На днях Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) объявило конкурс на должности руководителей четырех стратегически важных госкомпаний. Судя по условиям конкурса, ни в одном из них иностранных менеджеров мы уже не увидим.
Условия участия в конкурсе на руководителей госпредприятий “Укрхимтрансамиак”, “Завод “Электротяжмаш”, “Мариупольский морской торговый порт”, “Международный аэропорт “Борисполь” довольно прозрачны и максимально детализированы. Все заинтересованные могут ознакомиться с ними на сайте МЭРТ. Оставляет желать лучшего качество таблиц с финансово-производственной информацией о предприятиях — не в каждом документе цифры отчетливо видны, но это технические моменты.
Казалось бы, требования к кандидатам продиктованы намерением правительства выбрать на эти должности лучших и одновременно независимых профессионалов. И не было бы сомнений в благих намерениях министерств, если бы не одно условие, которое ставит под сомнение возможность привлечь высококвалифицированных кандидатов с безупречной репутацией и имеющих успешный управленческий опыт в международных компаниях за рубежом. Согласно условиям, потенциальный победитель конкурса должен до момента подписания контракта получить гражданство Украины.
И хотя формально запрета участвовать иностранцам в конкурсе нет, но много ли будет желающих получить гражданство высококоррумпированной и экономически нестабильной воюющей страны в ущерб родному европейскому гражданству, дающему как минимум свободу передвижения по миру?
Если это не опечатка и МЭРТ действительно имеет ввиду именно гражданство, а не разрешение на работу, то такое условие противоречит задекларированным намерениям власти и даже законодательству.
Во-первых, вопрос получения гражданства — это процедура не на один год (если конечно Президент не предоставит его как в случае с первыми министрами-иностранцами). То есть получить гражданство за несколько недель в преддверие подписания контракта — не реально и не законно.
Во-вторых, управление госпредприятием — это не госслужба, и отсечение иностранцев выглядит нелепо. Если вдруг возник страх поделиться тайнами стратегического предприятия, то не так давно, напомню, министерства соревновались кто больше волонтеров со студенческой скамьи завлечет в свои стены (тогда отдавать в уверенные руки неуверенных специалистов большой объем данных никто не боялся).
А в-третьих, недопуск классного менеджмента из-за рубежа к нашим хромающим госпредприятиям идет в разрез с целью правительства, о которой заявлял Владимир Гройсман во время ежегодной конференции Центра украинско-американских отношений “Providing Ukraine with an Annual Report Card” в Вашингтоне. Тогда премьер-министр провозгласил, что “госкомпаниями должны управлять менеджеры мирового уровня” и привел в пример Укрзализныцю и Укрпочту.
Хотя Гройсман и назвал назначения в Укрзализныцю и Укрпочту началом эры успешных мировых менеджеров во главе украинских госкомпании, условие с гражданством вызывает сомнения, что в Украине действительно так уж рады независимым специалистам.
Очевидно, что отдать сегодня директорское кресло госпредприятия иностранному менеджеру означает привлечь профессионала с успешными европейскими бизнес-кейсами в арсенале. И если, к примеру, в случае с Мариупольским портом и десять иностранных менеджеров ситуацию не изменят — груз взять все равно неоткуда, и утверждение о высоком потенциале предприятия в приграничной военной зоне выглядит крайне спорным, то для аэропорта Борисполь иностранец был бы лучшим выбором.
Последние годы нам твердили, что иностранный менеджер — это лучший инструмент борьбы с коррупцией. Тогда отказ от варягов означает, что борьба с коррупцией завершена? Или просто влиятельное отечественное лобби победило еще до проведения конкурсов?