Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Из XIX века в XXI

[12:50 14 сентября 2010 года ] [ Slon.ru, 14 сентября 2010 ]

Москва догнала Европу по количеству торговых площадей, но осталась советским городом.

Россия уже несколько лет подряд лидирует по строительству торговых центров. Сегодня, по данным нашего исследования, в стране в стадии строительства находится 2,3 млн квадратных метров торговых площадей. Это втрое больше, чем в Италии, Франции и в семь раз больше чем, скажем, в Великобритании или Германии.

Наша страна быстрыми темпами нагоняет Европу, однако, по показателю обеспеченности торговыми центрами мы все еще в конце списка. Собственно, Россия и Турция в последние годы стали самыми быстроразвивающимися рынками, с точки зрения торговой недвижимости, отчасти именно потому, что в этих странах до сих пор относительно мало распространены современные форматы.

И если до того, как современная торговля проникнет в каждый уголок нашей Родины пройдет не менее 15—20 лет, крупные города и, в первую очередь Москва, уже сегодня могут похвастаться торговыми центрами, которые сделали бы честь любому европейскому городу. Но сама-то Москва осталась по-прежнему советским городом, в котором исторический центр окружают промзоны, за которыми следуют спальные районы с плотной застройкой.

Мне доводилось сталкиваться с версией, что такая планировка неслучайна: заводы и фабрики размещены вокруг центра для того, чтобы при необходимости рабочий класс мог бы защитить своих вождей от внешней угрозы. Впрочем, может быть, и не стоит искать злой умысел там, где все можно объяснить недостатками планирования; но в Москве мы наблюдаем явное противоречие между современным стилем жизни и архаичной организацией пространства. Девелоперский и строительный бизнес в Москве в течение 10 лет проделал путь, на который в других странах ушло 30—50 лет. И набившие оскомину проблемы Москвы — это во многом плата за то, что мы перепрыгнули из XIX века в XXI.

Если вернуться к торговым центрам, можно сказать, что если в Европе торговые центры адаптировались под нужды людей, то в Москве — наоборот. Для европейского города обычная ситуация, когда история торгового центра начинается в средние века с ярмарочной площади, потом, трансформируясь за столетия, она превращается в торговые ряды, а затем в современный торговый центр. Но, несмотря на изменение формы, суть объекта не меняется. Как и 500 лет назад он служит центром притяжения для жителей и наполняет жизнью город. Цивилизация начинается с обмена товарами, и нет ничего более естественного дела для города, чем торговля.

В XII веке во французском городе Лилль возникла ярмарка, на которой слуги продавали ненужное имущество своих господ. Сегодня, 800 лет спустя, в этом городе современная торговля соседствует с самым крупным “блошиным рынком” Европы, на который в самые “горячие” дни съезжаются до 2,5 млн (!) посетителей. Среди специалистов город известен и как центр фармацевтических разработок и как логистический хаб, однако именно торговля придает этому городу его нынешний блеск.

В России торговля всегда была своего рода падчерицей экономики. И эта перевернутая модель, в которой первично производство, а торговля — суть неизбежное зло, как ни странно, влияет на повседневную жизнь. Наша Золушка подросла и окрепла, но места-то все оказались заняты. Вот и приходится размещать торговые центры там, где это возможно, а не там, где это нужно. И вместо того, чтобы встроить ТЦ в существующий контекст и, соответственно, повысить качество жизни, девелоперы стараются поменять поведение покупателей и направить поток к себе. Люди меняют свои привычки и маршруты, чтобы насладиться прелестями современной торговли, увеличивают нагрузку на инфраструктуру, еще больше усложняя жизнь.

В результате возникает парадоксальная ситуация: москвичи тратят больше времени на “шопинг”, чем европейские коллеги, особенно с учетом времени на проезд, но покупают значительно меньше. То есть получается, что в России не только производство страдает неэффективностью, но и покупатели тоже менее эффективны по сравнению со своими коллегами из Европы.

Денис СОКОЛОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.