Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Как “ЛУКойл” на Украине отбензинили

[16:37 19 октября 2009 года ] [ Эксперт, 12 октября 2009 ]

Украинские власти, представляющие интересы группы “Приват”, лишили принадлежащий “ЛУКойлу” Одесский НПЗ доступа к сырью.

Это очередной шаг “Привата” по выдавливанию российских нефтяников, конечная цель группы — монополизация топливного рынка страны

“ЛУКойл” остановил работу своего нефтеперерабатывающего завода в Одессе. Остановка вызвана открытием второго фронта в российско-украинском топливно-энергетическом конфликте (первый и основной фронт, как известно, — транзит и поставки газа на Украину).

Камнем преткновения стал магистральный нефтепровод Лисичанск—Одесса и сидящие на нем НПЗ в Одессе и Кременчуге. Украинский оператор нефтепроводов “Укртранснафта”, аналог нашей “Транснефти”, объявил, что с 1 октября этот нефтепровод переходит на работу в реверсном режиме, то есть начинает перекачивать нефть из Одессы в глубь страны, где потребителем топлива является подконтрольный украинским структурам Кременчугский НПЗ. Принадлежащему “ЛУКойлу” Одесскому НПЗ, получавшему нефть по тому же трубопроводу из России, в такой ситуации следовало искать обходные маршруты поставок сырья. “Укртранснафта” предложила полупустой нефтепровод Броды—Одесса. Однако этот маршрут транспортировки намного длиннее прежнего и, соответственно, дороже. “ЛУКойл” готов был согласиться на этот вариант при условии сохранения прежних транспортных расходов — то есть в случае снижения тарифов “Укртранснафты” на прокачку. Но украинская монополия отвергла это предложение, и переговоры зашли в тупик. В итоге в начале октября Одесский НПЗ был остановлен.

На фоне куда более серьезных проблем в газовой отрасли эта история выглядела бы как мелкое недоразумение, если бы не одно обстоятельство. Кременчугский НПЗ, чью сторону приняла “Укртранснафта”, два года назад был силовым путем отобран рейдерами у российской “Татнефти” (см. “На окраине закона” [1], “Эксперт” № 40 за 2007 год). Атака была организована группой “Приват”, возглавляемой Игорем Коломойским и близкой к премьер-министру страны Юлии Тимошенко. Именно этим, видимо, объяснялся фактический нейтралитет украинских чиновников в том конфликте. Сейчас против российского бизнеса на Украине выступили уже не полукриминальные структуры, а государственная монополия, ставшая рычагом давления на “ЛУКойл”.

Съесть пока не получается

Украина неплохо обеспечена нефтеперерабатывающими мощностями, на 45 млн ее жителей приходится шесть НПЗ суммарной мощностью 52 млн тонн нефти (для сравнения: в России на 140 млн человек приходится 280 млн тонн мощностей НПЗ). Ее проблема — нехватка собственного сырья, добыча нефти и газового конденсата не превышает 4 млн тонн. То есть удовлетворить собственные топливные потребности без участия России Украина не в состоянии. Неудивительно, что уже в начале 2000−х российские компании контролировали 90% мощностей украинских НПЗ и стали постепенно реанимировать нефтепереработку. Однако после смены власти в республике в 2004 году и новой волны передела собственности началось постепенное выдавливание российского капитала. Не секрет, что ведение бизнеса на Украине всегда требовало учета коммерческих интересов местной элиты, однако запросы новой ее генерации, судя по всему, оказались чрезмерными. По утверждениям российских компаний, перерабатывать нефть на Украине стало невыгодно. В 2005 году были остановлены на реконструкцию Одесский и Херсонский НПЗ. Последний с тех пор так и не возобновил работу, контроль над ним российская группа “Альянс” уступила структурам местного бизнесмена Игоря Еремеева. “ЛУКойл” запустил Одесский НПЗ после длительной реконструкции только весной прошлого года, и судя по тому, что выход светлых нефтепродуктов на заводе вырос незначительно, его остановка на долгий ремонт была вызвана не только технологической отсталостью, но и внеэкономическими обстоятельствами. По тем же причинам “ЛУКойл” в прошлом году был вынужден остановить нефтехимический комбинат в Калуше, зависящий от поставок сырья с НПЗ, который принадлежит группе “Приват”.

В период простоя Одесского НПЗ “ЛУКойл” поставлял на украинские АЗС нефтепродукты с собственного завода в румынском Плоешти, с Лисичанского НПЗ, из России. Так же, судя по всему, компания будет решать вопросы снабжения топливом своей сети из 200 украинских АЗС и сейчас. Поставки импортного топлива для Украины давно не новость, нефтепродукты завозятся из всех соседних стран, импортными являются уже 40% бензина и 60% дизельного топлива, потребляемых в стране, в то время как местные НПЗ недозагружены, а переработка за четыре года сократилась более чем вдвое. Выдавливающая российский бизнес с Украины группа “Приват” пока так и не смогла найти альтернативные источники нефтяного сырья. Сразу же после захвата Кременчугского НПЗ “Татнефть” добилась негласного запрета на поставки на это предприятие сырья из России. Обойти запрет можно только действуя через посредников и покупая танкерную нефть в черноморских портах. По таким схемам, в частности, “Приват” пытался покупать сырье “Роснефти” в Новороссийске. Однако россияне смогли ужесточить контроль и на этом направлении.

Бизнес по-африкански

Поиски случайной нефти на стороне у властей Украины и местного бизнеса идут не очень хорошо. Достаточно вспомнить историю уже упоминавшегося нефтепровода Одесса—Броды, через который, по замыслу украинских властей, должны были идти поставки каспийской нефти на НПЗ Польши в обход России. Дело кончилось переводом трубопровода в реверсный режим для экспорта небольших объемов российской нефти через украинские черноморские порты. “Привату”, похоже, повезло чуть больше. В прошлом году на Украину было ввезено около полумиллиона тонн нефти из Белоруссии и Ирака, в этом году в роли спасителя местной нефтепереработки выступает Казахстан. Поскольку “Привату” для поставок нефти уже понадобился трубопровод Одесса—Кременчуг, можно предположить, что украинским олигархам удалось достичь договоренности о регулярном снабжении завода сырьем с казахами или азербайджанцами. Если это действительно так и если Россия не сможет сделать правильные политические выводы и провести необходимую “разъяснительную работу” с коллегами по СНГ и с нынешним украинским правительством, то “Приват” попытается взять под контроль и остальные нефтеперерабатывающие активы Украины. И начнет, вероятно, как раз с удачно расположенного Одесского НПЗ. После этого можно монополизировать рынок и поднимать цены. Литр 95−го бензина на Украине уже сейчас стоит в пересчете на наши деньги 27 рублей, тогда как в Москве — 24. Очевидно, топливо будет дорожать и дальше. Однако через три месяца на Украине президентские выборы, и такое повышение цен не на руку нынешнему премьеру Юлии Тимошенко. Можно не сомневаться, что подорожание будет представлено ею не как результат монополизации рынка дружественными ей структурами, а как следствие заговора российских нефтяников.

Влас РЯЗАНОВ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2009-10-20 14:01:16] [<Не определено>]

...В Украине... В УКРАИНЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!

[2009-10-19 17:25:48] [<Не определено>]

Просто чесно конкуруйте і ведіть собі бізнес на здоровя

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.