Кризис напрямую затрагивает каждого из нас, поэтому крайне важно найти механизмы борьбы с ним, рассчитать время, за которое его можно преодолеть. Украине не удастся пережить экономические проблемы пассивно, ничего не делая. Необходим план действий, стратегия, причем стратегия экономическая.
Обратившись к историческому прошлому, можно заметить, что нашей стране с экономическим планированием не повезло с самого начала, поскольку политика с 1991 г. брала верх над экономикой. Большинство политиков и чиновников независимо от партийной принадлежности считали, что достаточно разрушить плановую советскую экономику, как экономическое процветание придет само собой.
Советская плановая экономика действительно имела ряд неисправимых недостатков. Во-первых, политика партии в СССР была выше всего, даже выше здравого смысла. Существовал постулат, что политика — это концентрированное выражение экономики. Но в гонке политических систем экономику всегда подчиняли политике, использовали как инструмент реализации политической воли руководства СССР. Причем не в интересах простых людей, а для достижения политических амбиций.
Во-вторых, планирование экономики бесчисленных регионов происходило преимуществу в Москве. “Плановое корыто” республикам не доверяли. Руководство республик часть рабочего времени проводило в Белокаменной, постоянно выпрашивая и вымаливая очевидные вещи. Но самое важное, что экономическое планирование в СССР было отделено от условий мирового рынка. В силу политических разногласий эти условия конкурентной борьбы не принимались коммунистической идеологией с одной стороны, а с другой делалось все, чтобы не допустить достижения советской экономики на мировой рынок. Благоприятная мировая конъюнктура больше рассматривалась как подарок, чем шанс занять доминирующие позиции на рынке. Подобная психология передалась и большинству украинских чиновников, отвечающих за экономику. Советский Союз давно развалился, а они так и не научились быть активными игроками на внешнем рынке.
Кроме этого, советское планирование называлось директивным, а экономика — регулируемой. Несбалансированность директивных планов, составлявшихся в свое время Госпланом СССР, наряду с другими факторами порождала в экономике страны немало разрушительных диспропорций.
В это время весь мир использовал индикативное планирование. Например, индикативные планы, разработанные правительственным управлением экономического планирования Японии, будучи обязательными для государственного сектора экономики, служили ориентирами для ее частного сектора — в отношении спроса, инвестиций, экспорта и импорта. Главным проводником правительственной политики по реализации этих планов являлся центральный банк страны — Банк Японии, который через систему городских банков кредитовал предусмотренные планом мероприятия. Основными ресурсами кредитования были средства бюджета, временно хранившиеся на счетах этих банков, а также вклады населения.
Под косвенным контролем Банка Японии вплоть до либерализации банковской деятельности в 70-х годах находились и многочисленные коммерческие банки, которые тоже способствовали выполнению индикативных планов. Вместе с тем никакие административные запреты неплановой предпринимательской деятельности не вводились. Поэтому эффективные проекты, по какой-либо причине не включенные в планы, также осуществлялись, хотя и не при столь благоприятных условиях кредитования.
В 1961—1970 гг. в Японии было разработано и реализовано три индикативных плана: долгосрочный План удвоения национального дохода на 1961—1970 гг. и среднесрочные — Промежуточный план развития экономики 1964—1968 гг. и План экономического и социального развития 1967—1971 гг. Все они были выполнены как в целом, так и по годам планового периода с существенным превышением намеченного уровня. В результате в течение десятилетия страна сумела обеспечить 12% прироста ВВП в среднем за год. Опередив за этот период Англию, Францию и ФРГ по общему объему ВВП, Япония заняла второе после США место в мире. Наряду с высокими темпами экономического роста Японии не менее важной особенностью можно считать последовательное повышение его качества.
Задача удвоения ВВП ставилась и руководством Франции. Она также успешно была реализована. Это достигалось посредством выполнения тщательно разработанных, системных и комплексных общенациональных программ (планов) социально-экономического развития. Вполне можно было бы учесть опыт развития Китая, других государств, где экономический подъем в последние годы был наиболее заметен.
Украина, как уже было сказано, с самого начала своей независимости пошла совершенно другим путем. Единственным серьезным программным документом долгое время оставались годовые госбюджеты. В основном это были бюджеты проедания, лишенные взгляда в будущее, открывающие широкие возможности ручного управления. Коррупционеру необходимо было попасть в очередь “для тех, кто без очереди”, и получать средства, тогда как иные отрасли недофинансировались. Да и само по себе формирование бюджета являлось декларативным. Вместе с тем экономический рост не был заложен в принципе. А чиновники как составляли программы проедания, так и продолжали их составлять. Со временем закон о госбюджете окончательно перестал быть обязательным документом. Некоторые статьи выполнялись на 150%, а некоторые не финансировались совсем.
В этой ситуации экономическая наука полностью утрачивала свои позиции. Но с прошлого года экономисты получили новые перспективы развития. После избрания президентом Виктора Януковича власть приняла не только госбюджет на 2010 г., чего так и не удосужились сделать предшественники, но и Государственную программу социально-экономического развития на 2010 г. в качестве антикризисной программы. Она содержала как срочные меры по оздоровлению госфинансов и банковской системы, так и меры по активизации инвестиционной деятельности. Подчеркну, подобный документ был принят впервые в истории независимой Украины, хотя программы социально-экономического развития страны должны приниматься ежегодно, что предусмотрено специальным законом 2000 г. Ранее правительство под руководством Виктора Януковича дважды разрабатывало такие программы — на 2005-й и 2007 г., но политические противостояния не дали парламенту их принять. Другие правительства (Ющенко, Кинаха, Еханурова и Тимошенко) даже не делали таких попыток.
В прошлом году также была принята Программа экономических реформ президента на 2010—2014 гг. Это системный документ, который достаточно неплохо описал цели реформ во всех сферах. В этом году программа дополнена подробным планом, который предусматривает принятие конкретных документов в конкретные сроки. Среди таких пунктов — внедрение механизмов стратегического планирования.
Как заявил первый вице-премьер-министр — министр экономического развития и торговли Андрей Клюев, правительство уже практически подготовило проект Программы социально-экономического развития Украины на 2012 г.
По словам коллег-экономистов, участвовавших в разработке проекта, к этому процессу было привлечено большое количество специалистов. Главная задача, которая ставилась перед ними, — от ручного управления перейти на новый уровень планирования развития страны. Разработка документа началась с января текущего года.
Программа наполнена основательными расчетами. Во-первых, при ее подготовке рассчитаны все балансы — не только энергетический, но и продовольственные, прогнозы производства основных отраслей промышленности и т. д. Во-вторых, документ содержит наиболее широкий круг необходимых прогнозных макроэкономических показателей. В-третьих, были тщательно проработаны программы развития каждого города, района и области; детально проанализированы все общегосударственные программы, оставлены наиболее важные и эффективные. Кроме того, с учетом внешних и внутренних рисков рассчитаны три альтернативных прогноза.
В итоге впервые правительство вышло на такой внушительный документ — проект программы имеет чуть более 100 страниц основного текста и около 600 страниц приложений. Но главное — изменена идеология. Если раньше это был набор лозунгов, направленных преимущественно на избирателя, то теперь это план действий каждого министерства и прогноз развития каждого региона. Указаны “точки” социально-экономического роста. Разработаны схемы модернизации производства и инфраструктуры. Показаны механизмы и динамика роста социальных стандартов. Представлены пути развития международного сотрудничества. Уверен, что это уже серьезная заявка на переход к индикативному планированию.
В настоящее время появляется спрос на создание качественной школы экономического прогноза и стратегического планирования с участием лучших студентов и преподавателей вузов, которая так необходима Украине. В нынешних условиях не хватает молодых экономистов, умеющих мыслить глобально и перспективно. Сняв страну с “ручника”, мы должны готовить компетентных специалистов сегодня, чтобы завтра было кому более эффективно ею управлять.
Заместитель директора Центра трудоустройства “Перспектива” ГВУЗ “Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана” Александр ВОНБЕРГ
Что скажете, Аноним?
[11:40 26 ноября]
12:30 26 ноября
12:20 26 ноября
12:00 26 ноября
11:50 26 ноября
11:15 26 ноября
11:00 26 ноября
10:50 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.