Некоторое время назад Россия совместно с Китаем, Узбекистаном и Таджикистаном направила генеральному секретарю ООН Международный кодекс по обеспечению безопасности в сфере информации, а фактически — предложения по международному регулированию интернета. Документ, после обязательных слов о полном уважении прав и свобод в информационной области, предусматривает введение ограничений на распространение информации, “подстрекающей к терроризму, сепаратизму или экстремизму, подрывающей экономическую, политическую и социальную стабильность других стран”, а также установление системы международного управления интернетом.
Двое из четырех инициаторов введения этого регулирования: Китай и Узбекистан — признаны организацией “Репортеры без границ” врагами интернета, а Россия попала в список стран, находящихся “под наблюдением”, и демонстрирует устойчивый рост числа преследований пользователей Сети, иллюзий питать не стоит.
Если ООН признает эти принципы, это даст возможность правительствам ограждать своих граждан от “нежелательной” информации из-за рубежа, то есть практически творить в национальных сегментах всемирной паутины все, что душе будет угодно.
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович уже раскритиковала эту инициативу и напомнила о том, что в июне этого года представители ООН, ОБСЕ, Организации американских государств и Африканской комиссии по правам человека и народов приняли Совместную декларацию о свободе выражения мнений и интернете, и посоветовала государствам применить рекомендации, изложенные в ней.
Эти Принципы сильно расходятся с практикой взаимодействия власти и интернета в России. Ось противников свободы интернета постепенно формируется: Китай, Белоруссия, Северная Корея, Таджикистан, Узбекистан. В этот ряд может вскоре встать и Россия.
Slon.ru приводит основные положения Совместной декларации ООН о свободе выражения мнений в Интернете, Дамир Гайнутдинов обращает внимание на то, что многие инициативы регулирования интернета в России слабо соотносятся с декларацией ООН, еще меньше с декларацией ООН соотносится реальная практика регулирования интернета:
Принципы, декларируемые ООН и ОБСЕ | Регулирование Интернета в России |
Предложения, содержащиеся в проекте Международного кодекса по обеспечению безопасности в сфере информации |
Интернет играет преобразующую роль как средство предоставления права голоса миллиардам людей во всем мире и существенного расширения их возможностей получать информацию | Системное регулирование интернета в России отсутствует. Законопроекты об интернете периодически публикуются и даже вносятся в Госдуму, однако до принятия закона дело пока не дошло | Необходимость предотвращения использования коммуникационных технологий для нарушения международной стабильности и безопасности |
Некоторые правительства предпринимают попытки значительно ограничить свободу выражения мнений в интернете вопреки нормам международного права | Публикации в интернете все чаще становятся основаниями для уголовного преследования по делам об экстремизме | Сотрудничество в целях ограничения распространения информации, подстрекающей к терроризму, сепаратизму, экстремизму, или подрывающей политическую, экономическую или социальную стабильность других стран |
Государства обязаны содействовать обеспечению всеобщего доступа к интернет | В целях обеспечения доступа в интернет максимальному количеству граждан закон “О связи” устанавливает, что в поселениях с населением не менее 500 человек должен быть создан хотя бы один пункт коллективного доступа к интернету. В России принят ряд нормативных правовых актов, призванных способствовать большей информационной открытости органов государственной власти, в том числе путем размещения информации в интернете, однако в значительной степени эти акты не исполняются | Установление прозрачного и демократического международного управления интернетом с целью обеспечения всеобщего доступа и безопасного функционирования интернета |
Право на свободное выражения мнения может быть подвергнуто определенным ограничениям, однако любое ограничение должно соответствовать нормам и принципам международного права | Передача информации через интернет признается публичным распространением в целях уголовного (по делам об экстремизме, клевете и оскорблении) и гражданского (по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации) законодательства | |
Регулирование интернета требует особого подхода по сравнению с другими средствами коммуникации | В закон “О СМИ” внесены изменения, учитывающие специфику интернет-СМИ. | |
Провайдеры не должны нести ответственности за контент, к созданию которого они не имеют отношения | В последнее время активизировалась дискуссия о необходимости разграничения ответственности за содержания размещаемой в интернете информации между пользователями, провайдерами и владельцами сайтов | |
Фильтрация контента и блокирование доступа к информации — исключительные меры, оправданные только при соответствии международным нормам | В России распространена практика привлечения к ответственности библиотекарей за отсутствие контент-фильтров на компьютерах книгохранилищ. |
Дамир ГАЙНУТДИНОВ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.