли уже в нулевых, когда вся страна уже потихоньку оправлялась от шокового десятилетия. Тянущаяся вдоль трассы Донецк-Харьков огромная промзона Константиновки сегодня представляет собой территорию сплошных руин и мертвых цехов, в которых никогда уже не будут ничего производить. Такой разрухи, как в Константиновке, в Украине не сыскать больше нигде.
Когда-то Константиновка была центром стекольной промышленности СССР. На заводах Константиновки производилось 23% всего советского стекла. Но в условиях рынка заводы-гиганты, производившие практически все виды стекла — от бутылок до корабельных иллюминаторов — работать не смогли. Первым закрылся завод “Автостекло”, на котором в 80-х работало около 8 тысяч человек. Когда-то именно там были произведены звезды для башен кремля и стеклянный саркофаг для мумии Ленина в мавзолее.
Предприятие умирало долго. Год за годом его цеха постепенно разрушались и разбирались жителями города на стройматериалы. В сети можно найти множество фотографий разгромленного “индастриала”. Сегодня завод “Автостекло” стерт с лица земли почти полностью, сохранились лишь несколько цехов, которые арендуют мелкие частные производства.
Местами о былых промышленных показателях напоминают лишь груды кирпичей. от цехов остались пустыри.
Руины мертвого гиганта стали клондайком для безработных и деклассированных жителей Константиновки, которые до сих пор живут за счет сбора и продажи металлолома, оставшегося от производств. Самые продвинутые собиратели пользуются металлоискателями.
Работавший по соседству стекольный завод “Кварсит”, выпускавший зеркала, аквариумы и прочую бутовую продукцию, продержался аж до 2012 года и встал уже во времена позднего Януковича. Работники завода утверждают, что государственное предприятие обанкротили специально, чтобы просто распилить на металл. Закрылись также завод стеклоизделий и предприятие “Стройстекло”, выпускавшее оконные стекла.
Другие советские предприятия также повторили судьбу стекольной отрасли. Некогда мощный завод “Укрцинк” продержался до начала 2000-х. В 90-х предприятие сотрудничало со швейцарской компанией, что позволяло ему оставаться на плаву. Завод производил электролитический цинк, а также сплавы селена, кадмия и теллура — редкоземельные материалы, которые применялись в производстве фоторецепторов для ксерокопировальной техники, зеркальных стекол и сверхмощных аккумуляторных батарей. Однако в 2003 производство остановилось. “Укрцинк” оставался в собственности государства и не был вовремя приватизирован. Как всякое госпредприятие, он стал местом многочисленных махинаций и злоупотреблений, и в конце концов обанкротился в 2005 году. Перед банкротством часть активов предприятия перешла в аренду различным сомнительным коммерческим структурам. Ныне на территории завода-банкрота работает компания “Мегатекс”, которая скупает лом свинца и производит автомобильные аккумуляторы.
На память о цинковом производстве в Константиновке остался памятник работникам цветной металлургии и высочайший уровень загрязнения почвы тяжелыми металлами.
Константиновский металлургический завод, также до последнего остававшийся в собственности государства, был признан банкротом в 2007 году по искам компаний братьев Клюевых. Наиболее ликвидные активы завода перешли под контроль их структур, прочие были уничтожены и стерты с лица земли. Так, ржавая градирня на следующем фото уже демонтирована и переплавлена в печах.
Константиновский химзавод продолжает агонизировать до сих пор. Он также остается в государственной собственности, и также практически не работает. Ведущий цех — сернокислотный из-за критического износа основных фондов был остановлен. Хозяйственный суд с подачи кредиторов и правоохранителей возбудил дело о банкротстве предприятия, введя процедуру распоряжения имуществом. И хотя решение суда приостанавливалось, завод от полного краха эта мера не спасла. Людям отдают долги по зарплате за счёт демонтажа на лом бывших цехов и участков.
Эксперты сходятся во мнении, что промышленность Константиновки можно было спасти, если бы еще в начале 90-х она оказалась в частных руках. Фатальная деиндустриализация стала следствием неэффективного управления, отсутствия инвестиций и коррупционных схем. Сегодня ржавые руины уже не восстановить. Проще снести все до основания и построить с нуля какое-нибудь новое производство.
Гибель индустрии, разумеется, отразилась на общем состоянии Контсантиновки. Отток высвободившейся рабочей силы в другие города и падение уровня благосостояния жителей привели к опустошению города и негативной демографической динамике. Константиновка стала кладбищем заброшенных школ, детских садов, домов культуры и бывших заводских общежитий.
При этом освободившиеся здания бывших госучреждений вместо того, чтобы передаваться в частные руки, просто бросались и превращались в развалины, как и цеха закрытых производств.
Годами в Константиновке происходил отрицательный отбор. Лучшие люди уезжали из города в поисках новых путей самореализации, который в самой Константиновке практически не было. Оставались те, кто был морально готов зарабатывать на жизнь шабашками и сбором металлолома. Кто смирился с окружающим апокалипсисом и согласился угасать вместе с родными с детства улицами и кварталами.
Даже в центре города всюду заметна печать упадка и депрессии. Закрытый кинотеатр исписан матерщиной, а здание ГАИ заросло бурьяном, как покинутая сельская мазанка.
Рельсы когда-то ходивших в Константиновке трамваев уходят в асфальт в самых неожиданных местах, как бы символизируя отход в могилу трамвайного хозяйства.
Жители Константиновки, грязного, мрачного и вымирающего города, ненавидят Украину. Ненавидят свою Константиновку. Ненавидят себя самих, свои дома и остывшие навсегда цеха своих предприятий. Они злы, как хронические больные, измученные своими недугами, уставшие болеть и страдать. Злы на весь мир. И это невозможно изменить правильной картинкой по телевизору.
Жители Константиновки мечтают убежать от окружающей их промышленно-ржавой действительности. Убежать в Россию, в которой, конечно же, все не так, все лучше и благополучнее, потому что там нет жителей Константиновки.
Россия — страна вечного завтра. Библейский рай, куда можно попасть в награду за земные муки в обреченном на гибель городе. А в раю не может быть плохо. Все, кто говорят, что в России то же самое — богохульники, заблудшие души.
Жителей Константиновки можно изменить революционными переменами в экономике. Реформами, которые действительно смогут преобразить страну, возможно, вдохнут жизнь даже в их безнадежный город. Жителей Константиновки едва ли вылечат от злости украинские телеканалы, но могут вылечить от злости высокие зарплаты, новые рабочие места и новый асфальт на разбитых до основания дорогах.
Константиновка, возможно, перестанет хотеть в Россию, если Украина сделается Польшей. Но оттуда, из-за развалин, пока что не видно просвета.
В статье использовались фотографии Владимира Бекетова, фото из блога artemco, а также фотоснимки других фотографов.
Денис КАЗАНСКИЙ