Как ранее сообщали “Экономические известия”, скорректированная Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 г., над проектом которой сейчас работают чиновники, способна определить во многом преимущественные технологические направления развития отрасли в долгосрочном периоде. В частности, максимальная ставка на тепловую и альтернативную энергетику снизит возможности использования научно-технологического, промышленного и генерирующего потенциала ядерного энергопромышленного комплекса. Параллельно с этим Украине придется решать комплекс проблем, связанных с возрастающим уровнем выбросов парниковых газов на ТЭС, а также ростом социально-экономической напряженности и ухудшением экологической ситуации в угледобывающих регионах.
Однако в оценках будущей эффективности стратегической отрасли страны, а также ее энергетической безопасности стоит также учитывать ценовой фактор.
К сожалению, до настоящего времени вопрос энергетической безопасности Украины рассматривался исключительно в политической плоскости, в частности, во главу угла выносилась тема географической диверсификации источников поставок энергоресурсов в страну. При этом за фасадом бурных дискуссий остались вопросы будущей структуры энергоотрасли по видам генерации, будущего структурно-организационного устройства моделей энергетических рынков, а также степени эффективности работы государственных регуляторных органов в условиях возможной монополизации подотраслей ТЭК частными собственниками.
Возможно, для кого-то из экспертов покажется откровением, однако с точки зрения энергетической безопасности Украины, к примеру, вопрос того, как будет устроена будущая модель так называемого конкурентного рынка электроэнергии и кто в нем будет доминировать, является намного принципиальнее и важнее вопроса, кто и на каких условиях станет совладельцем транзитной газовой трубы.
Вопрос будущей цены киловатт-часа для Украины представляется особенно важным ввиду отсутствия у страны естественных конкурентных преимуществ в энергетической сфере. В частности, наша страна не обладает достаточными относительно доступными месторождениями нефти и газа, а горно-геологические условия добычи угля являются наиболее сложными в мире. Следует также учитывать фактор превалирования в национальной экономике энергозатратного индустриального уклада XX в., а также тот факт, что Украина входит в десятку самых холодных стран мира.
Следовательно, обезопасить отечественную экономику от будущего застоя вследствие неблагоприятных энергоресурсных факторов способна лишь такая эффективная энергетическая политика, где во главу угла будет поставлена триада “цена — безопасность — качество”, которую уже взяли на вооружение энергетики-атомщики и которая будет максимально учитывать набор национальных ресурсных, социально-экономических и технологических факторов. К примеру, перед тем как обозначить в Энергетической стратегии курс на доведение доли альтернативных источников в структуре энергобаланса страны до 20% к 2030 г., не следует забывать, что в текущем ноябре 1 кВт-ч, произведенный на солнечных батареях в Украине, стоит 5 грн. 12 коп., на ветроустановках — 1 грн. 24 коп. Для сравнения: закупочный тариф на электроэнергию НАЭК “Энергоатом” составляет 18 коп. с хвостиком за 1 кВт-ч, а тепловые станции реализуют свое электричество по ценам, раза в три выше атомной энергокомпании. Кстати, по утверждениям экспертов, в Европе солнечная энергия почему-то стоит дешевле, чем в Украине,— в среднем 18-25 евроцентов, при этом максимальные цены в Германии достигают 30-35 евроцентов за киловатт-час. Подобная разница представляется весьма небезынтересной, если учесть, что те же компании ООО “Краймиа Солар 1”, “Краймиа Солар 2”, “Краймиа Солар 3”, “Краймиа Солар 4”, “Краймиа Солар 5”, которые получили в НКРЭ лицензии на производство электричества из солнечных батарей, связывают с именем первого вице-премьера Андрея Клюева.
Не следует также забывать, что большинство европейских стран, в том числе Франция, Чехия, Словакия, Болгария, Словения, Финляндия, после аварии на “Фукусиме-1” подтвердили свою приверженность ядерному курсу.
Что касается Германии, принявшей решение отказаться от атомной энергетики, то подобный шаг для немецких потребителей выльется к 2020 г. в 30-процентное повышение оптового тарифа на киловатт-час. Всего немецким промышленникам в течение восьми ближайших лет придется переплатить за электричество вследствие остановки АЭС, которые вырабатывали в стране до трети электричества, EUR26 млрд., бытовым потребителям — EUR11 млрд. И это на фоне того, что уже сейчас расходы на электроэнергию среднестатистического домохозяйства в Германии в два раза выше, чем во Франции, где около 87% электричества производят АЭС.
“Существуют риски для немецкой промышленности. Отказ от доступного по цене энергообеспечения — это очевидный риск”,— заявил весной этого года председатель правления немецкого концерна Daimler Дитер Цитше.
Однако может ли себе позволить Украина взять на себя те же риски, что и высокотехнологичная Германия, в случае, если не в полной мере использует потенциал атомной энергетики, поддавшись на обещания “зеленого рая”, а также лозунги “Дадим стране угля, хоть и мелкого, но много”?
Олег КИЛЬНИЦКИЙ
Что скажете, Аноним?
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
[11:40 26 ноября]
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
17:30 26 ноября
17:15 26 ноября
17:00 26 ноября
16:45 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.