Трудно говорить за всех, но ожидания участников украинского рынка нефти и нефтепродуктов особенно велики. Главным образом потому, что хуже, чем есть, быть уже не может. Оптимизма добавляет то, что для исправления ситуации в нефтяной отрасли и системе нефтепродуктообеспечения новой власти не нужно что-либо изобретать или внедрять. Всего-то и нужно — добросовестно исполнять свои прямые обязанности. Это не только приведет к нормализации работы одной из базовых отраслей экономики, но и существенно увеличит налоговые поступления. А они ой как не помешают новому, как, впрочем, и нынешнему правительству.
Поймай меня, если сможешь
Нынешнюю ситуацию можно сравнить разве что со второй половиной 90-х годов прошлого века, когда благодаря расплодившимся фиктивным предприятиям с иностранными инвестициями акцизный сбор и НДС на нефтепродукты не платил никто. Такие предприятия называли “бизонами” — по имени одной из крупнейших фирм-оптимизаторов. Сегодня “бизоньи” схемы прижились в АО “Укртатнафта” (Кременчуг), которое с октября 2009-го запустило в промышленное производство компоненты автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95. Во многом отвечая параметрам обычных товарных топлив, эти нефтепродукты отгружаются по техническим условиям (ТУ), разработанным для полуфабрикатов, что позволяет платить акциз по ставке 20 евро/тонна вместо 110 евро/тонна для товарной продукции (в розничных ценах “выигрыш” около 1 грн./л). Нехитрая схема позволила оператору завода положить в карман за октябрь—январь около 180 млн. грн. (было выпущено около 145 тыс. тонн КБ). Источники на рынке полагают, что, предчувствуя приближение окончания налоговых “каникул”, в ближайшее время завод будет оформлять под видом КБ максимальные объемы производимых бензинов.
Вокруг отмены упомянутых ТУ происходит настоящее цирковое представление. После трех месяцев выпуска данных суррогатов, 23 декабря, Кабмин на своем заседании триумфально принимает соответствующее постановление, поручив Госпотребстандарту аннулировать техусловия. Однако текст постановления сразу найти никто не смог. Не появился он и после новогодних каникул. Премьер подписала его только в первой декаде февраля, но… В текст постановления каким-то загадочным образом вкралась ошибка — в нумерации ТУ не хватает двух цифр. Теперь Госпотребстандарт не знает, что ему отменять, о чем, насколько известно, ведомство было вынуждено проинформировать Кабмин. Отгрузки компонентов бензинов (т.е. полуфабрикатов) на рынок продолжаются по сей день.
Показательные выступления
Аналогичная по цинизму ситуация складывается вокруг еще одного явления в отрасли — так называемых аукционов по продаже украинской нефти. Символично, что в 2000 году их внедрила Юлия Тимошенко — для повышения прозрачности механизма реализации энергоресурсов госкомпаний и достижения максимальной цены. С тех пор эта схема деградировала настолько, что приводит к абсолютно противоположным результатам. Так, за последние два года “Укрнафта” недополучила при аукционной продаже нефти более 1 млрд. долл. И это если сравнивать с рыночной ценой на российскую нефть марки Urals, которая намного хуже по качественным параметрам, нежели легкая украинская. Весь ресурс на аукционе скупают два покупателя. (О секретах их “везения” “Зеркало недели” писало неоднократно).
Для подготовки проекта постановления с одним ключевым абзацем, привязывающим цену украинской нефти к мировой, понадобилось несколько депутатских запросов и почти полгода министерской волокиты. Этот процесс подарил немало незабываемых моментов. “За аукционы не переживайте, работают профессионалы”, — успокаивал автора начальник департамента Минэкономики Олег Пендзин, принимавший активное участие в разработке нового регламента аукционов.
На определенном этапе выяснилось, что украинскую нефть хотят привязать к котировкам Лондонской нефтяной биржи по итогам торгов российской нефтью. Однако вот незадача: такая биржа уже несколько лет как не существует, да и российская нефть на ней никогда не торговалась. На исправление оплошности ушло еще несколько недель, так как “у нас же регламент, надо опять согласовать со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами”.
Для понимания: каждый аукцион, проведенный осенью 2009 года, приносил “успешным” покупателям в среднем 400 млн. грн.
По странной случайности, правительственное постановление об изменении регламента аукционов, принятое в памятный день 23 декабря, постигла почти та же участь, что и документ об отмене техусловий на КБ. В январе это постановление было оспорено в суде, который оставил в силе старый регламент. Незамедлительно последовавший в начале февраля аукцион “принес” “Укрнафте” очередные 270 млн. грн. упущенной выгоды.
К слову, опротестовал постановление сам продавец — компания “Укрнафта”.
Это сложно, но постарайтесь понять: компания и ее руководство выступили против возможности заработать больше, продав нефть дороже! При этом абсолютно серьезно частные акционеры “Укрнафты” в лице группы “Приват”, контролирующей менеджмент, с негодованием заявляют о посягательствах государства на кадровые позиции в компании (“Нафтогазу Украины” принадлежит 50%+1 акция “Укрнафты”). Днепропетровцы даже настояли на подписании какого-то акционерного соглашения, гарантирующего по сути неприкосновенность подконтрольного им топ-менеджмента.
Тем временем по результатам 2009 года “Укрнафта” впервые за много лет, очевидно, покажет серьезные убытки.
Но самое главное — крупнейший нефтедобытчик уже отчитался о снижении нефтедобычи на 7,6%. И что же? Алексея Куща, под руководством которого были достигнуты столь “впечатляющие” результаты, в минувшем январе с согласия “Нафтогаза Украины” утвердили… главой правления “Укрнафты”. Ну чем не королевство кривых зеркал? А надо понимать, что потеря темпов добычи нефти в Украине — это уже не проблема “Укрнафты”, это проблема державы, которой придется больше импортировать, т.е. усиливать свою энергозависимость. Ну, это потом. А пока, твердят источники, контроль над “Укрнафтой” снова является предметом торгов, в том числе за лояльность депутатов группы “Приват” в необходимых новому президенту голосованиях.
Непопулярные решения
Есть у рынка нефти и нефтепродуктов проблемы и более приземленные, которые от этого не являются менее важными. Например, по оценочным данным, в 2009 году около 50% бензинов на рынке Украины не отвечали государственным стандартам. Подчеркну: это каждый второй литр.
“В теперь уже далекие 80—90-е годы прошлого столетия реализация нестандартных нефтепродуктов с нефтебаз и АЗС была вообще недопустима, — вспоминает “советскую” дисциплину в отрасли Лидия Присяжнюк, курировавшая в Госкомнефтепродукте Украины это направление работы на протяжении двух десятков лет. — А если такое случалось, то это было настоящим ЧП. Среди ночи приходилось принимать меры по восстановлению качества нефтепродукта. Этот вопрос рассматривался на совещаниях и коллегиях, начиная с территориальных управлений и заканчивая Госкомнефтепродуктом Украины. Для примера: в 1990 году в целом по Украине было установлено 0,01% некачественных нефтепродуктов. Мне трудно подобрать слова, чтобы описать происходящее с качеством топлива в розничной сети сегодня”.
О чем можно говорить, если Госпотребстандарт давеча отчитался, что в прошлом году не провел ни одного лабораторного анализа пробы нефтепродуктов на АЗС. Нет денег, говорят в ведомстве. Ситуация окончательно вышла из-под государственного контроля.
Второй причиной столь плачевной ситуации с качеством топлива являются недопустимо низкие темпы модернизации украинских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Здесь, как говорится, начать и кончить. Слабость “регионалов” как оппозиции подчеркнута, в частности, тем, что, будучи при власти, весной 2007 года правительство Януковича протолкнуло в первом чтении закон о стимулировании модернизации НПЗ. Однако на протяжении последующих почти трех лет этот вопрос даже не был вынесен на рассмотрение крупнейшей парламентской фракцией. Что мешало, непонятно. Остается надеяться, что теперь о документе вспомнят.
Пока же очевидно, что нефтеперерабатывающие заводы в Кременчуге, Надворной, Дрогобыче и Шебелинке к запланированному с 1 января 2011 года ужесточению норм качества производимых нефтепродуктов готовы не будут, так как их владельцы (по отношению к первым трем можно сказать просто владелец) не находят эти вложения выгодными (а в Шебелинке вообще не находят вложений).
Кстати говоря, это абсолютно справедливо, так как инвестиций требуется много, а вот результат возможен лет через пять-семь, а может, его не будет и вовсе, это еще как рынок повернется. С данной точки зрения вложения в канал “1+1” намного эффективнее, так как молчание на тему нефтяных аукционов в предвыборный период со стороны оппозиции, заинтересованной в лояльности “второй кнопки страны”, позволило заработать на тех же нефтяных аукционах сумму, значительно превысившую стоимость канала.
А проблему внедрения улучшенных “качественных” норм на топливо решать придется в любом случае, так как этого требует новый автопарк и граждане, притом не только Украины, но и сопредельных государств, где уже давно используют стандарт Евро-5 (у нас по некоторым позициям еще допускается Евро-2).
Участники рынка едины во мнении: надо вводить дифференцированное налогообложение бензинов в зависимости от качества. Благо, такой подход был внедрен кабинетом Януковича в 2007 году в отношении дизтоплива и прекрасно себя зарекомендовал: некачественный продукт производить стало невыгодно — в рынок “не помещаешься”.
Помимо текущих проблем, перед отраслью стоят более отдаленные, но от этого не менее острые вызовы. Уже сегодня необходимо думать над инфраструктурными проектами. Парк цистерн “Укрзалізниці” ускоренно стареет, да и не возят в развитых странах топливо по “железке”. “Развитие региональных нефтепродуктопроводов интересно и государству, и бизнесу. Мы готовы заключить долгосрочные контракты на загрузку и оплату по этим проектам, что станет гарантией их инвестиционной привлекательности”, — говорит президент “ТНК-ВР Коммерс” Сергей Лизунов о беспроигрышности возрождения системы продуктопроводов, которые более дешевы и экологичны по сравнению с железной дорогой.
Самым главным итогом решения хотя бы перечисленных выше первоочередных проблем станет повышение качества и прозрачности рынка, его прогнозируемости. Сегодня рынок нефти и нефтепродуктов деформирован, ту же топливную розницу развернуло от многомиллионных убытков в декабре 2009-го до повышенной маржи в феврале текущего года (см. рис.). Несуразная пляска или “столбняк” цен на АЗС является ничем иным, как следствием проблем, скопившихся в основании рынка, в таких фундаментальных и неприкасаемых во всем цивилизованном мире сферах, как равность доступа к энергоресурсам, неизбежности налогообложения и прочих условий ведения бизнеса. Проблема уходящей власти была как раз в том, что она пыталась бороться только со следствием проблем, а не с первопричиной. Вот доблестный АМКУ гордится десятками и сотнями открытых дел, четырьмя миллионами собранных в 2009 году штрафов с нефтетрейдеров. А на одних компонентах бензинов как элементе недобросовестной конкуренции бюджет потерял в 50 раз больше… Так, может быть, надо было завести одно дело?
Не исключено, что и новая власть соблазнится проверенными методами популизма и зарабатывания баллов перед лицом лидера и коллег по партии. Но вряд ли это будет долгосрочный успех.
Участники рынка уверены: хуже уже не будет, потому что дальше некуда. Над внутриотраслевыми проблемами висит еще и общая беда — кризис. Остается надеяться на продуктивный подход властей.
Сергей КУЮН, консалтинговая группа А-95
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.