Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Какие налоговые изменения готовят Минфин и МВФ

[09:25 18 мая 2015 года ] [ РБК-Украина, 14 мая 2015 ]

Какой будет налоговая реформа — пока не знают ни чиновники в правительстве Арсения Яценюка, ни эксперты, ни сам бизнес.

Есть лишь общее видение: изменения должны быть такими, чтобы через год не пришлось вновь пересматривать систему, а дать возможность работать в стабильном законодательном поле. В приоритете — сокращение количества налогов, упрощение администрирования, выравнивание налогового давления и снижение нагрузки на фонд оплаты труда.

Изменения в налоговое законодательство, принятые за несколько дней до Нового года в авральном режиме, вряд ли можно назвать реформой. Формальное снижение количества налогов и сборов, увеличение налоговой нагрузки — далеко не те новации, которых ждали и продолжают ждать общество и бизнес.

Тогда у новоназначенного министра финансов Натальи Яресько не было времени переписывать предложенные командой министерства нормы, на основе которых был сверстан проект госбюджета-2015. Хотя у Минфина в течение года была возможность без спешки наработать качественные, упрощающие жизнь бизнесу и сохраняющие бюджетный баланс предложения.

Но процесс же оказался более формальным. Бизнес и эксперты поговорили, чиновники их послушали, а законопроекты подали свои.

“Выбор был сделан волюнтаристский, — вспоминает вице-президент Американской торговой палаты Тарас Качка. — В итоге резкие движения, которые вызвали сопротивление у бизнеса, позже были откорректированы, например, нормы по электронному администрированию. Даже сейчас есть необходимость вносить технические правки”.

“Были четыре группы при Минэкономразвития и  11 — при Минфине. По факту — наработки не были учтены”, — добавил эксперт группы “Налоговая реформа”  Илья Несходовский.

Потому сейчас, уверен Тарас Качка, следует не “отремонтировать проблемы”, а переосмыслить налоговую политику в стране.

Что есть

31 марта с.г. состоялось первое заседание рабочей группы по налоговой реформе Национального совета по реформам при Президенте. Данную группу возглавила министр финансов Наталья Яресько. В Минфине налоговое направление курирует замминистра Елена Макеева, которая отвечает за доходную часть бюджета.

За полтора месяца работы были созданы рабочие группы, запущены коммуникационные платформы:

— индустриальная, где бизнес делится своими проблемами:

— открытая, на которой обсуждаются конкретные видения и концепции реформы.

По идее, когда платформы закончат работу, тогда и выкристаллизуется видение. Пока о своих проблемах смогли поговорить представители ритейла и аграрии.

По данным Минфина, до 29 мая подобные встречи планируется провести с участниками отельно-ресторанного, табачного, ликеро-водочного рынка, IT-бизнеса и горно-металлургического комплекса.

Пока же понятно одно — конкретных наработок нет. Все еще продолжается сбор информации, мировых практик, наработок бизнес-ассоциаций и экспертной среды.

“Идет заслушивание всех сторон и очень широкое”, — отметила исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко.

Собеседник РБК-Украина в Минфине сказал, что июле должно стартовать сведение приемлемых моделей в законопроекты. В сентябре документ будет представлен парламенту.

Наталья Яресько ранее говорила, что это будет такая реформа, которая б вдохновила бизнес платить налоги, инвесторов — вкладывать деньги в Украину, а граждан — доверять правительству, парламентариям и государству.

“Насколько реалистичный план — выдать все за несколько месяцев? Наверное, реалистичный, но при условии, если начать его писать уже сейчас, — считает Анна Деревянко. — Все, что угодно можно написать, но если мы хотим реальной реформы, то нужно уже садиться и писать, и параллельно слушать. Мировые успешные практики давно всем известны, изобретать велосипед не нужно”.

Пока точно сказать, что на уме у Минфине невозможно, отметил Илья Несходовский. Но настораживают тенденции — чиновники начали доставать из архива нормы, которые не прошли в декабре. В частности, речь идет о введении “нулевого” декларирования и введения непрямых методов оценки доходов граждан.

“Мы не против, но механизмы требуют доработки, например, не приемлема идея внесения денег на счет в банк, а за возможность их снять, нужно платить налог. Вызывают вопросы и полномочия налоговиков”, — сказал Несходовский.

Чиновники министерства хоть и общими фразами, но описывают налоговые изменения как такие, которые позволят легко администрировать бюджетообразующие налоги, в том числе,  путем электронизации всех сервисов. Также хотят сократить количество налогов и снизить нагрузку на фонд оплаты труда.

“Все бизнес-ассоциации были согласны с тем, что процентные ставки наших налогов не являются обузой, кроме, возможно ЕСВ, а сама система администрирования, сложность, отчетность, что нужно больше электронной процедуры и меньше бумаги. Вопрос не всегда в ставках, но в количестве налогов”, — заявила Наталья Яресько, представляя на прошлой неделе нового главу Государственной фискальной службы Романа Насирова.

В то же время, по данным РБК-Украина, у МВФ есть свое видение налоговой реформы. Суть своих рекомендаций фонд изложил в отчете. Помимо ЕСВ, эксперты Фонда предлагают правительству обратить внимание на расширение базы налогообложения за счет богатых граждан, необходимости перевода аграриев на общую систему уплаты налогов и усилении контроля по выводу капиталов за рубеж. В ближайшее время ожидается работа 3 специализированных миссий от МВФ — по налогу на прибыль, ЕСВ и малому бизнесу. До июня они должны подготовить свои предложения.

Предложения бизнес-ассоциаций

Опрос членов ЕБА показал, что оптимальное количество налогов и обязательных сборов составляет 4-6:

— налог на прибыль;

— НДС;

— налог на доходы физлиц и ЕСВ (но в перспективе это должен стать один налог);

— акцизный налог;

— рентные платежи.

При условии сокращения количества налогов, компании готовы платить их и по более высоким, но стабильным и прогнозируемым ставкам. Среди предложений ставок — по 15% прибыль и НДФЛ, по 20%- — НДС и ЕСВ, акцизы и ренты — вопрос дискуссии с бизнесом.

“Чем меньше ставка, тем, конечно, лучше. Но, с другой стороны, снижение ставок не так актуально, как администрирование и равный подход ко всем”, — пояснила Анна Деревянко.

Введение электронных сервисов, сокращение отчетов — вот что больше волнует бизнес. Хотя, предполагает она, быстро электронизировать все процессы не удастся. Если в компаниях эти процессы занимают не один месяц, то в масштабах ГФС — не меньше года.

“Пока будет налаживаться эта возможность, то необходимо научить персонал работать как сервисное бюро, а то они до сих пор в “совке остались”, то есть нужно менять все — от манеры общения до возможности помочь”, — сказала Деревянко.

В самом Минфине пока сами не знают, когда смогут запустить электронные сервисы. При министре доходов и сборов Александре Клименко удалось запустить электронный кабинет плательщика, но чиновники утверждают, что он практически нерабочий.

Илья Несходовский также отметил, что сервис работает условно. Например, справку о сумме уплаченных налогов или налоговой задолженности получить невозможно.

Поэтому в Минфине рассматривают вариант привлечения консультантов и грантов на проведение работы по электронным сервисам, в частности, намерены привлечь средства в рамках программы грантов британского правительства UK-UA.

“Должны быть специалисты, которые только этим смогут заниматься, и тогда мы сможем понять, что на электронный кабинет нам нужно столько-то денег”, — сказал источник РБК-Украина в Минфине.

Такой вариант, по его данным, уже согласован с министром Натальей Яресько.

Среди предложений от Американской торговой палаты есть и отмена НДС. Отсутствие налога в системе — чисто американская модель, в странах ЕС он присутствует. Но в АТП считают, что НДС в ЕС не является супераргументом — через 7-8 лет можно к нему вернуться.

Но, если его и оставлять, то ставка НДС, налога на прибыль и НДФЛ должна быть единой. Это упростит правила начисления. Единые ставки для бюджетообразующих налогов — практика, применяемая в Словакии. Этой идеи придерживается один из советников Яресько — Иван Миклош, экс-министр финансов этой страны.

В понимании представителей американского бизнеса, Украина должна отказаться от налоговых льгот для отдельных видов деятельности, отраслей.

Однако, Тарас Качка напомнил, что с 1 июля вступает в силу закон о господдержке субъектов хозяйствования, нормы которого, среди прочего, рассматривают  поддержку в виде предоставления налоговых преференций. И здесь правительству необходимо учесть эти нормы при доработке изменений в Налоговый кодекс или внести изменения в указанный выше закон.

Также в АТП считают необходимым сохранение упрощенной системы для определенных видов бизнеса. При этом в Налоговый кодекс должны быть “зашиты” предохранители, которые не позволят использовать ее для уклонения от уплаты налогов.

“Снижение налоговых ставок не означает, что через полгода станет все хорошо и появится больше рабочих мест. Задача не в том, чтобы добиться эффекта здесь и сейчас, а в том, чтобы не пришлось возвращаться к этому вопросу через год. Система должна работать и через 10 лет”, — уверен Качка.

В ЕБА, например, предлагают принять мораторий на пять лет на внесение изменений в Налоговый кодекс.

Предложения экспертов

Общественные организации в большинстве предлагают более радикальный пересмотр налоговой системы.

В вопросе налогообложения прибыли РПР и “Нова країна” предлагают использовать эстонский опыт, налогооблагая только распределенную прибыль. По версии  РПР, ставка может составлять 10-18%, но минимальный платеж должен составлять 1-1,8% от стоимости основного капитала, у “Новой країни” — 10%.

“Нормы по трансфертному ценообразованию не работают, выгодно выводить деньги из страны, а в данном случае вся прибыль будет идти на собственные нужды, на развитие, переоснащение, только перераспределенная прибыль будет облагаться”, — сказал координатор проектной группы Налоговый кодекс “Новой країни” Тарас Козак.

В Минфине РБК-Украина поясняют, что по поводу этой модели много скепсиса: “Дивиденды можно минимизировать, выводить в проценты, роялти. В любом случае все нужно считать”.

В остальных налогах у экспертов предложения разные.

“Нова країна”  предлагает сохранить ставку НДС на уровне 20%, но минимальный платеж не должен быть менее 2% от оборота. Эксперты уверены, что этот налог стоит рассматривать только в совокупности с минимальным НДС-сбором — “белый” плательщик его действие на себе не ощутит, а оптимизаторы и “налоговые ямы” обязаны будут уплатить этот минимум.

“Другим способом побороть ямы, кроме как сделать экономически невыгодными, невозможно”, — считает Козак.

Радикальный подход у них и к налогообложению доходов и к фонду оплаты труда. Вместо ЕСВ вводится социальный налог. Фиксированная сумма платежа — 41% от минимальной зарплаты. Сейчас это около 500 грн. НДФЛ — снизить до 10%.

При таких моделях в занижении зарплаты, наличии теневого дохода нет смысла. Налог низкий, поэтому риски его неуплаты выше. “60-70% нагрузка на фонд оплаты труда. Это очень много, выгодней минимизировать. То, что предлагает государство снизить на 3-5%, это не поможет”, — пояснил Тарас Козак.

РПР предлагает ставку ЕСВ снизить до 18% и повысить ответственность за уклонение от уплаты. НДФЛ — 15% без дифференциации. Компенсатором станет детенизация и налог на недвижимость, а в дальнейшем ЕСВ и НДФЛ должны стать единым платежом.

При этом, в их реформе Пенсионный фонд должен слиться с бюджетом. Все пенсии и социальные выплаты должны осуществляться из бюджета.

Есть свой вариант реформы ЕСВ и у члена парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия. Все последние инициативы, принятые в парламенте по этому налогу, за исключением некоторых корректировок, — его инициативы. Нынешняя реформа предусматривает полную отмену ЕСВ и военного сбора, объединение налогов на зарплату и снижение нагрузки до 20% в 2018 году.

Отметим, что глава ГФС Роман Насиров в интервью РБК-Украина говорил, что хочет снизить ЕСВ до 20% с 1 июля, а ставку НДФЛ оставить единую для всех зарплат — 15%.

Реформа системы администрирования в версии Ассоциации налоговых советников, помимо электроники, предусматривает введение персональной ответственности служащих ГФС и правоохранительных органов, запрет на открытие уголовных производств до согласования налоговых обязательств. В плане налогового контроля, в частности, отмена фактических и камеральных проверок, встречных сверок; ликвидация налоговой милиции и департаментов МВД и СБУ, которые занимаются расследованиемэкономических преступлений.

На их месте предлагается создать отдельное подразделение при Минфине или Минюсте — Финансовую гвардию.

За создание финансовой гвардии и Тарас Козак. Это подразделение могло бы заниматься реальным поиском лже-предприятий, “сервисных” контор, а не заниматься уничтожением бизнеса. Сервисная же часть налоговой службы должна подчиняться Минэкономразвития.

Моделирование ренты

Эксперты и бизнес ассоциации считают, что ставки ренты должны согласовываться с бизнесом, поэтому конкретных предложений особо не нарабатывают. Но МВФ предложил на выбор шесть моделей, работающих в мире (см. документ).

Например, снизить ренту, но ввести дополнительную ставку по налогу на прибыль. Ставка может колебаться в пределах 35-53%. Или сделать наоборот: при высокой ренте ставка прибыли ниже.

Минфин еще не определился, поскольку все модели необходимо просчитывать. Но вариант с повышенной ставкой налога на прибыль в Украине может не пройти — бизнес будет минимизировать ее.

Предложения по ренте, как неоднократно говорила министр финансов, должны быть готовы к июлю.

“Министерство финансов создало рабочую группу, в которую вошли представители правительства, парламентских фракций и бизнеса. Мы работаем над тем, чтобы максимально тщательно проанализировать экономический эффект для бизнеса и для государства от использования каждой из предложенных МВФ налоговых моделей налогообложения рентным платежем, — рассказала Елена Макеева. — Кроме того, МВФ предоставил нам соответствующую симуляционную программу. В этой программе, на основании данных, полученных от компаний отрасли, мы проводим необходимые расчеты. Альтернативные расчеты делает и сам бизнес. Мы находимся в процессе активного поиска эффективного решения”.

На новой налоговой базе Минфин планирует рассчитывать проект госбюджета-2016. В ведомстве уверены, что налоговая реформа не должна предусматривать дефицита.

Поэтому, по словам Илья Несходовского, в правительстве и боятся снижения ставок. Мол, это приведет к падению доходов. Но в данном случае необходимо пересматривать в сторону уменьшения и расходы. А пока что они только растут — по сравнению с 2014 годом.

Наталья НЕПРЯХИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.